Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы.






Величественный ансамбль Московского Кремля стал символом могущества и достоинства столицы России. В окрестностях Москвы возводились одноглавые храмы в традициях Владимиро – суздальского зодчества: Успенский(1400 г.) и Рождественский соборы(1405 – 1429 гг.) Саввино Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор(1422 г.) Троице – Сергиева монастыря; Спасский собор(1427 г.) Андронникова монастыря в Москве. Размах каменного строительства в 15 в. свидетельствовал об экономическом подъеме и культурном возрождении, обусловленном объединением русских земель и их освобождением от золотоордынского ига.

Живопись – иконы и фрески использовались для украшения построенных соборов. На творчество художников в этот период влияли традиции местных живописных школ домонгольского периода и в то же время образовавшаяся общерусская живописная школа. Это ярко проявилось в творчестве Феофана Грека, приехавшего из Византии, и Андрея Рублева.

В Новгороде Феофан Грек создал ряд выдающихся произведений, в том числе фрески в церкви Спаса на Ильине улице, для которых характерны необычайная выразительность, аскетизм и суровость ликов святых, четкость рисунка, смелость длинных мазков кисти и чистота красок. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор, а также вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором Благовещенский собор в Кремле.

Московская школа живописи сформировалась благодаря творчеству выдающегося художника Средневековья Андрея Рублева. Его иконам и фрескам присущи смелость и новизна композиций, утонченность рисунка, мягкость колорита и, главное, высокий философский смысл, человечность, лиризм и одухотворенность. Лучший образец – икона Троица для иконостаса Троицкого собора Троице – Сергиевой Лавры (ныне хранится в Третьяковской галерее). Сохранились также иконы Звенигородского чина (находятся в Третьяковской галерее) и фрески Успенского собора во Владимире. Традиции живописи Андрея Рублева легли в основу деятельности многих поколений русских иконописцев.

Выводы.

Несмотря на все тяготы ордынской зависимости на протяжении практически 250 лет, русская культура возродилась на своей традиционной основе и сохранила свой самобытный характер. Образование единого государства и освобождение от ордынцев создали благоприятные условия для дальнейшего культурного возрождения и складывания единой национальной общерусской культуры.

 

2.Тема: «Российское государство в годы правления Ивана IV».

К концу жизни Василий III (сын Ивана III, последний собиратель земель русских) сосредоточил в своих руках огромную власть, подавив сопротивление удельных князей, поставив бояр себе на службу. Позаботился он и о безопасности трона. Еще при жизни Василий III создает опекунский совет изнаиболее доверенных и преданных бояр при его молодой, неопытной в государственных делах супруге – великой княгине Елене Глинской и их сыне – малолетнем (3 года) Иване IV. Заботу о них он поручил боярам Михаилу Юрьевичу Захарьину, Михаилу Львовичу Глинскому – дяде жены, дворецкому Шигоне и нескольким родовитым боярам, в том числе братьям Шуйским. Таким образом, после смерти Василия III в 1533 г. вся власть оказалась в руках опекунского Совета, единства среди которого не наблюдалось. Это и предопределило в дальнейшем политическую ситуацию, создавшуюся в стране. Весь период правления Ивана IV (1533 – 1584 гг.) можно условно разделить на несколько.

  • Регентство княгини Елены Глинской 1533 – 1538 гг.

Властная, вспыльчивая, красивая Елена Глинская никак не могла согласиться с второстепенной ролью во дворце. Опираясь на помощь своего фаворита, также члена Боярской думы, князя Ивана Федоровича Овчины-Телепнева-Оболенского, она начала борьбу против опекунов. Был арестован дядя великого князя Андрей Старицкий, а затем и собственный дядя Елены Михаил Глинский. Оба умерли в заточении. Опекунский Совет пал и началось правление матери Ивана IV Елены Глинской. Правительство Елены провело ряд реформ:

- в Москве было предпринято строительство новых зданий, в том числе стен Китай-города, русская столица стала чище и красивее;

- взамен старой серебряной, была введена новая полновесная монета, одинаковая по всей стране – знаменитая копейка;

- начало проведения губной(губа – округ) реформы.

Среди сторонников Елены Глинской не было единства. Ее правление противоречило патриархально-религиозным взглядам московского боярства, не допускавшего участия женщин в общественной жизни. Старое боярство ненавидело княгиню и ее людей за то, что те не оправдали их надежд и не дали им той власти, о которой они мечтали после смерти Василия III. Вот почему неожиданная смерть регентши в 1538 г. сопровождалась слухами о её отравлении.

  • Период боярского правления 1538 – 1547 гг.

Смерть Елены Глинской вызвала ликование боярства. Теперь в их руках оставался восьмилетний Иван IV, потерявший не только отца, но и мать. То, что произошло после установления в стране власти различных боярских группировок, их влияния на юного князя во многом объясняет последующую историю России, деятельность самого правителя. С 1538 г. началась острая борьба между Шуйскими, Бельскими и Глинскими.

Политическая нестабильность, беспринципность и корыстолюбие новоявленных правителей, усиление местнических споров и бесконтрольная раздача земель привели к ослаблению центральной власти, падению ее престижа, произволу наместников. Бояре на глазах Ивана IV его именем свергали и уничтожали друг друга. В этот период меняется статус Боярской Думы – если раньше она была совещательным органом, без чётких полномочий, в 1530 -1540-е годы превращается в государственное учреждение бюрократического типа, т.к. в годы малолетства Ивана IV в Думе была сосредоточена вся исполнительская и законодательная власть.

В условиях боярских усобиц, сопровождаемых кровавым насилием, рос молодой великий князь, формировались черты его характера: подозрительность, трусость, жестокость, необузданность. По существу, боярское самовластие убивало в душе будущего правителя все святое, веру в людей, в незыблемость высоких человеческих чувств. Это ожесточало его, заставляло скрывать свои мысли и чувства. Очевидцы рассказывают, что уже в 12 лет он проявлял неистовость, буйство нрава и крайнюю жестокость. В 13 лет он принял свое первое волевое и жестокое решение: в ответ на преследование боярами одного из своих любимцев он приказал слугам убить особенно досадившего ему князя Андрея Шуйского. Два часа тело лежало на дворцовом крыльце. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего грозного царя.

 

  • Правление Ивана IV и «Избранной рады» 1547 – 1560 гг.

К 1546 г. Иван IV достиг совершеннолетия, которое устанавливалось с 15 лет. Наконец-то он освободился от опеки придворных и начал править самостоятельно. Уже в это время в уме великого князя, которого долгие годы унижали и оскорбляли, постепенно созревали идеи об исключительности его власти, её божественном происхождении. Об этом же твердило и окружение, стремящееся укрепить возвышением великого князя собственное влияние. В частых беседах эту мысль внушал ему новый митрополит Макарий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти. Всё это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого монарха созрела мысль о принятии им царского титула. Церемониал обряда венчания на царство разработал митрополит Московский Макарий.

  • 16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля – великий князь из рук митрополита получил символы верховной власти – украшенные золотом и драгоценными каменьями шапку Мономаха, скипетр (жезл), державу (шар с крестом) и бармы (оплечья). Ритуал подчеркивал божественность верховной власти и ее освщение церковью. Отныне Россия становилась царством, а Москва«царствующим градом». Венчанием на царство завершилась сакрализация носителя верховной власти, что означает не просто уподобление монарха Богу, но присвоение монарху особой харизмы, особых благодатных даров, в силу которых он начинает восприниматься как сверхъестественное существо. Венчание на царство – крупнейшее государственное преобразование, нацеленное на внутриполитическое укрепление России и усиление ее международного авторитета. Оно было многозначным событием, так как принятие царского титула:
  • Восстанавливало пошатнувшийся авторитет верховной власти, выделяло Ивана IV из ряда других князей и бояр;
  • Подчеркивало преемственность его власти от византийских императоров(царь – кесарь), что, кстати, свидетельствовало о внешнеполитических притязаниях русского народа;
  • Символизировать начало управления государством непосредственно самим Иваном IV.
  • Подчеркивало самодержавный характер власти в стране.
  • Возводило Россию в ранг западно-европейских имперских держав, так как русское слово «царь» соответствовало европейскому титулу «император».

Однако венчание на царство не предотвратило усиления политического кризиса:

- боярское правление продолжалось, недовольство властью временщиков усиливалось. В марте того же года Иван Васильевич женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, представительнице старинного рода московских бояр.

- Летом 1547 г. – из-за «великой засухи» возникли голод и пожары (выгорела почти вся деревянная Москва), в столице и других городах вспыхнули восстания, которые Боярской думе с трудом удалось погасить.

- Среди горожан распространилось «Новое учение» - ересь, созданная бывшим беглым холопом Феодосием Косым. Он выступал за социальное равенство и призывал к неповиновению властям.

В обстановке роста народного недовольства выявилась необходимость изменения политического курса и проведения преобразований, направленных на консолидацию правящего слоя, укрепление центрального аппарата управления и армии, решение насущных внешнеполитических задач, т.е. приводящие к усилению государства в целом. На политический курс Ивана IV в это время влияли доверенные лица, происходившие из разных слоёв высших сословий: А.Ф.Адашев – думный дворянин, Сильвестр – священник Благовещенского собора, духовник царя, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, думный дьяк Посольского приказа И.М.Висковатый. Круг этих лиц не имел официального статуса, не являлся правительственным органом власти и не имел правовой основы для своей деятельности. Все строилось на личных отношениях Ивана IV со своими советниками. В историю России ближайшие советники царя вошли как Избранная Рада (Совет избранных).

В конце 1540 – 1550-е гг. в стране проводились политико-административные реформы. Это время историки называют «периодом политики компромисса» - согласия в проведении мер, необходимых для бояр и дворян. Первым проявлением этой политики стал созыв Земского собора.

  • В феврале 1549 г. в царских палатах в Кремле состоялось первое совещание представителей разных социальных кругов: бояр, верхушки духовенства, столичных дворян и богатых купцов – Собор примирения (Земский собор) Молодой царь обвинил бояр во многих злоупотреблениях, чинимых в его малолетство, однако закончил речь призывом к взаимному христианскому прощению и объявил о начале реформ. Совещание 1549 г. положило начало практике созывов собраний представителей разных сословий для решения важнейших государственных дел: о финансах, войне или мире, о выборе главы государства во время междуцарствия и тому подобных вопросах. С сер. XVI до сер. XVIIвв. Земские соборы созывались более 50 раз, Россия в это время, представляла собой сословно-представительную монархию.
  • В 1550 г. был принят новый общероссийский свод законов – Судебник. В его основу положили Судебник 1497 г., внеся ряд изменений. В нём предусматривались наказания для бояр и дьяков за должностные преступления (взяточничество). Были ограничены судебные права наместников при судебных делах дворян, отменены налоговые льготы монастырям. В отношении крестьян сохранялся Юрьев день, хотя «пожилое» было увеличено. Судебник 1550 г. стал новым шагом в процессе юридического оформления крепостного права.
  • В 1551 г. состоялся церковный Собор, получивший название Стоглавый (сборник его решений состоял из ста глав), на котором присутствовали наряду с духовенством бояре и верхи дворянства. Помимо чисто религиозных вопросов (об укреплении порядка в церквах и монастырях, унификации обрядов, создании общерусского пантеона святых) на нем обсуждались и общегосударственные проблемы. Так было пересмотрено решение о пересмотре владельческих прав церкви на земли, полученные ею после 1533 г.
  • В 1550-х годах завершилось складывание приказной системы. Приказы, как органы исполнительной власти возникли ещё при Иване III, а при Иване IV превратились в постоянно действующую, смешанную систему территориально-отраслевого управления с чётко оговоренными функциями (Посольский, Разрядный, Пушкарский, Оружейная палата, Большой приход, Разбойный и Холопий приказы, всего около 20).
  • В 1555 – 1556 гг. завершилась реформа местного управления, начатая ещё при Елене Глинской. Проводилась эта реформа по двум направлениям:
  1. В 1556 г. отменили систему кормлений с целью ослабления привилегий наместников-кормленщиков и расширения прав наместников, зависящих от центра – назначали воевод, получавших жалованье из центра. В их руках постепенно сосредоточивались военная власть и судебно-административные полномочия.
  2. В ходе Земской реформы уезды с дворянским землевладением объединялись в один административный округ – губа. Из местных дворян и «детей боярских» (нижний слой служилых людей) на 1-2 года избирались «губные старосты» и формировалась «губная изба» - орган дворянского местного самоуправления. Зажиточные черносошные крестьяне тоже вовлекались в систему местного самоуправления. Они избирали «земских старост», а посадские городские жители – «излюбленных голов». Они составляли «земскую избу», которая существовала на деньги населения. Особые приказы – «Четверти» - контролировали деятельность земских учреждений.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.