Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. Межкультурная компетентность






2.1. Разминка. Эта часть занятия представляет собой непро­должительные по времени упражнения (15—20 минут), когда уча­стники выполняют короткие интерактивные задания. Для их выпол­нения они должны общаться между собой, передвигаться по поме­щению, объединяться в малые группы и т.д., что способствует соз­данию активной рабочей атмосферы. Кроме того, упражнения раз- миночного характера помогают снять напряженность и неуверен­ность, особенно характерные для начальной стадии занятия. Опыт­ные тренеры часто используют подобного рода упражнения и непо­средственно во время занятий, как только замечают признаки уста­лости и снижения внимания в группе. Разминочные упражнения, как правило, не требуют специального анализа, так как смысл их заключается в самом их проведении.

2.1.1. Упражнение «Образуем цепочку». Тренер предлагает группе построиться в порядке возрастания дней рождения (по меся­цу и дню рождения), общаясь при этом только с помощью жестов и мимики. Разговаривать категорически запрещается. Когда цепочка построена, каждый участник по очереди называет дату своего рож­дения, чтобы убедиться в правильности построения цепочки. При обнаружении ошибки участники должны найти свое место в цепоч­ке. В заключение можно обсудить, по каким причинам произошли ошибки в построении[139].

2.2. Основное содержание занятия. Цель данного занятия состоит в том, чтобы дать представление об особенностях меж­культурной компетенции, культурно компетентной личности и ее отличиях от некомпетентной личности. Тренер делает непродол­жительное (15 минут) сообщение, в котором вводит участников в содержание понятий «межкультурная компетентность», «культур­но компетентная личность», «некомпетентная личность». После этого участники получают бланки опроса, в которых предлагается выделить 15 характеристик, свойственных культурно компетент­ной личности. После заполнения бланков всеми участниками тре­нер вывешивает на доску заранее подготовленный бланк и запол­няет его, отмечая в нем количество участников, отметивших то или иное качество компетентности. Таким образом подсчитывает- ся число ответов по каждому качеству. Пять качеств, набравших наибольшее количество баллов, составляют ядро культурно ком­петентной личности. После этого начинается обсуждение каждого качества и оценка его значимости межкультурной коммуникации. Целесообразно обсуждение проводить на конкретных примерах из личного опыта каждого участника. В итоге обсуждения участники должны прийти к общему мнению, какими основополагающими качествами должна обладать культурно компетентная личность. В процессе обсуждения тренеру не следует самому отвечать на по­ставленные вопросы. Он должен только задавать все новые и уточ­няющие вопросы, стимулируя групповую активность, вовлекая в дискуссию всех участников.

2.2.1. Упражнение «Волшебная лавка». Тренер предлагает участникам представить, что существует лавка, в которой можно купить различные человеческие качества: терпение, снисходитель­ность, расположенность к другим людям, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не обсуждать других, умение слушать, способность к сопережива­нию и т.д. Тренер выступает в качестве продавца, который обме­нивает одни качества на другие. Вызывается каждый участник, ко­торый может приобрести одно или несколько качеств, которых у него нет для того, чтобы быть культурно компетентной личностью. Тренер спрашивает у участника, сколько ему надо «терпения», за­чем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качест­ве платы продавец просит у покупателя какое-либо качество вза­мен. Например, можно расплатиться качеством, которого у поку­пателя избыток (чувство юмора обменять на способность к сопе­реживанию)[140].

2.3. Рефлексия. На этом этапе окончательно уточняются каче­ства культурно компетентной личности и условия, необходимые для их формирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.