Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Са­мовос­пи­тание под­рос­тков и юно­шей






В прин­ци­пе, за­нимать­ся са­мосо­вер­шенс­тво­вани­ем ре­бенок мо­жет уже в ран­нем детс­тве, ког­да ос­ва­ива­ет на­выки об­ра­щения с пред­ме­тами. Пы­та­ясь вы­пол­нить оп­ре­делен­ное дей­ствие, ре­бенок нас­той­чи­во до­бива­ет­ся сво­его, и, ког­да у не­го на­конец это по­луча­ет­ся, он ис­пы­тыва­ет чувс­тво удов­летво­рения. Эмо­ци­ональ­но пе­режи­вая си­ту­ацию ус­пе­ха, ма­лень­кий ре­бенок по­ка еще не осоз­на­ет, что при этом что-то ме­ня­ет­ся в нем са­мом, зас­тавля­ет его пе­рехо­дить на но­вый уро­вень пси­хичес­ко­го раз­ви­тия. Дош­коль­ник уже вла­де­ет по­няти­ями, ха­рак­те­ризу­ющи­ми лич­нос­тные ка­чес­тва лю­дей, и ин­те­ресу­ет­ся вы­ражен­ностью этих ка­честв у се­бя, но не мо­жет обой­тись при этом без ука­заний и по­мощи взрос­лых. И до, и пос­ле пос­тупле­ния в шко­лу все ви­ды де­ятель­нос­ти, ко­торы­ми ре­бенок за­нима­ет­ся сам – иг­ра, об­ще­ние, уче­ние, труд – яв­ля­ют­ся средс­тва­ми его лич­нос­тно­го раз­ви­тия. Но за­нима­ясь ими, ре­бенок не осоз­на­ет про­ис­хо­дящих с ним из­ме­нений: млад­ший школь­ник мо­жет уп­равлять сво­ими зна­ни­ями и уме­ни­ями, но не ка­чес­тва­ми лич­ности. Ра­зуме­ет­ся, он уже стре­мит­ся ис­пра­вить свои не­дос­татки, но еще не мо­жет уви­деть их и тем бо­лее пов­ли­ять на них сам, без по­мощи взрос­лых. И лишь в под­рос­тко­вом воз­расте, ког­да ре­бенок об­ре­та­ет спо­соб­ность су­дить о сво­их лич­нос­тных ка­чес­твах и оце­нивать их са­мос­то­ятель­но, без учас­тия взрос­лых, мы мо­жем го­ворить о соз­на­тель­ном це­ленап­равлен­ном са­мовос­пи­тании.

Под­рос­тки в воз­расте 12–13 лет впер­вые на­чина­ют за­думы­вать­ся над воз­можнос­тя­ми фи­зичес­ко­го, ин­теллек­ту­аль­но­го и лич­нос­тно­го са­мосо­вер­шенс­тво­вания и пред­при­нимать для дос­ти­жения этой це­ли соз­на­тель­ные це­ленап­равлен­ные уси­лия. В этом воз­расте обос­тря­ют­ся вни­мание к сво­им не­дос­таткам и стрем­ле­ние их ис­пра­вить. Но эти не­дос­татки под­рос­тки ви­дят в пер­вую оче­редь в сво­ем фи­зичес­ком раз­ви­тии, а не в осо­бен­ностях пси­хики. Сре­ди пси­холо­гичес­ких осо­бен­ностей пер­вым объ­ек­том са­мок­ри­тики под­рос­тка ста­новят­ся не­дос­та­точ­но раз­ви­тые во­левые ка­чес­тва (под­вержен­ность вли­яни­ям, не­уме­ние от­сто­ять свою точ­ку зре­ния, не­дос­та­точ­ная це­ле­ус­трем­ленность, не­уме­ние от­дать пред­почте­ние бо­лее труд­ной и от­да­лен­ной це­ли пе­ред бли­жай­ши­ми и лег­ки­ми). По­это­му мно­гие под­рос­тки в ка­чес­тве средс­тва са­мовос­пи­тания вы­бира­ют за­нятия спор­том, так как он спо­собс­тву­ет и фи­зичес­ко­му раз­ви­тию, и фор­ми­рова­нию во­левых ка­честв.

Кро­ме то­го, де­воч­ки-под­рос­тки для дос­ти­жения фи­зичес­ко­го со­вер­шенс­тва мо­гут на­чать ог­ра­ничи­вать се­бя в еде, что так­же пред­по­лага­ет пре­одо­ление труд­ностей. Дос­ти­жение все бо­лее вы­соких ре­зуль­та­тов в спор­те сти­мули­ру­ет даль­ней­шее раз­ви­тие мо­тива­ции дос­ти­жения ус­пе­хов. Фор­ми­ру­ющи­еся в за­няти­ях спор­том во­левые ка­чес­тва рас­простра­ня­ют­ся и на дру­гие ви­ды де­ятель­нос­ти: под­рос­тки на­чина­ют бо­лее от­ветс­твен­но рас­по­ряжать­ся сво­им вре­менем, ста­ра­ют­ся рас­хо­довать его бо­лее ра­ци­ональ­но. Для маль­чи­ков на­ряду со спор­том од­ной из глав­ных сфер са­мовос­пи­тания ста­новят­ся фи­зичес­кий труд и за­нятия ис­кусс­тва­ми, а для де­вочек – уче­ние, до­моводс­тво и так­же за­нятия ис­кусс­тва­ми.

Са­мовос­пи­тание под­рос­тка и юно­ши нуж­да­ет­ся в учас­тии и по­ощ­ре­нии со сто­роны взрос­лых, ведь имен­но они соз­да­ют для это­го ос­новные воз­можнос­ти. Взрос­лым – и ро­дите­лям, и пе­даго­гам – сле­ду­ет ак­тивно под­держи­вать стрем­ле­ние де­тей к са­мовос­пи­танию на­чиная с по­яв­ле­ния пер­вых его приз­на­ков. Под­рос­тку в его фи­зичес­ком са­мовос­пи­тании луч­ше все­го по­мога­ют ор­га­низо­ван­ные сис­те­мати­чес­кие за­нятия спор­том. Они не дол­жны прес­ле­довать цель обя­затель­но­го ус­та­нов­ле­ния ре­кор­дов, глав­ное, что­бы они дос­тавля­ли ре­бен­ку удо­воль­ствие, ук­репля­ли его здо­ровье и улуч­ша­ли са­мочувс­твие. Осо­бен­но по­лезен спорт для фи­зичес­ки ос­лаблен­ных де­тей. Ес­ли же ре­бенок пе­рехо­дит к за­няти­ям спор­том под ру­ководс­твом опыт­ных тре­неров с пер­спек­ти­вой дос­ти­жения за­мет­ных ус­пе­хов, то вос­пи­татель­ная за­дача этих за­нятий ста­новит­ся иной и вы­ходит за рам­ки прос­то­го фи­зичес­ко­го или во­лево­го са­мосо­вер­шенс­тво­вания.

За­нятия фи­зичес­кой куль­ту­рой и спор­том по­лез­ны для под­рос­тков тем, что яв­ля­ют­ся хо­рошей шко­лой вы­работ­ки не­об­хо­димых ка­честв лич­ности. Но это не единс­твен­ное средс­тво во­лево­го раз­ви­тия че­лове­ка. Ка­чес­тва во­ли, вы­рабо­тан­ные в фи­зичес­ких уп­ражне­ни­ях, не всег­да про­яв­ля­ют­ся в ин­теллек­ту­аль­ных и дру­гих ви­дах де­ятель­нос­ти, не обес­пе­чива­ют во­левых про­яв­ле­ний в нравс­твен­ной сфе­ре жиз­ни (ина­че быв­шие спорт­сме­ны не ста­нови­лись бы чле­нами ор­га­низо­ван­ных прес­тупных груп­пи­ровок). Во­левые ка­чес­тва лич­ности сле­ду­ет вы­раба­тывать в тех сфе­рах де­ятель­нос­ти, к ко­торым они име­ют пря­мое от­но­шение и в ко­торых бу­дут про­яв­лять­ся на прак­ти­ке.

За­ин­те­ресо­ван­ное, доб­ро­жела­тель­ное и де­ятель­ное учас­тие взрос­ло­го в са­мовос­пи­тании под­рос­тка обыч­но по­мога­ет пос­ледне­му по­верить в свои си­лы, пре­одо­леть ха­рак­терные для дан­но­го воз­раста кри­зис­ные яв­ле­ния и ком­плек­сы. Боль­шую роль в са­мовос­пи­тании под­рос­тка и юно­ши иг­ра­ет при­мер взрос­ло­го, но в дей­стви­тель­нос­ти под­рос­тки ча­ще под­ра­жа­ют прив­ле­катель­ным ка­чес­твам не взрос­лых, с ко­торы­ми ре­аль­но об­ща­ют­ся, а ху­дожес­твен­ных пер­со­нажей, из­вес­тных спорт­сме­нов, ар­тистов или му­зыкан­тов – так на­зыва­емых ку­миров. В лич­ном же об­ще­нии при­мером ча­ще все­го ста­новят­ся мо­лодые лю­ди не­нам­но­го стар­ше их, т. е. от­но­сящи­еся к то­му же са­мому по­коле­нию, но ка­жущи­еся под­рос­ткам уже сов­сем взрос­лы­ми. Имен­но им под­ра­жа­ют под­рос­тки в де­монс­тра­ции лич­нос­тных ка­честв и ста­ра­ют­ся вы­рабо­тать у се­бя та­кие же.

Еще бо­лее слож­ная пси­холо­го-пе­даго­гичес­кая си­ту­ация, свя­зан­ная с са­мовос­пи­тани­ем, воз­ни­ка­ет тог­да, ког­да пе­ред стар­шеклас­сни­ками вста­ет проб­ле­ма нравс­твен­но­го са­мосо­вер­шенс­тво­вания. Здесь им при­ходит­ся стал­ки­вать­ся со мно­жес­твом про­тиво­речий и проб­лем. Од­на из них – про­тиво­речие меж­ду свой­ствен­ным юнос­ти ро­ман­тизмом и не­об­хо­димым в жиз­ни праг­ма­тиз­мом. Пол­ностью от­ка­зать­ся от ка­кой-ли­бо од­ной из этих сто­рон жиз­ни для юно­ши не­воз­можно, да и не нуж­но. В дан­ном слу­чае роль взрос­ло­го сос­то­ит в том, что­бы по­казать мо­лоде­жи, что в дей­стви­тель­нос­ти ро­ман­ти­чес­кие и праг­ма­тичес­кие иде­алы и цен­ности впол­не сов­мести­мы и со­еди­нимы на уров­не выс­ших ду­хов­ных и ма­тери­аль­ных че­лове­чес­ких цен­ностей. Че­ловек мо­жет быть дос­та­точ­но праг­ма­тич­ным и рас­четли­вым в де­лах, но в нравс­твен­ном от­но­шении ос­та­вать­ся по­рядоч­ным, про­яв­ляя доб­ро­ту и сос­тра­дание к лю­дям. Для ре­шения по­доб­ных проб­лем сле­ду­ет об­ра­тить вни­мание юно­шей и де­вушек не толь­ко на ро­ман­ти­ко-прик­лю­чен­ческие сю­жеты в ли­тера­туре и ки­нема­тог­ра­фе, но и на луч­шие про­из­ве­дения де­ловой ли­тера­туры, осо­бен­но би­ог­ра­фии вы­да­ющих­ся лич­ностей в этой сфе­ре. Важ­но по­мочь мо­лодым лю­дям най­ти у праг­ма­тичес­ки ори­ен­ти­рован­ных ге­ро­ев прив­ле­катель­ные нравс­твен­ные и ро­ман­ти­чес­кие чер­ты, а у ро­ман­ти­ков – по­лез­ные де­ловые свой­ства.

В це­лом са­мовос­пи­тание лич­ности про­ходит нес­коль­ко сту­пеней раз­ви­тия, вы­ходя­щих да­леко за рам­ки под­рос­тко­вого и юно­шес­ко­го воз­раста. Кро­ме фи­зичес­ко­го и нравс­твен­но­го са­мосо­вер­шенс­тво­вания, лич­ность пред­при­нима­ет уси­лия по про­фес­си­ональ­но­му и со­ци­аль­но-ми­ровоз­зрен­ческо­му са­мовос­пи­танию и дос­ти­жению це­лей са­мо­ак­ту­али­зации. Этот про­цесс про­дол­жа­ет­ся всю соз­на­тель­ную жизнь че­лове­ка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.