Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Теоретические основы кульутры речи






СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Теоретические основы культуры русской речи

1.1 «Русский язык и культура речи» как языковедческая дисциплина.

1.2. Современная речевая ситуация.

1.3. Язык и речь. Формы и типы речи.

1.4. Качества хорошей речи.

1.4.1. Правильность речи.

1.4.2. Богатство речи.

1.4.3. Выразительность речи.

1.4.4. Чистота речи.

1.4.5. Точность и ясность речи.

1.4.6. Логичность речи.

1.4.7. Уместность речи.

1.4.8. Действенность речи.

Вопросы для самоконтроля к разделу № 1

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка.

2.1.Литературный язык.

2.2. Краткая история русского литературного языка.

2.3. Нормы современного русского литературного языка.

2.3.1. Понятие языковой нормы.

2.3.2. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.

2.3.3. Лексические нормы русского литературного языка.

2.3.4. Морфологические нормы русского литературного языка.

2.3.5. Синтаксические нормы русского литературного языка.

2.3.6. Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

Раздел 3. Общая характеристика функциональных разновидностей языка.

3.1.Общая характеристика функциональных разновидностей языка.

3.2. Разговорная речь.

3.3. Научный стиль.

3.4. Официально-деловой стиль.

3.5. Публицистический стиль (краткая характеристика).

3.6. Язык художественной литературы.

Раздел 4.Общее представление о структуре речевой коммуникации.

4.1. Общее представление о структуре речевой коммуникации и условиях эффективного взаимодействия.

4.2. Ораторская речь как разновидность публичной речи.

4.2.1. Понятие ораторской речи.

4.2.2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи.

4.2.3. Основные приемы поиска материала.

4.2.4. Начало, развертывание и завершение речи.

4.2.5. Оратор и его аудитория.

4.3. Культура дискутивно-полемической речи.

4.3.1. Понятие и виды спора.

4.3.2. Стратегия и тактика спора.

4.3.3. Вопросно-ответный комплекс.

4.3.4. Аргументация.

4.3.5. Логические уловки в споре.

4.3.6. Социально- психологические аспекты спора.

Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи»:

Список использованной и рекомендуемой литературы

Интернет ссылки

 

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬУТРЫ РЕЧИ

1.1. «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬУТРА РЕЧИ» КАК ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.

 

Культура речи (КР)– понятие многозначное:

1. Во-первых, это идеал речевой культуры, который складывается в обществе на протяжении длительного времени усилиями многих поколений и находит свое выражение в литературном языке, в текстах, созданных непревзойденными мастерами слова. К этому идеалу мы должны стремиться.

2. Во-вторых, КР – это определенный уровень владения нормами литературного языка, степень умения использовать различные средства языка в соответствии с целями и задачами речи. Этот уровень у всех людей различен.

3. И, наконец, КР – это и дисциплина, причем многоаспектная.

Выделяются следующие аспекты КР.

· Нормативный аспект КР. Одна из основных задач КР – охрана литературного языка (ЛЯ), его норм, поскольку это является делом национальной важности: литературный язык объединяет нацию.

КР начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и этот выбор далеко не однозначен: генеЕзис или гЕнезис, договорА или договОры? Сейчас уже нет категорического запрещения, например, в постановке ударения дОговор, как это было тридцать лет назад. Это свидетельствует о том, что современный русский язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, все же не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о КР.

· Коммуникативный аспект КР: Высокая культура речи заключается «…в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное», как заметил С.И. Ожегов. Выполняя разные коммуникативные задачи, язык обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к языку свои требования. То, что теперь называют коммуникативным аспектом КР, было предметом осмысления и изучения уже в античности: объектом риторики были как раз способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.

· Этический аспект связан с речевым этикетом (правилами должного речевого поведения, основанных на нормах морали, национально-культурных традициях). Это аспект исторически изменчив.

Этический компонент, с одной стороны, регулирует в разных ситуациях общения выбор между, например, такими ритуальными способами выражения прощания, как «До свидания», «Всего хорошего», «Ну, привет» и т.п., и, с другой стороны, запрещает (а запрет выбора - это, конечно, тоже выбор) бранные слова для выражения, например, эмоций.

В конечном итоге, КР представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Из вышесказанного следует: «Русский язык и культура речи» - дисциплина, предметом которой является литературный язык и его использование для эффективного общения.

Развитие КР как самостоятельной лингвистической дисциплины связано с развитием русского языкознания в советскую эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ, получила разработку в трудах его учеников: Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского, Е. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и др.; сформировалось понятие " языковой политики" - организованного руководства процессом языкового развития. В 1952 в институте языкознания АН СССР (с 1958 - институт русского языка АН СССР) образован сектор КР. Пропаганде КР. служат словари, специальные передачи по радио, телевидению, журналы и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.