Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анастасия мученица






≈ имя нескольких святых мучениц христианской церкви.

≈ Анастасия старшая приняла мученическую кончину во время Нерона.

≈ Анастасия младшая, знатная, богатая римлянка, воспитывалась матерью Флавией в христианстве, была вследствие этого несчастна в супружестве с язычником Публием и 25 дек. 303 г., в одно из гонений на христиан, воздвигавшихся Диоклетианом, подверглась сожжению. Сохранились письма, которые она писала из темницы своему духовнику Хризогону. Память ее чествуется 25-го декабря.

≈ Анастасия, знатная гречанка, родом из Константинополя, бежала от преследований императора Юстиниана в Александрию, где поступила под видом монаха в монастырь, в котором провела 28 лет до самой смерти (567) не узнанной. День ее чествования ≈ 10 марта.

 

Иконы св. Параскевы хранились в церквях, откуда выносились на крестные ходы; а также во многих крестьянских избах, охраняя семейное благополучие.

В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют " долговязая пятница") с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день (ср. на Украине Пятницу причисляли к русалкам, а в украинском обряде ее изображала простоволосая женщина, которую водили по деревням).

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название " бабьего" или " женского" праздника (" Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей").

В народных легендах Параскева Пятница предстает повивальной бабкой - " простой бабой, которая занималась повоем" (" повой" - помощь женщине при родах; " повивать" - принимать младенца). Так, в легенде Меленковского у. Владимирской губ. видно, за что чтут и как объясняют святость Параскевы женщины-крестьянки: к лежащим на печи Параскеве с мужем зашел ночью в избу парень и пригласил Параскеву на повой. Далее сообщается, что ребенка Параскева принимала в бане у девки, которая жила с чертями. Св. Параскеве Пятнице удается с помощью креста и молитвы отнять новорожденого у чертей. Черти, не смирившись с потерей ребенка, смутили нечистивого царя, который стал уговаривать Параскеву отречься от христианской веры. Параскева отказалась и царь в пятницу казнил ее - отрубил голову.

Поэтому и зовется мученица Параскева - Пятницей.

Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. Параскеву также просили о замужестве: " Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее"; " Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее! " (архангельск.); " Девята Пятница - Прасковья, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее" (вятск.). В день св. Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова. Происходило органичное соединение образов Параскевы и Богородицы, что отразилось в фольклорном материале, где в духовном стихе о милостивой жене дева Мария именовалась и Богородицей и Пятницей:

" Стояла милослива жена да милосердна
Во край пути да край дорози
Во сне ей и Пятница явилась

Сама пресвятая Богородица…


В народных представлениях Пятница и Богородица - защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий.

Слившийся образ Пятницы - Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представления о божестве в женском облике. Недаром проводится параллель между почитанием Параскевы Пятницы и культом Мокоши (богиня восточнославянской мифологии, женское божество древнерусского пантеона, которая в народных представлениях была женщиной с большой головой и длинными руками - см. Успенский Б.А. 1982. С. 134-138). Святая Параскева видится естественным продолжением Мокоши после принятия православия.

.Первоначальный образ языческого божества Мокоши был унаследован " земледельческой Богоматерью - Пятницей" и соединил в себе черты христианских святых, считавшихся покровительницами женщин.

 

Так, с Параскевой Пятницей - Богородицей слился образ преподобной Параскевы (14/27 октября) - Параскевы Грязнихи, получившей свое название в народе от грязи на дорогах в середине октября (" На Грязнуху не бывает сухо"; " На грязнуху большая грязь - четыре седмицы до зимы"; " Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь"); образ Анастасии Узорешительницы (22 декабря / 4 января); св. Екатерины (24 ноября / 7 декабря); …

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.