Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предрассудки в межкультурной коммуникации






5.7.1. Понятие и сущность предрассудка. Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и пред­рассудки.


Психология рассматривает предрассудок как психологиче­скую установку предвзятого и враждебного отношения к че­му-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Применительно к этническим группам или их культу­рам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или вра­ждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением.

Главным фактором в возникновении предрассудков является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз­ни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам.

Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен­ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или пред­положения, такая установка с искаженным информационным ком­понентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

Следует различать стереотип и предрассудок в процессе меж­культурной коммуникации. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойствен­ны всем членам той или иной социокультурной группы. Это сво­его рода обобщенный, собирательный образ представителей со­ответствующей группы, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат возможность позитивных суждений о стереотипизиро- ванной группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой сугубо отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отно­шение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно бывают люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известны­ми формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т.д.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами куль­туры, поскольку порождены общественными причинами, а не био­логическими. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и со­храняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще все­го предрассудки включены в культуру в виде нормативных запове­дей, т.е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствую­щих этнических или социокультурных групп.

5.7.2. Механизм формирования предрассудков. Многочислен­ные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо­го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим про­цессом перемещения.

Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», на котором вымещают досаду по поводу какой-либо неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение не является атри­бутом только индивидуальной психической деятельности. Оно ха­рактерно и для коллективных психических процессов и может охва­тывать значительные массы людей. Использование механизма пе­ремещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред­рассудки могут возникать по отношению к объектам самого различ­ного рода — к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологиче­ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до­минирующей этнической группы найти источник психического удов­летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со­циальной лестницы из-за сложного материального положения. От­сутствие действительного престижа при низком социальном поло­жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

16-4910 241

В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в челове­ческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует разрадки, и ее объектом мо­жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви­дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.

Согласно другой теории, формирование предрассудков объясня­ется потребностью людей определить свое положение по отноше­нию к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального над другими. В про­цессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В дан­ном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социаль­но-экономическом, культурном и политическом контекстах меж­групповых отношений, которые в свою очередь связаны с этниче­ской и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем позитивная идентификация связывается в основном со сво­ей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация[118].

Сказанное означает, что каждым отдельным индивидом пред­рассудки усваиваются в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источни­ком служит ближнее окружение человека, в первую очередь роди­тели, учителя, приятели. Таким образом индивидуальные предрас­судки в большинстве случаев возникают не из личного опыта меж­культурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков.

5.7.3. Типы предрассудков. В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль. Во-первых, нали­чие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носите­ля процесс восприятия людей из других этнических или социокуль­турных групп — он видит в них то, что хочет видеть, а не то, что
есть на самом деле, поэтому положительные качества объекта пред­рассудка не учитываются при общении и взаимодействии. Во-вто- рых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосоз­нанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в их ли­цах потенциальную угрозу, что порождает еще больше недоверия к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления граж­данских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих предрассудков. Значительному числу людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возни­кает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты.

Различного рода негативные формы взаимоотношений возника­ют в результате влияния какого-то одного предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит со­ответствующий предрассудок. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков:

• яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото­рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей соб­ственной группы;

• символические предрассудки основываются на наличии не­гативных чувств к членам чужой группы, которые восприни­маются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы;

• токенизский тип предрассудков выражается в предоставле­нии социальных преимуществ этническим или социокультур­ным группам в обществе, чтобы создать видимость справед­ливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие не­гативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других.

16*
 

• предрассудки типа «длинной руки» подразумевают пози­тивное поведение по отношению к членам чужой группы только в определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близко­го контакта (например, соседство) демонстрируется недруже­любное поведение;


• фактические антипатии как тип предрассудков предпола­гают наличие открытого негативного отношения к членам чу­жой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы;

• предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку пред­ставители данной группы всегда в той или иной степени ис­пытывают неудобства при общении с чужаками и предпочита­ют взаимодействовать с людьми собственной группы, по­скольку такое взаимодействие не вызывает нервных и эмо­циональных переживаний.

5.7.4. Корректировка и изменение предрассудков. В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно подвергается влия­нию друзей, знакомых, которые бессознательно или осознанно пы­таются изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторо­ну. На самом деле предрассудки поддаются изменению с трудом, и если они однажды были усвоены, то от них очень трудно отказать­ся. В этом отношении особой «живучестью» отличаются этниче­ские предрассудки. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но гораздо сложнее отказаться от негативного мнения о какой-либо этнической группе. Условием для изменения предрассудков служит одинаковый статус индивидов.

Например, если глава русской семьи, имеющий предрассудки, скажем, относительно цыган, узнает, что в следующем году класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребенок, то это при­ведет к диссонансу на когнитивном уровне. Для того чтобы снизить когнитивный диссонанс, он будет скорее всего пытаться пересмот­реть свое отношение к цыганам и «смягчить» его.

Изменению предрассудков могут способствовать средства мас­совой информации. Однако для этого нужны годы. К тому же пред­рассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его мож­но лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать.

Наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассуд­ков — несложное дело, быстро осуществимое при помощи соци­альных технологий или других методик. Фактически люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и иг­норировать информацию, которая им противоречит, и если пред­рассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.