Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






факторы репродуктивного поведения семьи






Остановимся более подробно на некоторых социально-эконо­мических факторах рождаемости, которые представляют осо­бый интерес для исследования репродуктивного поведения

современной семьи.

Денежный доход семьи. В.В. Елизаров считает, что одной
из основных социально-экономических характеристик семьи
является доход. Под ним обычно понимаются денежные сред­
ства и натуральные доходы в денежной оценке, поступающие
из различных источников в распоряжение семьи в течение
определенного промежутка времени (как правило, доход ис­
числяется за месяц или год). В международной статистике
доходы населения распределяются по следующим видам: пер­
вичные доходы; доходы от собственности; текущие трансфер­
ты и прочие полученные бдага,,,,

Денежные доходы подразделяются также на реальные и номинальные. Номинальные доходы — это денежная оценка в текущих ценах полученных доходов. Реальные доходы отра­жают количество благ, которое может быть приобретено на имеющиеся в распоряжении гражданина или семьи номи­нальные доходы.

Существует мнение, что особое влияние оказывает не абсо­лютный размер дохода, а его оценка семьей. Именно оценка дохода, а точнее, оценка снижения уровня потребления мате-СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

риальных и духовных благ с появлением ребенка и является главным фактором, который влияет на количество детей в семье.

Жилищные условия семьи. Одним из самых существен­ных факторов репродуктивного поведения семьи являются ус­ловия проживания. Под этим следует понимать жилищные ус­ловия, куда входят: размер жилплощади, приходящийся на од­ного члена семьи, степень изолированности места прожива­ния, обеспеченность квартиры современными бытовыми удобствами, пропорция между количеством комнат и разме­ром семьи и т.п. Кроме того, к ним относятся: условия передви­жения от места жительства до места работы, уровень обеспе­ченности микрорайона магазинами, предприятиями бытового обслуживания и др.

Наличие изолированной квартиры, по данным некоторых исследований, не сказывается на появлении первенца, но повышает частоту рождения вторых детей более чем в 1, 5 раза. В связи с этим вполне очевидно, что жилищная политика могла бы существенно повлиять на повышение уровня рождаемости, если бы поставила улучшение жилищ­ных условий в прямую и обязательную зависимость от рож­дения второго и третьего ребенка. На самом же деле, в насто­ящее время практически нереально для большинства семей улучшить жилищные условия.

Таким образом, можно сделать вывод, что плохие жилищ­ные условия, отсутствие собственной квартиры являются тор­мозом в реализации репродуктивных планов молодой семьи. И если на рождение первенца родители решаются даже в сложных жилищных условиях, то о рождении последующих детей не может идти речь.

Образованность и уровень занятости женщин. Интен­сивное вовлечение женщин в сферу общественного приложе­ния труда сопровождалось и негативными последствиями: падением рождаемости, распространением малодетности. Причина состоит в трудности полноценного сочетания произ­водственных и материнских обязанностей.

Та же зависимость прослеживается и в отношении образо­вания у женщин. На репродуктивное поведение семей, особен­но молодых, влияет не достигнутый, а планируемый уровень образования. При любом уровне образования женщины, про­должающиеся учиться, не только имеют, но и желают иметь

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

детей меньше

, чем не учащиеся. Это связано с определенными трудностями при совмещении учебы и воспитания детей.

В последние годы наметилась тенденция отказа от рожде­ния последующих детей (после первенца) в связи с карьерным ростом женщины.

Физические возможности. Говоря о физических возмож­ностях в реализации репродуктивной функции, необходимо указать на связь генеративного и репродуктивного поведения. Генеративное поведение — плодовитость, физиологическая способность женщины к зачатию и рождению определенного числа детей, независимо от реализации этой способности.

О наличии репродуктивного поведения можно говорить, если человек обладает нормальной плодовитостью и соответ­ствующим уровнем здоровья. При бесплодии сохраняющаяся готовность иметь детей свидетельствует о возникновении установок к усыновлению (удочерению).

I В последние годы заметно ухудшилось медицинское обслу­живание населения. Возрастает число инвалидов и хроничес­ки больных людей. Не имея уверенности в физической воз­можности вырастить ребенка не каждый решится его завести, тем более двух и более.

Велик процент бесплодных супружеских пар. Встречается практически равное количество случаев бесплодия мужчины и женщины, хотя раньше считалось, что виновницей бездетнос­ти семьи может быть только женщина. Если при нормальной регулярной половой близости без применения контрацепции более 1—1, 5 лет беременность не наступает, медики советуют пройти обследование обоим супругам.

Ранняя половая жизнь (особенно среди подростков) со множеством партнеров увеличивает риск развития различных воспалительных и венерических заболеваний, которые неред­ко принимают затяжное, рецидивирующее течение. Наступле­ние у таких женщин нежелательной беременности, как прави­ло, прерываемой искусственно, часто нарушает последующую генеративную функцию, приводит к серьезным, иногда не­обратимым процессам.

Социальные гарантии семьи. Действительность послед­них лет показала, что у большинства населения возникают проблемы с поиском места работы, которое устраивало бы по всем показателям, прежде всего материальным. Не имея гарантированного, ежемесячно получаемого заработка люди


не могут позволить себе рождение ребенка или нескольких детей. Не секрет, что рождение и воспитание ребёнка— это длительный и «дорогой» процесс. Ребенка надо одеть и накор­мить, ему надо дать образование. Это невозможно сделать в условиях минимальной оплаты труда, постоянной инфля­ции и роста цен.

Все сказанное еще раз подтверждает, Что история брач-но-семейных отношений и, как следствие, репродуктивная функция населения определяется характером экономическим, а, следовательно, и всей жизни общества.

Таким образом на репродуктивную функций семьи оказы­вают первостепенное влияние факторы:

• денежный доход — стимулирующее влияние на динамику рождаемости оказывает рост доходов семьи в сочетаниискультурологическими факторами данного социума;

• жилищные условия — на реализацию репродуктивнойфункции влияют условия проживания семьи: наличие от дельной собственной жилплощади способствует увеличению рождаемости, особенно второго и последующих детей; образованность и уровень занятости женщины — трудности в полноценном сочетании производственных и
семейных обязанностей приводят к снижению рождаемости при повышении уровня образованности и занятости женщин;

• физические возможности — физическое состояние женщины и развитость системы здравоохранения являютсявесьма значимыми факторами при принятии решения о рождении ребенка; социальные гарантии семьи — отсутствие или несоблюдение (неполное соблюдение) социальных гарантий семье состороны государства ведет к снижению рождаемости.

Подводя итог сказанному^ необходимо сделать следующие выводы;

• в настоящее время углубляется процесс дезорганизациисемей, характеризующийся их нестабильностью, разрывом внутрисемейных связей;

• ухудшается демографическая ситуация;

• наблюдается падение уровня благосостояния семей в целом, особенно социально незащищенных семей; существенно изменилась структура семейного бюджетасемьи^ большая часть средств расходуется на питание;

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТ^ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

• обострилась жилищная проблема;

• ухудшается нравственно-психологический климат семьи; на низком уровне находится культура семейных отношений; происходит рост девиантного и асоциального поведения

детей и подростков.

Исследование, проведенное в Ставрополе в 2003 г. показало, что низкая рождаемость взаимосвязана с ростом нестабильно­сти семейной жизни, высоким уровнем разводов, нуклеариза­цией семьи, а также с высоким образовательным уровнем на­селения число респондентов — 500 человек в возрасте от 25 до 40 лет, состоящие в браке (социальный и образовательный уровень различен).

Из всего числа респондентов имеют одного ребенка — 55%; двух детей — 30%; трех детей — 7, 5%; не имеют детей — 7, 5%.

Из них до брака

хотели иметь

одною ребенка — 10%;

двух детей — 50%;

трех детей— 12, 5%;

более трех детей — 2, 5%;

не задумывались

о будущем количестве детей — 25%.

Оптимальным числом детей в семье, при наличии благо­приятных условий, респонденты считают: одного ребенка — 5%; двух детей — 47, 5%; двух—трех детей — 22, 5%; трех де­тей — 15%; трех—четырех детей — 7, 5%; пятидетей — 2, 5%.

На вопрос «Планируют ли в семьях респондентов рождение
еще одного ребенка?» были получены следующие ответы:
Да —20% Нет —67, 5% Не задумывались об этом — 17, 5%.

По мнению респондентов на снижение рождаемости влия­ют следующие факторы (см. табл. 4).

(По данному вопросу респонденты могли указывать не­сколько причин, поэтому общее число процентов в столбце

превышает 100%.)

Проведенное исследование показало, что до брака имеется ориентация на большее число детей в будущей семье, чем

в итоге рождается.

Основным аргументом против рождения числа детей свыше двух, мужчинами и женщинами названы экономические факторы — нестабильная материальная обеспечен­ность семьи, плохие жилищные условия.

Анализ проведенного опроса еще раз подтвердил, что пла­нируемое до брака количество детей меняется при «столкнове­нии» с реалиями жизни: материальной неустроенностью, рас­тущей безработицей, выросшими материальными затратами на содержание и воспитание детей, отсутствием полноценной помощи на государственном уровне семьям, имеющим детей, ухудшающейся экологической обстановкой и т.д.

Показатели, влияющие на снижение рождаемости, в %

 

Причины Мужчины Женщины
Нестабильная материальная обеспеченность 81, 8 66, 6
Низкий уровень жизни, в том-числе плохие жилищные условия 59, 0 55, 5
Отсутствие государственной помощи семье 27, 2 16, 6
Безработица 31, 8 44, 6
Алкоголизм 4, 5 • 11, 1
Частые ссоры в семье 4, 5 16, 6
Страх рождения больного ребенка (экология) 22, 7 27, 7
.Межнациональные конфликты, политическая нестабильность 4, 5  
Дети мешают карьере 4, 5 11, 1
Другие причины   5, 5

 

Вопросы и задания '

1. Какова взаимосвязь демографии и семьеведения?

2. Дайте определение следующим понятиям:

генеративное поведение, репродуктивное поведение, репродук­тивная установка, репродуктивная мотивация.

3. Из перечисленных факторов выберите те, которые, по мнению специ­
алистов ООН, определяют рождаемость:

функции и структура семьи; распределение обязанностей в семье; отношение между смертностью и фертильностью; растущий уро-

 

демографические аспекты состояния и развития семьи

вень жизни и возрастающие расходы на воспитание детей; про­цесс старения населения; уровень образования; грамотность на­селения по вопросам планирования семьи; изменение классового состава; урбанизация; индустриализация. 4. Закончите следующие предложения:

В основе особенностей рождаемости той или другой нации, на-, родности лежат глубоко укоренившиеся...

Причины долгосрочного сокращения рождаемости коренятся в из­менении...

Одной из основных социально-экономических характеристик се­мьи является,...

Реальные доходы отражают...

Одним из существенных факторов репродуктивного поведения се­мьи являются...

История брачно-семейных отношений и, как следствие, репродук­тивная функция населения определяется..., 5. Ответьте на следующие вопросы:

Какое место среди функций семьи занимает репродуктивная функция? Почему малодетность стала характерной чертой современного

российского общества?

Какие факторы влияют на рождаемость в последние годы? Что такое планирование семьи? Может ли государство влиять на рождаемость? 6. Согласитесь или опровергните следующее высказывание:

Существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жиз­ни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит вос­производство населения.

Литература

Антонов А.И. Потребность семьи в детях и рождаемость // Проблемы социологического исследования семьи / Отв. ред. 3 А. Янкова. — М.,

1976.

Антонов А.И. Социология рождаемости. — М., 1980. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. —гМ., 1995.

Гребешева И.И. Медико-социальные проблемы планирования семьи в России. Семья в процессе развития. Материалы международной на­учно-практической конференции. —М., 1993.

Елизаров В.В. Перспективы исследования семей. Анализ, моделиро­вание, управление.—М., 1987.

Каткова И.П., Лебединская О.И. Проблемы юного материнства в Рос­сии // Планирование семьи, 1993. № 1.

Социальная энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин. Статья «Рождае­мость».—М., 2000.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.