Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православные ценности семьи и брака






Число венчающихся в православной церкви постоянно растет. То есть происходит возврат к традиционной русской культуре, к христианским ценностям семьи. И все же, если задать во­прос о значении брака и венчания многим парам, которые приходят в церковь для освящения брачного союза, чаще всего можно услышать неопределенные ответы. Это объясняется тем, что мы не знакомы с истинными основами религии, не понимаем до конца догматов православной церкви в отноше­нии семьи и брака.

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых ве­личественных явлений в истории человечества. Религиоз­ная мораль являет собой совокупность нравственных поня­тий, принципов, этических норм, складывающихся под не­посредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.

Церковь усматривала в браке не только основание семьи и • ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе.

Брачный возраст определялся религиозными нормами и был довольно ранним как для женщин, так и для мужчин.-В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для жен­щин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст повышен на три года для обоих полов, за ис­ключением Закавказья, где был сохранен прежний брачный возраст. Кроме того, ограничен предельный брачный воз­раст — 80 лет. Это объяснялось тем, что «брак от Бога установ­лен для продолжения рода, чего после 80 лет ждать бесполез­но». Для вступления в брак после 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея.

В православии создание семьи было традицией и нормой.Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Иметь семью и детей было так
же необходимо и естественно, как и трудиться. Многодетныесемьи пользовались уважением, бездетность воспринималаськак аномалия и несчастье. ч

Рассматривая систему православных ценностей и роль се­мьи с точки зрения православия, В.В. Форосова предлагает выделить следующие элементы: происхождение и сущность брака; альтернативы браку и семье; допустимость до и внебрачных контактов; вступление в брак; распад семьи; обязан­ности супругов; воспитание детей в семье.

Происхождение и сущность брака. Сфера брачных отношений настолько тонка и таинственна, что апостол Павел о браке говорит: «Тайна сия велика есть». Учение об этом таинстве трех различных христианских исповеданий — православного, католического и протестантского — различно. Более того, нет согласия даже в границах православия. -.

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Спорными вопросами являются: кто совершает это таинство — священник или сами брачующиеся; где главный момент таин­ства; какое значение в браке имеет физическая сторона. Нет согласия даже в понимании самой существенной стороны брака —ь его цели.

Тем не менее, можно обозначить два основных положения: брак установлен Богом; брак есть образ духовного союза Хрис­та с церковью. Муж должен заботиться о жене своей как Хрис­тос о церкви — если надо, отдать за нее душу, испытать много­кратные потери (учение св. Иоанна Златоуста).

Следует отметить, что в период раннего христианства господствовали три распространенные точки зрения на брак. Согласно первой из них брак — это дар Божий, его цель — деторождение. Вторая сводилась к тому, что брак — это необходимое зло: лучше вступить в брак, чем «сгореть от любовной страсти». То есть осознавалась потребность удов­летворения сексуальных отношений, которую необходимо узаконить с помощью брака. Третья точка зрения полно­стью отвергала брак: необходимо быть свободным, чтобы посвятить себя религии (в наши дни есть люди, которые сознательно избегают брака, чтобы достичь, например, про­фессионального роста).

Альтернативы браку и семье. По христианскому уче­нию, устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к брачному сожитию. Альтернатив браку не сущест­вует. Удовлетворение сексуальных потребностей вне брака — погибельно для человека.

Допустимость до и внебрачных контактов. Брак уза­конен для христиан во избежание блуда, значит, внебрачные и добрачные контакты есть «яд, умертвляющий душу». Половая жизнь вне брака — отречение от Христа.

Вступление в брак. Данный элемент в православном уче­нии о браке и семье имеет две взаимосвязанных ступени — земную и небесную.

Низшая, земная ступень, состоит в выборе жениха и невес­ты. От разумности этого выбора во многом зависит счастье в семейной жизни. Разумность (учение св. Иоанна Златоуста) состоит в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви или страсти. Главное, что нужно искать в невесте — доброту души и благонравие. Равным образом и при выборе жениха родители невесты должны иметь в виду

преимущественно его душевные качества, в первую очередь благочестие.

Когда сделан выбор жениха и невесты, опт переходят на вторую ступень — освящение брака церковью. При благосло­вении священником жениха и невесты на них невидимо нис­ходит благодать Святого Духа, освящая их супружеский союз. Эта благодать придает им силы для совместной жизни по запо­ведям Христовым, законного рождения и христианского вос­питания детей.

Распад семьи. Основной заповедью, определяющей отно­шение христианства к разводу, является следующая: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Развод — дело против­ное как природе, так и божественному закону. Природе пото­му, что рассекается одна, цельная плоть, закону — поскольку разделяется то, что соединил Бог и повелел не разделять.

Кто разводится с женою, тот ступает на путь прелюбодея­ния. Христианин должен избегать прелюбодеяния, так как оно нарушает условие брака, унижает достоинство детей, растор­гает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь. Развод в церковном сознании рассматривался как не­избежное зло и грех. Но как и после всякого греха возможно покаяние, так и после развода возможно новое начало и новая жизнь.

Только после X в., когда церковь получила от императоров исключительную ответственность не только за нравственную, но и за юридическую сторону заключения всех брачных сою­зов, она была вынуждена принять формальную ответствен­ность и за разводы. Если брак получал юридическую силу от церковного благословения, то и развод должен был получать отныне формальную церковную санкцию.

Православная церковь, в отличие от католической, допуска­ла не только аннулирование брака, но и развод, хотя и прирав­нивала его к тяжкому греху. Чтобы не совершить греха многие знатные люди, князья, бояре, даже русские цари (Василий III, Иван IV, Петр I) насильно отправляли своих жен в монас­тырь — особый способ развода, после которого можно было вступать в повторный брак. Данное явление приняло такие размеры, что в XVII в. патриарх Иоаким даже издал Указ о за­прете постригать в монахи мужа от живой жены и жену от жи­вого мужа, и о запрете супругам, оставшимся в миру, вступать в новый брак.

В ХГХ в. в законодательстве Российской Империи существо­вало немало оснований для развода:

• осуждение мужа или жены «к лишению всех прав состояния»;

• его или ее «неспособность к брачному сожитию», если она

возникла до брака;

• «безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет»;

• «доказанное прелюбодеяние» (А.Б. Синельников указывает, что этой причиной мотивировалось около 95% разводов).

Отношение к разводу всегда было отрицательным. Но при этом люди понимали, что если развод плох в принципе, то и брак хорош лишь в идеале, т.е. в случае, когда нормы и правила семей­ной жизни соблюдаются обоими супругами.

Таким образом, развод всегда являлся неотъемлемой час­тью брачного поведения. Он и теперь остается механизмом, обеспечивающим соблюдение принятых правил семейной жизни, играет корректирующую роль в случае их нарушения, обеспечивает оптимальный подбор супружеских пар.

Обязанности супругов как еще один элемент системы православных ценностей обусловлены высокой целью брач­ного союза христиан — духовного, нравственного совершен^ ствования друг друга, возможного только при внутреннем единении их душ. Достижению этой цели и подчинены нрав­ственные обязанности супругов: преодоление самолюбия, взаимная любовь, уважение и доверие, взаимопомощь, снис­ходительность к недостаткам другого, терпимость, велико­душие, умение прощать, способность к самоотвержению.

Православие подчеркивает значение трех основных отно­шений в семье: отношения власти, отношения ответствен­ности и отношения любви. Вгавное преимущество брака пе­ред безбрачием состояло в лучших условиях для воспитания

детей.

Муж признается единственным главой семьи: «Господство

мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворе­нию. Он является как нечто основное, а жена как нечто по­следующее. Он творится самостоятельно, а она уже родится от него, получает жизнь свою из ребра его. Не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его — чтобы быть ему в сообществе с подобным». Обязанностями мужа в хрис­тианской семье: быть духовным главой семьи, ее опорой и божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.

Церковь усматривала в браке не только основание семьи и • ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе.

Брачный возраст определялся религиозными нормами и был довольно ранним как для женщин, так и для мужчин.-В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для жен­щин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст повышен на три года для обоих полов, за ис­ключением Закавказья, где был сохранен прежний брачный возраст. Кроме того, ограничен предельный брачный воз­раст — 80 лет. Это объяснялось тем, что «брак от Бога установ­лен для продолжения рода, чего после 80 лет ждать бесполез­но». Для вступления в брак после 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея.

В православии создание семьи было традицией и нормой Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Иметь семью и детей было так
же необходимо и естественно, как и трудиться. Многодетные семьи пользовались уважением, бездетность воспринималась как аномалия и несчастье.

Рассматривая систему православных ценностей и роль се­мьи с точки зрения православия, В.В. Форосова предлагает выделить следующие элементы: происхождение и сущность брака; альтернативы браку и семье; допустимость до и вне­брачных контактов; вступление в брак; распад семьи; обязан­ности супругов; воспитание детей в семье.

Происхождение и сущность брака. Сфера брачных отношений настолько тонка и таинственна, что апостол Павел о браке говорит: «Тайна сия велика есть». Учение об этом таинстве трех различных христианских исповеданий — православного, католического и протестантского — различно. Более того, нет согласия даже в границах православия. Спорными вопросами являются: кто совершает это таинство — священник или сами брачующиеся; где главный момент таин­ства; какое значение в браке имеет физическая сторона. Нет согласия даже в понимании самой существенной стороны брака —ь его цели.

Тем не менее, можно обозначить два основных положения: брак установлен Богом; брак есть образ духовного союза Хрис­та с церковью. Муж должен заботиться о жене своей как Хрис­тос о церкви — если надо, отдать за нее душу, испытать много­кратные потери (учение св. Иоанна Златоуста).

Следует отметить, что в период раннего христианства господствовали три распространенные точки зрения на брак. Согласно первой из них брак — это дар Божий, его цель — деторождение. Вторая сводилась к тому, что брак — это необходимое зло: лучше вступить в брак, чем «сгореть от любовной страсти». То есть осознавалась потребность удов­летворения сексуальных отношений, которую необходимо узаконить с помощью брака. Третья точка зрения полно­стью отвергала брак: необходимо быть свободным, чтобы посвятить себя религии (в наши дни есть люди, которые сознательно избегают брака, чтобы достичь, например, про­фессионального роста).

Альтернативы браку и семье. По христианскому уче­нию, устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к брачному сожитию. Альтернатив браку не сущест­вует. Удовлетворение сексуальных потребностей вне брака — погибельно для человека.

Допустимость до и внебрачных контактов. Брак уза­конен для христиан во избежание блуда, значит, внебрачные и добрачные контакты есть «яд, умертвляющий душу». Половая жизнь вне брака — отречение от Христа.

Вступление в брак. Данный элемент в православном уче­нии о браке и семье имеет две взаимосвязанных ступени — земную и небесную.

Низшая, земная ступень, состоит в выборе жениха и невес­ты. От разумности этого выбора во многом зависит счастье в семейной жизни. Разумность (учение св. Иоанна Златоуста) состоит в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви или страсти. Главное, что нужно искать в невесте — доброту души и благонравие. Равным образом и при выборе жениха родители невесты должны иметь в виду

держка, психологическая защита, эмоциональная раз­рядка;

• дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т.д.

Качественный анализ семейных ценностей подчеркивает их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал — человек как высшая ценность — определяет смысл и назначе­ние семейной жизни, а ее ценности отражают признание гума­нистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливос­ти, взаимопомощи, милосердия и т.д.).

Вопросы и задания

1. Ответьте на следующие вопросы:

Что представляют собой ценности семьи и брака?

Какое значение имеет изучение ценностей семьи для социолога,

социального работника?

2. Назовите родовые ценности семьи.

3. Закончите следующие предложения:

Семья — древнейшее жизнеустройство на Земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение... Ценность — термин, широко используемый в философской и соци­ологической литературе для указания на...

В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся... Семейные ценности обусловлены...

4. В чем выражается гуманистическая сущность семейных ценностей?

5. Приведите примеры влияния определенных факторов на формирование ценностных ориентации личности.

6. Могут ли семейные ценности повлиять на успешность или неуспешность жизненного пути человека?

7. Охарактеризуйте систему православных ценностей семьи и брака по плану:

 

1)происхождение и сущность брака;,

2)альтернативы браку и семье/

3} допустимость до и внебрачных контактов;

4)вступление в брак;

5)распад семьи;

6)обязанности супругов;

7} воспитание детей в семье.

 

8. Расскажите о ценностях семьи и брака.

9. Какие выделяются семьи с точки зрения ценностей и ценностных ори-
ентиров?

10. Выступите перед сокурсниками с сообщением-экспромтом на тему «Семья и общество», используя опорные фразы: Тема семьи относится к вечным, поскольку...

Себя воспроизводит в себе на микроуровне все проблемы совре­менного общества...

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами потому, что... Именно в семье закладывается...

Семья выступает как первичный воспитательный коллектив... В современных условиях формирования новых общественных от­ношений проблемы семьи приобретают новое звучание, это связа­но с тем, что...

В силу ряда причин современная семья стала одним из объектов социальной работы. Это объясняется тем, что... Очевидно, что социальная работа с семьей будет эффективной только тогда, когда...

Литература

Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия // Альфа и Омега,

1996. №2—3.

Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознаний различ­ных слоев населения: Семья в представлениях современного челове­ка. — М., 1990.

О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. — М., 1995. Религия в истории и культуре / Под ред. М.Г. Писманика. — М., 1998. Совиное Л.И. Семьеведение (Глава «Родовые ценности семьи»). — Са­ранск, 2000.

Семья православного христианина. В 2 т. — М., 1997. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в про­шлом и настоящем // Социс. 1992. № 2. Таинство брака // Сост. Д. Моисеев. — М., 1998.

Форсова В.В. Православные семейные ценности // Социологические исследования, 1997. № 1.

Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чисто­ты.—М., 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.