Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург 2003 4 страница






1.2.1. Абджад

Абдэюад- мнемотехнический способ классификации букв араб­ского алфавита. Само слово абджад тождественно первой из восьми групп, получающихся вследствие такого рода деления. Известно три традиционных версии происхождения такой организации букв (причем все они касаются только первых шести групп): согласно первой из них звучание слов соответствует именам шести царей древности, по второй именам джиннов, а третья отождествляет их с названиями дней не-

дели.

Таблица 6

 

 

 

восточная западная
1. абджад A=dc абаджид a=»jU
2. хавваз jjb хаваз 5^
3. хуттйй J^ хутйй J^
4. каламан 6& каламн о&
5. са 'фас U^T" ' са 'фад " * '
 
6. карашат   курисат * * *
7. сахаз '£ & сахуз •К а
8. дазаг ДІІі/1 загш /JUT но

Fahd.Huruf//EI.

Weil G., Colin G. S. Abdjad II EI.


В соответствии с этим порядком каждой букве присваивается чис­ленное значение. Помимо этого, для идентификации того или иного знака алфавита используется сумма всех букв, составляющих название буквы (например, алиф может быть выражен с помощью чисел 1 и 111, т.к. H-Jfc£ +< -J (алиф+лам+йа+фа)= 1+3 0+10+80=111)— ал-джуммал ал-кабйр. Числовые значения четырех дополнительных персидских букв совпадают со значением их арабских прототипов69.

Таблица 7

 

 

 

Суммарное значение названия бу- Численное значение Буква
квы (ал-джуммал ал-кабйр) восточное западное
восточное западное
        1 (алиф)
        ч(ба)
        ^(дэ/сйм)
        J (дал)
        *(ха)
        j (вав)
        j (зайн)
        С(ха)
        Ь (та)
        < j (йа)
        < -£ (каф)
        J (лам)

Такой же метод применяется в иврите и греческом. См.: Hulse. Op. cit. -P. 186.

69 См, например рукопись В1991. - С. 126а-128Ь из собрания СПб ФИВ РАН.

20=^=^ і 7=> j *3=£ =5 *2=4*=v


 

 

 

Суммарное значение названия бу- Численное значение Буква
квы (ал-джуммал ал-кабйр) восточное западное
восточное западное
        f (мйм)
        о(нун)
        l>» (сйн)
        £ ('айн)
        ^(фа)
        о^ (сад)
        (каф)
        j{pa)
        о» (шйн)
        ^ (та)
        ^(са)
        t(xa)
        '^(зал)
        о^(дад)
        ±(за)
        £ (гайн)
    - - (■ (хамза)
        Ч(ла)

Численные значения букв обычно использовались:

- на астролябиях;

- при составлении хронограмм;

- в пагинации;

- в разнообразных процедурах, связанных с гаданием и при изготовлении талисманов.


Для постижения внутреннего смысла явления или вещи, скрытого за словесной формой, слова или фразы (зачастую взятые из Корана или другого почитаемого текста) разделялись на буквы, которые играли роль ключа к слову и, претерпевая ряд модификаций, формировали в конеч­ном итоге новые слова, наделенные новыми смыслами, которые должны были открыть тайные значения исходного объекта.

Таким же образом осуществлялись и попытки мистической экзе­гезы Корана. Это был один из путей приближения к Божественному ра­зуму. Особая роль отводилась буквам, составляющим отдельные кора-нические айаты и божественные имена, а также семи буквам, не встре­чающимся в первой суре. Корана (*-* '^> '0і О 'С 'Є " -1/ са, джйм, ха, зайн, шйн, за, фа). Также существовал и противоположный метод, основан­ный на комбинировании букв. Например, устанавливалась иерархия внутри различных групп: буквы с числовыми значениями 2 - 20 - 200 (j- i_S- (_j/ ба-каф-ра) играли подчиненную роль относительно группы со значениями 4 - 40 - 400 (1^ - f - V дал-мйм—та) и т. д..

Численное значение каждой буквы по абджаду может быть заме­нено другим, полученным при сложении букв, составляющих одно из имен Аллаха71, начинающееся на соответствующую букву.

В результате объединения традиций иудейского и эллинистиче­ского происхождения с суфийскими теориями была создана исключи­тельно сложная и запутанная система. Один из главных авторитетов в «науке о буквах» ал-Бунй писал: «Не следует полагать, что тайна букв может быть постигнута с помощью логических рассуждений, этого можно достичь лишь путем озарения и благодаря Божественному вме­шательству» 72.

70 Marquet. Op. cit. - P. 280.

71 Подробнее об именах Аллаха см. 1.3

72 Цит. по: Fahd. Huruf// EI.


Гадание с помощью букв всегда занимало привилегированное по­ложение среди других техник гадания. Это объясняется особым отноше­нием мусульман к букве, как важнейшему символу и ключевому инст­рументу передачи Божественной мудрости. Ведь Коран - «прямая речь» Бога, восходящая к «хранимой скрижали», небесному архетипу всех Пи­саний. Изображения коранических фрагментов— «картин Слова Божь­его» часто играли в мечети ту же функциональную роль, что и росписи христианских храмов, а каллиграфия стала основой художественной культуры ислама.

1.2.2. Джадвал

Описание разнообразных манипуляций, производимых над бук­вами с целью обретения заповедных знаний, не будет полным без упо­минания термина джадвал. В магии под этим термином понимаются геометрические фигуры, со вписанными в них знаками, обладающими чудодейственными свойствами. В качестве таких знаков могут высту­пать буквы, цифры, особые магические формулы, Божественные имена, имена ангелов и демонов, названия небесных тел и дней недели, а также выдержки из Корана (суры «Фатиха» и «Иа' Сйн», т. н. «тронный стих» (2: 256), таинственные буквы, открывающие некоторые суры (фаватих) и др.). При этом учитывались не только качества, изначально присущие самим знакам, но и особые свойства, сформированные различными их комбинациями.

Такие фигуры использовались самыми разнообразными спосо­бами: бумагу, на которой они написаны, могли сжигать, вдыхая образо­вавшийся дым, написанное могли смывать водой, которую затем выпи­вали, или же они наносились на талисман, охранявший владельца.



При изготовлении талисманов особенно часто использовали вы­шеописанную систему абджада. Так, внутри джадвал выделился осо-бый класс фигур - магические квадраты, вафк или будух. Ниже приве­ден пример квадрата, составленного из букв, расположенных согласно абджаду. Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть одинакова, в данном случае она равна пятнадцати.

     
     
     
j Jb |_|
С   j
С   J

Таблица 8

дал та ба
джйм ха зайн
ха алиф вав

Жирным шрифтом выделены буквы, формирующие слово будух, их числовые значения соответствуют 2-4-6-8. При всей очевидности искусственного происхождения этого слова, ему приписывались самые разные значения. По одной из версий, Будух - это имя аравийского купца, приобретшего богатство благодаря своей набожности, по дру­гой, это имя ангела или джинна., который следит за доставкой коррес­понденции, поэтому с помощью магических квадратов запечатывают

ПС

письма, надеясь на его помощь. В арабском языке это слово преврати­лось в женское имя76.

См., например: Winkler Н. A. Siegel und Charaktere in der muhammedanischer Zauberei, in Studien zur Geschichte und Kultur der islam//Orients. - VII. - Berlin, 1930; Ahrens W. Studien iiber die " magischen Quadrate" der Araber II Der Islam. - 1917. - VII. - P. 186-250; idem. Die " magischen Quadrate" al-Bum's. ibid. - 1922. - XII. - P. 157-177; Bergstraesser G. Zu den magischen Quadraten. - ibid. - 1923. - XIII. - P. 227-235.

74 Резван. Op. cit. - C. 332.

75 Donaldson. Op. cit. - P. 112. Кроме того буквы его имени пишутся на
концах пятиконечной звезды, которая является символом этого ангела, и
используется в качестве талисмана. См.: ibid. - Р. 208.

76 Graefe Е., McDonald D. В., Plessner М. Djadwal // EI.


Будух, как в буквенном, так и в цифровом выражении использо­вался в качестве действенной магической формулы, написанной на аму­летах (чаще всего на кольцах), для самых разнообразных целей: при чрезмерных менструальных кровотечениях (меноррагии), импотенции,

77 *-*

болях в желудке, чтобы стать невидимым и т. д. Сура «Иа' Сйн», вписанная в магический квадрат на закате, оберегает от всех болезней, диких зверей, опасностей, исходящих от огня и воды78.

Самым большим магическим квадратом считается на сегодняшний день квадрат, состоящий из 10 000 ячеек (100x100), в основу которого

положено число 500 050.

Б. Доналдсон ссылается на рассказ дарвйшг., который зарабатывал себе на жизнь составлением магических квадратов. На основе будуха. он разработал шестнадцать других типов квадратов, которые и продавал людям, пораженным различными недугами. Пример кольца с магиче­ским квадратом, хранящегося в Британском музее (№ 2298), приведен У. Баджем81. В нем используются числа 1, 8, 9, 18, сумма которых по вертикали, горизонтали и диагонали составляет 36. Были известны и более сложные системы. В численном виде записывались коранические цитаты или имена Божьи. Э. Доте приводит такой квадрат, который ис-пользовался в качестве средства, излечивающего бесплодие. Основой данного квадрата служит численное обозначение букв, составляющих одно из Божественных имен - ал-Мусаввир, которым декларируется формообразующее начало Бога. Их сумма равна 336, такое же число

7 Doutte. Op. cit. -P. 234, 295, 229, 275.

8 Donaldson. Op. cit. - P. 207.

9 Khalili XII. - P. 106. - MSS 755, MSS 734-735.

0 Donaldson. Op. cit. - P. 207.

1 Бадж. Op. cit. - С 239.

2 Doutte. Op. cit.-P. 193-194.


получается при сложении чисел всего квадрата по вертикали и горизон-

Таблица 9

 

200=j 6=3 90=оа 40=< *
       
       
       

Особый класс составляют так называемые «латинские квадраты» или вафк маджазй. В таком квадрате каждый столбец и строка содержат одинаковый набор символов (букв, цифр или целых слов), порядок рас­положения которых не должен повторяться. «Латинские квадраты» часто составлялись из «таинственных букв», встречающихся в начале некоторых сур, имен Божьих, отдельных айатов и т. д. Считалось, что они обладают мощной охранительной силой.

В отдельный тип выделяют так называемый «квадрат стиха». Это квадрат со вписанным в него особым образом «тронным» айатош (2: 256). Он встречается на османских и каджарских талисманах84.

1.2.3. Фаватих ас-су вар

В начале двадцати девяти сур (2, 3, 7, 10, 11-15, 19, 20, 26-32, 36, 38, 40-46, 50, 68) непосредственно за басмаллой следуют буквы или бук­восочетания, смысл которых до сих пор неясен. Это так называемые «таинственные буквы» или фаватих ас-сувар, т. е. буквы, «открываю­щие суры». Важно отметить, что все суры, которым предшествуют оди-

83 У Доте 5 вместо 15 и 4 вместо 14, что дает значение 336 по обеим
диагоналям, нарушая при этом вертикальную и горизонтальную систему. В
нашем варианте числовые значения диагоналей равны 346. Либо в издании Доте
опечатка, либо просто невозможно построить квадрат с таким числовым рядом,
удовлетворяющий всем требованиям.

84 Khalili XII. - Р. 107.


наковые буквы или их группы, расположены в тексте Корана рядом, не­зависимо от своего размера, т. е. при составлении текста не только учи­тывалось наличие этих букв, но ему придавалось значение большее, чем основному принципу организации сур по их длине85. Существует множество гипотез их происхождения, однако ни одна из них не в со­стоянии дать полноценного объяснения их значению. Мусульманская традиция видит в них сокращения, например: «jll» означает «u^jN» (ар-Рахман, Всемилостивый) и др. Кроме того, разумеется, рассматри­вались и числовые значения этих букв. Было выдвинуто предположение, что эти числа обозначали истинное исходное количество айатов в

— 86 т~> *-*

cyps. Европейские ученые также пытались разрешить эту загадку. Основным предметом дискуссий является вопрос о том, принадлежат эти буквы откровению или нет. Долгие годы господствовала гипотеза

Q-J

Нёльдеке о том, что эти буквы соответствуют инициалами обладателей первых записей текста Корана. Затем была выдвинута «каббалистиче­ская» гипотеза88, опиравшаяся на тот факт, что все суры, которым предшествуют загадочные буквы, относятся к позднемекканскому и раннемединскому периодам, когда Мухаммад воспринял некоторые идеи иудаизма. Каббалистическое значение букв заключалось, согласно этой теории, в том, что они содержат аллюзии мистического характера на определенные слова и фразы в суре. Выдвигались и другие гипотезы, в которых буквы рассматривались, главным образом, как сокращения неких ключевых слов и были предприняты попытки реконструкции этих

85WelchA.T.Kur'an//EI.

86 'All Nasuh al-Tahir. Abbreviations in the Holy Qur'an II Islamic Review. -
1950. - XXXVIII/12. - P. 8-12.

87 Noldeke Th. Geschichte des Qorans. - Gottingen, 1860. - S. 215.

88 Loth O. Tabari's Korankommentar II ZDMG. - 1881. XXXV. - P. 603.


Re-:: -'.

бі: б, 'і.::,; ■ ■ '" ■ " /

слов. Уэлч отмечает, что среди «таинственных букв» представлены все наличествующие в арабском алфавите консонантные формы (без диак­ритических точек), причем ни одна не повторяется дважды 90, что, безус­ловно, не может быть случайным совпадением.

Каким бы ни было истинное значение «таинственных букв», они всегда играли важную роль в магии. На основании того факта, что они встречаются в Коране 29 раз (что соответствует числу букв алфавита (считая хамзу), каждая буква соотносилась с определенной сурой, и ей приписывались связь с одним из Божественных имен91.

Таблица 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Численное значение Имя Бога «Таинственные буквы» Сура Буква
  В  
    Аллах алиф-лам-мйм $ 2 1 (алиф)
    ал-Латйф   ^(ба)
    ал-Ганй алиф-лам-мйм—сад ^J *   ^(длсйм)
    Явный алиф-лам-ра J   *(дал)
    Требующий алиф-лам-ра J   > (ха)
    Обладающий высшими сте­пенями   j (вав)
    ал-Хайй алиф-лам-мйм-ра jA   j (зайн)

См., например: Bellamy J. A. The mysterious letters of the Koran: old abbreviations of the basmallah II JAOS. - 1973. XCIII. - P. 267-285.

90 Welch. Op. cit.

91 Две следующие таблицы, составленные на основе трудов Ибн 'Арабй,
приводится по: Hulse. Op. cit. - P. 195-197. Значения Божественных имен см. 1.3.
В тех случаях, когда нам не удалось отождествить английский перевод имен Бога
с их арабским эквивалентом, приводится русский перевод текста Хульса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численное значение Имя Бога «Таинственные буквы» Сура Буква
  В  
    ал-Ахир алиф-лам-ра JM   Z(xa)
    Вызывающий противоречия   Ь(та)
    ар-Рабб каф-ха-йа-'айн-сад U^Jg^   lS (йа)
    аш-Шакур та-ха < lL   «-£ (каф)
    ал-Фаттах та-сад-мйм м и n   (J (лам)
    ал-Джами' та-сад (joJa   ? (мйм)
    ан-Нур та-сад-мйм ■ N > И U   и (нун)
    ал-Мухйй ал иф-лам-м Им Г»   о* (сйн)
    ал-Батин ЗО £. ('айн)
    ал-Кавй   ^-*(фа)
    ал-Мумйт   < > = (сад)
    ал-Васи' йа-сйн оч   6 (каф)
    ал-Мусаввир сад LK>   j(pd)
    ал-Кадир ха-мим (~   J» (шйн)
    ал-Хасйб   ^(та)
    ал-Мукйт ха-мйм 'айн-сйн-каф L3Jaib (^   < -> (са)
    ал-Хакйм ха-мйм f~   tOfa)
    ал-Хафид   ■ ь(зал)
    ал- 'Алйм   о^(дад)
    ал- 'Азйз   ±> (за)
    аз-Захир каф i5   £. (гайн)
    - нун и   * (хамза)

Кроме того, букве в каждом из четырнадцати буквосочетаний приписывается особое значение:

Таблица 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы и букво­сочетания Значение Кол- w> «92 во
алиф-лам-мйм Р» алиф \ Начало (Бог)  
лам J Конец (Джибрйл)
MUM Р Середина (Мухаммад)
алиф- лам- мйм—сад ■) /іл» алиф   Начало  
лам J Конец
мйм ? Середина
сад О-3 Притчи, сказания, предания
алиф-лам-ра J алиф   Начало  
лам J Конец
ра J Учитель
алиф- лам- мйм-ра jA алиф   Начало  
лам J Конец
мйм ? Середина
ра J Учитель
каф-ха-йа- 'айн-сад LK" JS^ каф < _S ал-Кафй (Самодостаточный)  
ха e ал-Хадй (Путеводящий)
йа t5 Длань (йад) как символ Бо­жественной Власти
'айн & ал- 'Алйм (В севе дающий)
сад O3 ас-Садйк (Правдивый)
та-ха < lL та із О!  

Частота употребления в Коране.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы и букво­сочетания Значение Кол- ____ 92 ВО
    ха   Человек  
та-сйн- мйм ■ 41 II U та Ъ Гора  
сйн о» Сина'
мйм ґ Муса
гпа-сйн , jJa та Ь Гора  
сйн о* Сйна' \
йа-сйн ОН йа lS О!  
сйн О» Предводитель людей (Мухаммад)
сад Сґ= Праведность, предание  
ха-мйм (~ Мухаммад  
ха-мйм 'айн- сйн-каф   ха-мйм f~ Мухаммад  
'айн t ал- 'Алйм (Всеведающий)
сйн 0а Предводитель людей
каф Духовная гора
каф (J Гора Каф, опоясывающая всю землю; дело уже решено  
нун и Божественная скрижаль, на которой находится Божественный калам, и чернила из рыбы Бегемот  

93Ал-Казвйнй (600-682/1203-1283) в «Чудесах творения» («'Аджа'иб ал-Махлукат») отождествляет быка и рыбу, на которых держится Земля, с библейскими Левиафаном и Бегемотом, придавая им соответствующие имена. См.: Streck М., Miquel A. Kaf// EI.


1.3. Прекрасные Божественные имена {ал-асма' ал-хусна)

«У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о Его именах...»94 (7: 179). «...Призывайте Ал­лаха или призывайте Милосердного, как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена...» (17: 110).

Не существует однозначно кодифицированного их перечня, од­нако, различия весьма незначительны, например, некоторые списки включают в себя имя Аллах, другие нет, в некоторых имена ал-Вахид и ал-Ахад объединяются в один эпитет и т. д. Наиболее распространен­ными являются версии ат-Тирмизй (210-825/279-892), ал-Газалй, ал-Йджй (680-756/1281-1355) и ал-Джурджанй (740-816/1339-1413). Далеко не все имена присутствуют в Коране adlitteram. Многие из них являются производными от корней, встречающихся в Коране. Традиционно, все списки начинаются с перечня имен, представленных в 22-24 айатах 59ой суры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.