Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация экономного расходования автомобильных топлив и масел






 

Автомобильный транспорт использует свыше 50% жидкого топлива. Расходы на топливо-смазочные материалы (ТСМ) на автотранспорте достигают 30% общих затрат на единицу транспортной работы. Снижение этих затрат позволяет улучшить экономические показатели работы автотранспортной организации.

Существуют резервы для снижения фактического расхода ТСМ против нормативного на 20% и более. Только в результате экономии затрат на ТСМ можно снизить себестоимость перевозок грузов автомобилями на 3…4%. Экономить ТСМ - значит обеспечить меньший расход на выполнение одного и того же объема транспортной работы при перевозке грузов и пассажиров.

Меры по экономии ТСМ осуществляются главным образом автотранспортными организациями. Однако для экономного расходования ТСМ важное значение имеет их качество и соответствие типу подвижного состава, климатической зоне и сезону года. При несоответствии качества ТСМ предъявляемым к ним требованиям неизбежно увеличивается их расход и ухудшаются показатели работы автомобилей в целом. Показатели работы ухудшаются и при несоблюдении рекомендаций к применению определенных марок ТСМ в каждом конкретном случае.

Расход топлива и масел зависит от совершенствования конструкции автомобилей, структуры парка подвижного состава. Меры, направленные на более полное использование грузоподъемности автомобилей, приводят к снижению расхода топлива на единицу транспортной работы. В структуре автомобильного парка должны быть малолитражные автомобили для внутригородских перевозок и автопоезда максимальной грузоподъемности для междугородных перевозок.

Перспективными направлениями повышения топливной экономичности автомобилей является совершенствование конструкции двигателей, трансмиссии и других узлов, снижение массы автомобилей, улучшение их аэродинамических качеств, а также расширение применения электроники.

Для улучшения топливной экономичности двигателей повышают полноту и скорость сгорания топлива, снижают тепловые и механические потери. Так, рабочий процесс с вихревым движением заряда горючей смеси обеспечивает экономию бензина в пределах 5…10% за счет повышения степени сжатия и степени сжигания обедненной смеси. Применение на автомобилях бортовых компьютеров позволит поддерживать стехиометрический состав смеси, на всех режимах работы двигателя, соответствующее оптимальному КПД. С помощью компьютера можно выполнить такие сложные функции, как автоматическое поддержание наивыгоднейшей скорости движения, согласование переключения передач с оптимальным режимом работы двигателя.

Трансмиссия грузовых автомобилей с увеличенным числом ступеней позволит выбрать наивыгоднейшую передачу по экономичности, скорости движения и тяговому усилию для любых условий эксплуатации.

Снижение массы автомобилей обеспечивается за счет рационального конструирования и применения прогрессивных материалов – искусственных сталей, алюминиевых сплавов, пластмасс. Так, каждый 1кг алюминия, использованный в конструкции автомобиля, снижает его массу на 1, 5…7, 5 кг, а каждый 1% снижения массы, в свою очередь, эквивалентен 1% экономии топлива. Использование низколегированных сталей и гнутых профилей для рам снижает массу на 10…13%.

Улучшение аэродинамических качеств автомобилей позволяет уменьшить расход топлива на преодоление силы сопротивления воздуха.

 

Рв = Ск∙ ρ ∙ F∙ V2,

где Рв – сила сопротивления воздуха;

Ск- коэффициент сопротивления воздуха, зависящий от внешней формы автомобиля;

ρ - плотность воздуха, кг/м3;

F- лобовая площадь автомобиля, м2;

V- скорость движения автомобиля, м/с.

 

При постоянной скорости 90 км/ч на преодоление аэродинамического сопротивления тратится 68% мощности и только 32% - на качение. Уменьшение аэродинамических потерь у легковых автомобилей достигается снижением коэффициента Ск за счет придания кузову соответствующей обтекаемой формы и установки в нижней передней части автомобиля спойлеров для придания воздушному потоку нужного направления.

Легковой автомобиль, у которого Ск = 0, 16…0, 23, при скорости 100 км/ч расходует на 15…20% бензина меньше, чем автомобиль, у которого Ск= 0, 45 (при той же скорости). Снижение сопротивления воздуха на 10% приводит к снижению расхода топлива на 3, 5…4, 5%. У седельных автопоездов с кузовом фургон коэффициент Ск составляет 0, 8…1, 2, поэтому на преодоление сопротивления воздуха затрачивается значительное количество топлива при относительно меньших скоростях движения по сравнению с легковыми автомобилями. Для уменьшения сопротивления воздуха автопоезда оборудуются обтекателями или дефлекторами, снижающими Ск до 0, 8…0, 9 и расход топлива на 2, 5…4.5%.

В автотранспортных организациях экономное расходование топливо-смазочных материалов достигается путем осуществления строгого учета их расходования, эффективной организации транспортного процесса, применения только рекомендованных ТСМ для данных условий эксплуатации правильно отрегулированных, технически исправных автомобилей, постоянного повышения мастерства вождения, совершенствования нормирования, сокращения потерь при транспортировании, хранении и разливе.

 

Контрольные вопросы:

1. Как качество топливо-смазочных материалов влияет на их расход?

2. Какие меры способствуют повышению топливной экономичности автомобильного транспорта?

3. Какими способами можно обеспечить более полное использование грузоподъемности автомобилей?

4. Какие конструкционные материалы способствуют снижению расхода топлива?

5. Как можно снизить аэродинамическое сопротивление автомобиля?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.