Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г71Ш2. РДГКОДОПАНТИЯ 1 страница






СИЛМ АЛ-КУР*А: ИСТИХАРА, Ф'АЛ)

О

бращение к почитаемому тексту с целью узнать будущее получило в западной науке общее название рапсодомантия, в арабо-мусульманской традиции ему соответствует термин 'илм ал-кур 'а. Среди практик, описываемых этим термином первоочередной интерес для нас представляют истихара (прибегание к Божьей помощи в затруднительной ситуации в надежде получить ответ через текст Корана) и фа 'л (извлечение предзнаменований из различных текстов).

2.1. Истихара

Каждая из рукописей Корана имеет свою собственную историю. Рукопись хранит память о руке переписчика, руках многочисленных владельцев, которые оставляли на ее полях свои пометы: вакфные за­писи, комментарии по таджвйду (рецитации), а также разнообразные символы и даже рисунки 10°. Ветхие экземпляры предавали земле со всем почетом, подобающим Священному тексту101 или же хоронили вместе с почившим владельцем. Однако, на этом жизнь рукописи не всегда за­канчивалось- еще в начале прошлого века вдовы, оставшиеся без

Например, в рукописи А 976 на с. 01b записаны датированные основные события из жизни семьи владельца. См. Также: RezvanE. Qur'anic manuscripts as birth, death, land and library register II Manuscripta Orientalia. - 2002. VIII/3. - P. 17-26. Сходным образом использовались списки и издания Ветхо- и Новозаветных текстов.

101 Аналогичная практика «похорон икон» зафиксирована в балканских монастырях. В России ветхие иконы сплавляли по реке, после чего иногда случалось обретение святого списка.


средств к существованию, нередко выкапывали списки из могилы и продавали их приезжим102.

Во время работы по описанию коллекции Коранов СПб Филиала ИВ РАН часто приходилось ограничиваться фиксацией тех или иных, не всегда понятных маргиналий. Среди прочих наше внимание привлекала рукопись небольшого формата (6, 7*11 см) в расписном лаковом пере­плете (см.: рис. 4), переписанная мельчайшим каллиграфическим почер­ком на тонкой светлой бумаге восточного производства, на полях которой регулярно повторялись слова: «ч->.р. J-^ч» («очень хорошо») (см.: рис. б); «цн^ ^Л^» («не очень хорошо»); «vj^» («хорошо»); «^» («плохо»); «^ ^^» («не очень плохо»). Впоследствии, благодаря работе Бесс Аллен Доналдсон «The Wild Rue» («Дикая рута»), обнаружилось магическое объяснение этих ■ надписей. В главе, посвященной коранической магии, исследовательница пишет: «Некоторые Кораны специально изготовлены для этой цели (гадания- М. Р.). Их страницы помечены буквами, которые показывают, каким должен быть ответ. На некоторых имеется всего три буквы: «£», сокращение от j^- хороший; «о^», сокращение от j& - плохой или неудачный; и «?», сокращение от 4-^- средний. Другие копии более детализованы: девять букв и их комбинаций обозначают «очень хорошо», «хорошо», «средне», «посредственно», «плохо», «очень плохо». Эти знаки облегчают задачу читателя и освобождают его от ответственности за неблагоприятное истолкование»103. Рукопись А1638 и является именно такой, спе­циально подготовленной для гадания копией Корана.

Рукопись была приобретена 24 ноября 1955 года в «Академкниге» за 200 рублей. Она датирована 1262/1846 г., переписана в Иране, пред-

Бадж. Op. cit.-С. 65. Donaldson. Op. cit. -P. 131.


положительно в Тегеране или в Ширазе104. На внутренней стороне задней крышки переплета над печатью «Академкниги» находится владельческая надпись красными чернилами: Ex Libris. Клинушин. Рукопись содержит почти полный текст Корана (2: 4-94: 8). На странице 312 а имеется колофон:

«Завершено [переписывание] Священного Слова Аллаха в субботу 16го числа месяца раби' ал-аввал 1262 года».

На странице 312 b (см.: рис. 7) арабо-персидская надпись, содер­жащая предписание со ссылкой на авторитет амйра. правоверных1(Ъ чи­тать по завершении (переписки, чтения -?)' Корана особую молитву:

«О Боже, раскрой с помощью Корана мои глаза, освободи с помощью Корана мой язык, и поистине на нем то, что желает [? ] с помощью Корана мое сердце, и используй с помощью Корана мое тело, и освяти [меня] с помощью Корана. Нет могущества и силы, кроме как у Тебя».

Текст переписан черными чернилами, заглавия сур выделены красным, красным же на полях отмечены начала джуз 'ов и хизб (соот-

104 Сведениям по локализации данной рукописи мы обязаны
проф. О. Ф. Акимушкину.

105 По-видимому, имеется в виду двоюродный брат и зять Мухаммада,
четвертый праведный халиф 'Алй (ум. 40/661).

106 Кроме того, хатм-и Кур'ан может означать чтение Корана в память
покойного или завершение окончания полного курса изучения Корана в Мадраса.


ветственно '/зо и! /6о части Корана). Прочие знаки таджвйда., а также знаки вокализации обозначены теми же чернилами, что и основной текст. Последовательно проставлены кустоды. Текст в неровной трой­ной рамке, внешняя линия которой исполнена золотом, затем оставлено поле шириной 1, 3 см; непосредственно обрамляют текст синяя и вновь золотая линии. 16 строк на странице, верхнее поле занимает 0, 6 см, нижнее - 0, 8, внешнее - 0, 9; межстрочный интервал равен высоте строки и составляет 0, 2 см. Конец каждого айатз. отмечен красной окружно­стью. Рукопись дефектная (отсутствуют начало и конец коранического текста, что обычно является свидетельством интенсивного использова­ния), при этом сохранившаяся часть текста (312 листов) дошла до нас в

хорошем состоянии

Эта рукопись является свидетельством распространения и инстру­
ментом практики истахара. Прибегающий к истщаре, (от корня
Л± I ха-йа-ра - выбирать, предоставлять выбор, отдавать

R

предпочтение) вверяет Аллаху выбор между возможными вариантами развития событий. Обращаться к такой практике может как благочестивый, избранный человек, желающий всю свою жизнь подчи­нить воле Аллаха (хайр), так и простой человек, находящийся в затруднительном положении, сомневающийся в правильности своего решении {мустахйр).

Практика гадания по Священному тексту (теомантия), как част­ный случай рапсодомантии (библиомантии), т. е. гадания по любым тек-

107 Параллелью нашей рукописи может служить датируемый первой
третью XVIII в. список из известного хайдарабадского собрания. См.: Ashraf М.
A Catalogue of the Arabic Manuscripts in the Salar Jung Museum and Library. -
Hyderabad, 1962.-P. 116-117, № 163.

108 Возможна истихара с использованием самых различных инструментов
гадания (например, по четкам, по кольцу, по написанному на бумаге и т. д.).

109 Ср., например, средневековые христианские " Sortes Sanctorum" или
" Sortes Apostolorum" - специальные тексты Библии, содержащие на полях


стам, получила широкое распространение в исламском мире, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные ее упоминания в персид­ской классической поэзии (см.: Приложение Х)по, в пословицах111 и в сказках «Тысячи и одной ночи». От фа 'ли - гадания в более широком смысле слова (например, «Что со мной будет?»), истихару отличает то, что она определят исключительно целесообразность или, напротив, нежелательность совершения того или иного действия (напри­мер, «Жениться ли мне на Нурие?»), в то время как фа 'л несет куда бо­лее широкие функции. Как правило, к нему прибегают для того, чтобы узнать будущее. Покровителем рапсодомантии шииты считают Джа'фара (убит в 8/629 году в битве при Му'те), двоюродного брата Мухаммада'и.

Предполагается, что человек, совершивший истихару, должен сразу же воспринять правильное решение свыше, однако, если этого не

краткие комментарии на библейские сюжеты (perfectum opus, gloria magna и т. д.), см.: Harris J. R. The " Sortes Sanctorum" in the St. Germain Codex II American Journal of Philology. - 1888. IX. - P. 58-63.

110 См., например, газали, Хафиза№ 17, 72, 350.

111 «Сначала совет, потом ucmwcdpa» (Аввал истишарэ б'ад истихарэ
/ejLiaJ ^ ajLiU Jjl); «ucmwcdpa - сердце человека» (Истихарэ дил-и
адамист/^115-»^ сЬ< > _Д^і). См.: Лугат-нама-йи 'Алй Акбар Даххуда). Словарь
'Алй Акбара Даххуды. - Тегеран / u'je3-.'^^ j& J& < ^ |-^

См., например, триста семьдесят третью ночь: «Когда же настала триста семьдесят третья ночь, она сказала: " Дошло до меня, о счастливый царь, что, когда везирь (так в тексте -М. Р.) рассказал жене о деле своей дочери и спросил ее: 'Каково твое мнение об этом? ' - она сказала: 'Подожди, пока я совершу молитву о совете (т. е. истихару - М. Р.)\ А потом она совершила молитву в два ракята (так в тексте- М. Р.), как установлено для молитвы о совете, и, окончив молитву, сказала своему мужу..."». Книга тысячи и одной ночи/Перевод и комментарии Салье М. А. под редакцией Крачковского И. Ю. - Москва, 1933. -С. 361.

113 Фа'л также возможен с использованием самых различных инструментов гадания (например, по руке или по гороху). Подробнее о фа'лъ см. 2.2.

114Fahd.Kur'a//EI.


произошло, допустимые варианты записываются на листах бумаги, и вытягивается жребий. Для получения ответа прибегают также и к онейромантии116: после совершения описанного ритуала вопрошающий ожидает ответа во сне. Особенно важна внутренняя чистота сновидца: сон, ниспосланный Аллахом, не сможет проникнуть в душу, обуревае­мую страстями. Согласно ан-Нававй (631-676/1233-1277): «совершаю­щий истщару должен полностью отказаться от внутреннего личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашива-

нием благого у Господа, а не у самого себя». Предпочтительным считается толкование сна уважаемым, благочестивым человеком или л/уллой118. Бытует представление, согласно которому ucmuxdpa. должна совершаться в мечети или в другом почитаемом месте, где человек затем и засыпает. Последнее не одобряется религиозными авторитетами, поскольку тесно связано с языческой традицией '19.

Поскольку традиция гадания уходит корнями в самое отдаленное прошлое, то для предотвращения возврата к языческим обычаям ис­ламом (а истщара получила распространение в самых разных частях мусульманского мира) были зафиксированы особые правила совершения обряда.

U5Doutte. Op. cit.-P. 413.

116 Онейромантия в исламе находит свое оправдание в тексте Корана, где не раз возникает тема сна, см., например, 8: 43 (сон, ниспосланный Аллахом, помогает одержать победу в битве при Бадре), 12: 43 (толкование сна фараона Иусуфом), 30: 22 (сон, как знамение Аллаха), 37: 101, 105 (сновидец Ибрахйм), 48: 27 (осуществление сна Мухаммада, ниспосланного ему Аллахом) и т. д.

! 17

Цит. по Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. — Москва, 2001. -С. 196.

118 Так, например, к шайху ас-Санусй (838-895/1435-1490),
прославленному своей способностью толковать такого рода сны (как свои, так и
чужие), приходили люди со всего Магриба, что способствовало упрочению его
репутации как авторитета в религиозных, и особенно в мистических науках.
См.: Bencheneb Н. Al-SanusT // EI.

119 Fahd. La divination arabe. - P. 363-367.


Согласно традиции Пророк говорил, что если человек с должным почтением совершает истгаару, он никогда не изведает утрат и не уз­нает печали. Истихара, как правило, осуществляется профессио­нальными исполнителями, однако при их отсутствии - любым грамот­ным человеком. Самому процессу гадания предшествует определенный ритуал.

В собрании Халили хранится трактат по библиомантии «О методе истихары» («Фй тарйк ал-истихарат»), переписанный в XIX в. в Иране ". В тексте трактата в качестве синонима слова истихара используется тафа 'ул. Анонимный автор трактата, ссылаясь на «Книгу по г/стихаре» («Китаб ал-истихара») некоего Ибн Тау'са, приводит следующий метод исполнения ритуала: желающий погадать с помощью Корана должен прочесть «тронный стих» (2: 256), затем десять раз произнести традиционную формулу приветствия Пророку, прочитать молитвы, приведенные в тексте, после чего он должен открыть Коран и найти на правой странице одно из прекрасных имен Аллаха, затем от этого места надо перелистать десять страниц, обратить внимание на десятую строку на левой странице, которая и будет содержать искомую истину. Текст также содержит предписания по времени совершения истихары (авкат ал-истщарат) со ссылкой на авторитет шиитских имамов. Интересно отметить, что помимо вышеописанного трактата рукопись содержит сочинение по рецитации Корана и образцовую магическую таблицу-талисман, содержащую в себе все основные знаки, использующиеся в мусульманской охранительной магии ш.

Среди дошедших до нас сочинений, посвященных рапсодомантии, наиболее распространены следующие:

Khalili, XII. - Р. 156. - MSS 412. См.: Глава 3.


- «Кура'т ал-имам Джа'фар ибн Абй Талиб» («[Описание способов] бросать жребий по имаму Джа'фару ибн Абй Талибу») или «Джа'фарийа», содержащее интерпретацию значений айатов, использующуюся при гадании по Корану;

- «Ал-Кур'а ал-Ма'муниййа» («[Описание способов] бросать жребий по ал-Ма'муну»), приписываемое Йа'кубу ибн Исхаку ал-Киндй (ум. 256/870), составлено в форме своеобразного катехизиса;

- «Ал-Кур'а ал-Джавхариййа» («[Описание способов] бросать жребий по ал-Джавхару»), отражающее позднюю стадию развития рапсодомантии, включает в себя симво-лико-метафорическое истолкование текста Корана, сопровож­даемое разнообразными манипуляциями с буквами и их чис-

ленными значениями (см.: 'илм ал-длсафр, 'илм ал-хуруф);

- «Кур'ат хуруф ал-му'джам» («[Описание способов] бросать жребий по буквам алфавита») содержит буквы арабского алфа­вита, расположенные в порядке абджада, гадающий выбирает случайным образом одну из букв и затем читает стихотворный комментарий на нее;

- Наиболее развитые и сложные системы представлены в сочинениях, переведенных ал-Бйрунй (362-440/973-1048).

Такие сочинения, как правило, приписывались библейскому про­року Даниилу124, Александру Македонскому, Пифагору и др.

122 См. 1.1 и 1.2.

123 «Ал-Кур'а ал-мусарриха би-л-'авакиб» («Кур'а, ясно разъясняющая
последствия»), «Ал-Кур'а ал-мусаммана ли-стинбат ад-дама'ир ал-мухаммана»
(«Восьмичастная кур'а для раскрытия внутренних помыслов»), «Шарх мазамйр
ал-кур'а ал-мусаммана» («Толкование свирели на восьмичастную кур'у).

124 См. прим. 39.


Возвращаясь к практике истихарг. в шиитской среде, приведем
сообщение Б. А. Доналдсон об исполнении этого ритуала в Мешхеде в
30-е годы прошлого века. Сначала читается «ал-Фатиха», затем произно­
сится по-арабски: «Боже! Тебе ведомо то, что сокрыто!», после этого
следует часть айата 6: 59: «У Него - ключи тайного; знает их только
Он. Знает Он, что на суше и на море». Затем произносится тради­
ционная формула приветствия и пожелания мира Мухаммаду и его роду,
после чего приступают непосредственно к гаданию. С закрытыми гла­
зами и обращенным к небу лицом гадающий произносит имя Аллаха и
открывает Священный текст в случайном месте, после чего он зачиты­
вает первое предложение или его часть на открывшейся странице и, ис­
ходя из характера текста, дает истолкование125. Это истолкование
осуществляется при помощи методов та'вила

(символико-метафорической экзегезы).

Эта практика популярна в Иране и сегодня. Так, в этом году в Те­геране вышло в свет «самое полное и подробное» руководство по истщаре, составленное Гуламом Ридой Нав'ай. Это руководство базируется на одной из рукописей, специально созданной в соответствии с традицией истихары. Анализу этой книги следует уделить особое внимание, поскольку она является интереснейшим источником, из которого можно почерпнуть сведения о специфике гадания в сегодняш­нем Иране.

125 Donaldson. Op. cit.-P. 131.

126 Руководство по гаданию с помощью Корана / Составитель Гулам Рида
Нава'й. - Тегеран, 1381. (Рахнама-йи истихара ба Кур'ан).

127 Как гласит текст примечания, оригинал этой рукописи неизвестен, сама
она хранится в частной коллекции бахрейнского ученого шайха Ахмада 'Асфура,
который и порекомендовал использовать эту рукопись при создании руководства,
ссылаясь на то, что каждое гадание, которое он сам совершал с помощью этой
рукописи оказывалось верным.


Сегодня, как и столетия тому назад, практика истихары, является источником многих дискуссий. Допустимо ли гадание как таковое? В чем отличие истихары от запрещенных исламом видов гаданий? Не препятствует ли обращение к истихаре самостоятельному, независи­мому мышлению? Не способствует ли подобная практика снятию лич­ной ответственности с человека? Со ссылкой на хадйсы, на авторитет имамов Дж'афара ас-Садика и Риды (148-765/203-818), с приведением высказываний Табатаба'й (1888-1969), Кашанй (ум. 1962), имама Хумайнй (1900-1989) доказывается правомерность практики гадания по Священному тексту. В предисловии доктора Ахмада 'Абадй содержится попытка оправдания истихары путем противопоставления двух поня­тий: тафа'л и татаййур, первое из которых соответствует «дозволен­ному гаданию», а второе - «запретному». Однако, непоследовательность употребления этих терминов (последующее противопоставление фа'л-истихара) свидетельствует о том, что до сих пор так и не было вырабо­тано сколько-нибудь определенного отношения к вопросу. Крайне ин­тересным представляется также обсуждение вопроса о допустимости использования истихары в качестве легитимного доказательства в суде. Основными аргументами в пользу истихары служит то, что в прибега-нии к Божьей помощи в затруднительной ситуации нет ничего предосу­дительного и это не имеет ничего общего с язычеством, а также то, что благодаря истихары человек получает не доступ к сокровенному зна­нию, а помощь и поддержку в разрешении своих сомнений.

Об актуальности проблемы для сегодняшнего иранского общества свидетельствует также то, что данное издание призвано облегчить службу имамов пятничных мечетей, к которым регулярно обращается множество людей с просьбой совершить для них истихару. Благодаря этой книге люди, не владеющие арабским языком, смогут самостоя-


тельно, без посредников, обращаться к Богу в затруднительных ситуа­циях.

В книге также содержатся сведения о:

- разновидностях истихары (при этом, Коран указывается лишь как один из возможных инструментов гадания);

- наилучшем времени и месте ее осуществления (в субботу -от восхода до заката солнца; в воскресенье — от рассвета до полудня, затем от предзакатного времени до заката; в поне­дельник - от рассвета до восхода солнца, затем от полудня до заката; во вторник- от рассвета до полудня, затем от предзакатного времени до «мрака ночи»; в среду, четверг и пятницу - от рассвета до «мрака ночи»);

- религиозно-этических требованиях к приступающему к истихарг (человек должен примириться с Богом, быть ис­кренним, со всей серьезностью отнестись к предстоящему процессу, необходимо точно сформулировать свой вопрос, дело, относительно которого испрашивается совет, не должно противоречить шарй 'ату, запрещается производить действие, противоположное результату гадания и т. д.).

Здесь же приводится молитвенное правило имама Хасана 'Аскарй (232-260/845-872), предваряющее процесс гадания: сначала читается «ал-Фатиха» 1-3 раза, затем 97а* сура «Кадр» читается десять раз, а по­сле этого три раза произносится специальная молитва.

Каждая страница руководства разделена на три составляющих: в верхней айат или его часть, в центральной - его перевод на персидский язык, внизу краткий комментарий (см.: Таблица 13) и в скобках результат гадания («^^ ч^», «хорошо»; «^ ч^ ^ ^ иЬ>, «хорошо, если будет на то воля Аллаха»; «-^j^ Ь \J с±А ч^», «хорошо, но при [опре­деленных] условиях»; «lPj^ '■ *? ■ W ^ ^ ч^», «хорошо, но выборочно»;


«tiiJ ji& y^jS ^jft»5 «лучше от этого отказаться»; «< _гй>, «запрет»;
«ліЛлі(_5^5») «строгий запрет»; «A^cs*^», «категорический запрет»;
«di^jj Ь jUii.1», «выбор за тобой» или даже

«^> Ь (iiiA^iS L) lSja (jiaUJtju; ль. jA tCiu! i-iji. jLloij Ja& (jjl»? «это дело очень хорошее, но по завершении его тебя ждет смерть или мученическая кон­чина» (си.: рис. 8) и т. д.).

В суннитском исламе практика гадания по Корану и «Сахйху» ал-Бухарй (194-256/810-870), зафиксированная уже в VII-IX вв., неодно­кратно порицалась и вызывала дискуссии, отраженные в мусульманском предании (см.: Приложение X). Принятый сегодня способ заключается в отправлении определенного ритуала, который состоит из двух рак 'атов и последовательного чтения сур («ал-Фатиха», 109а" «ал-Кафирун» и во втором рак 'ато, 112ая «ал-Ихлас»).

Эта практика подтверждается ссылкой на хадйс, передаваемый со слов современника Пророка и одного из авторитетных передатчиков суннитской версии мусульманского предания, Джабира ибн 'Абдаллаха: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: " Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два рак 'ата и затем обратится к Всевышнему:

ІІА (jl |J*J t" n^ (jl л$\\\. (-JjjiJI л^С lllil j Леї V J j*i*J J J^ V J J-^Sj (^ iJ " J^ J iJ " J^ (SJ^ ^^ J СГ" ^ J < jAP cH J J^ (...) J^VI

Яііе. j ^Ux j, ^10 ^J^ j-VI lift J fl*J i^jS (jl j.4js J < iljb

^'n^ij aJ (jl£ '*'J^ Jj-ЧІІ J J^SI j 4< LJC j^^jL^al j islc 4І^«а1І '(^J-al

О суннитской версии истихары см. книгу гшам-хатйба. московской мемориальной мечети на Поклонной горе, выпускника ал-Азхара


«О Аллах, вот я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой мило­сти Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Всезнающ Ты, но несведущ я. Ведомо Тебе все сокровенное! О Господи! Если Ты знаешь, что это дело (...) является благом для меня, для моего благочестия, бытия дольнего и горнего, то сделай его возможным для меня и даруй мне в последую­щем благословение в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле зло для меня, для моего благочестия, бытия дольнего и горнего, тогда удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».

Эта же практика зафиксирована Г. Саблуковым и

Н. Лыкошиным для Средней Азии. Лыкошин приводит правила совершения ритуала: после омовения и двух или четырех рак'атов читается «ал-Фатиха», «тронный стих» (2: 256) и вышеупомянутая молитва десять раз, после этого наугад открывается Коран и, в зависимости от того, знаком ли вопрошающий с арабским языком или нет, либо самостоятельно, либо с помощью грамотного человека, толкуется значение увиденного первым айато.. Кроме того, он цитирует некий сборник мусульманских молитв и рассказов: «...Если кто принимается за какое-либо дело, например, отправляется в путь или останавливается на месте; принимается за торг, посев, покупку; вступает

Аляутдинова Ш. Путь к вере и совершенству. - Москва, 2001. - С. 195-197, которая также доступна на сайте www.umma.ru.

129 Саблуков Г. Сведения о Коране, законоположительной книге
мухаммеданского вероучения. - Казань, 1884. - С. 66.

130 Лыкошин. Op. cit. — Р. 165-166.


в брак или хочет развода с женой, или принимается за другое какое-либо дело, и захочет узнать, хорошо ли оно или худо, полезно ли в сем и будущем мире, то он может употребить молитву истщара...».

Многочисленные примеры обращения к Богу с помощью истщары мы находим в так называемой «Автобиографии» Тимура, в приписываемом ему «Уложении», а также у Гиййас ад-Дйна 'Алй Йаздй в «Дневнике похода Тимура в Индию» («Рузнама-йи газават-и Хиндустан»)131 (см. Приложение X).

В современном исламе истщара играет заметную роль. Об этом свидетельствует количество сайтов, на которых обсуждаются вопросы (как правило, матримониального характера) J", связанные с этой практи­кой, или даже предлагается совершить «виртуальную» истщару 3.

Как мы видели, рукопись Корана, датированная 1846 г., и книга, изданная в Тегеране в 2002 г., - части одного культурного кода, одной традиции, продолжающей жить в современном исламе, несмотря на ожесточенные споры в отношении ее.

Гиййасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию / Перевод Семенова А. А. - Москва, 1958; Автобиография Тимура//Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния / Составитель Рахманвалиева Р. - Москва, 1992; Уложение Тимура // ibid.

132 См., например, https://www.albalagh.net/qa/istikharah marriage.shtml, на
котором мулла Такй 'Усмани подробно разбирает историю человека,
получавшего благоприятную предсвадебную истщару, обе женитьбы которого
оказались неудачными.

133 Так, например, некий айаталла Шафи'и из Кума предлагает
немедленно доставить по электронной почте подробную истщару -
https://www.geocities.com/shinaqvi/istikhara.htm. На рис. 9 показан пример
виртуальной истщары,. которую можно осуществить по адресу:
https://www.hawzah.eom/estekharah/#. Желающему предлагается прочитать текст
молитвы, который возникает на последовательно сменяющих друг друга экранах.
Когда человек чувствует себя окончательно готовым для получения ответа на
свой вопрос он нажимает на изображение раскрытого Корана и на экране
появляется айат, содержащий ответ.


Таблица 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Ай am Результат гадания Комментарий
  1-2 хорошо, если на то будет воля Аллаха В этом деле поможет Аллах, в нем добро и благословение
    хорошо, если на то Дело, которое ты имеешь в виду,
    будет воля Аллаха осуществляй - это дело похвальное и достойное одобрения
  запрет Не осуществляй этого дела, ибо
      будешь вовлечен в грех
  хорошо, если на то В этом деле сокрыты тайные до-
    будет воля Аллаха брые побуждения, но [оно - ] при-
    чина лишений и трудностей, а по-
      сле него наступит покой
  хорошо, если на то Достигните противоположного
    будет воля Аллаха своей цели, но, несмотря на это, лучше начать это дело, чем отка­заться
  хорошо, если на то Достижение цели возможно. Од-
    будет воля Аллаха нако, в этом объеме недостаточно, [следует] стремиться к большему
  хорошо, если на то Ищи противоположного желае-
    будет воля Аллаха мому тобой (ищи другой способ разрешения)
  хорошо, если на то Но не достигнешь того, что хочешь
  будет воля Аллаха  
  хорошо, если на то Откажись от этого, и пожелай
    будет воля Аллаха лучшего, чем это, или, по крайней
    мере, подобного этолгу. При

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Результат гадания Комментарий
      условии, если у тебя не будет
      другой цели
  запрет Нецелесообразно приниматься за
      это дело
  запрет Нецелесообразно приниматься за
      это дело
  запрет Нецелесообразно приниматься за
      это дело, ибо не достигнешь же­лаемого
  хорошо, если на то Очень хорошо, но не достигнешь
    будет воля Аллаха полного [осуществления] желае­мого
  запрет Откажись и поставь другую цель
  хорошо, если на то Начало этого дела не имеет труд-
  будет воля Аллаха ностей
  хорошо, если на то Лучше приступить к этому делу,
    будет воля Аллаха при условии, что не появится препятствие в самом начале
  запрет Нецелесообразно приниматься за
      это дело
  хорошо, если на то Лучше приступить к этому делу
  будет воля Аллаха  
  хорошо, но при [не- Это дело нецелесообразно, кроме
    котором] условии как [при соблюдении некоторых] условий
  запрет Неподходящее время для этого
^м — хорошо, если на то Достигнешь не всего желаемого, а






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.