Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И даже у тюрков, в прежние времена, были свои скоморохи – «бакши».






«Бакши» - тюрк., казах., киргиз.,

- одарённый чародейской силой и знанием врач, поэт и музыкант в одном лице.

И.Гарин «Что такое мистика?» Москва,

«Терра – Книжный клуб», 2004 г.

 

И тут же к Вашим услугам деревня Бакшеево!

Попробуйте найти на карте России ещё одно такое сочетание!

Особенно если совсем рядом деревни:

Скоморохово,

Медведково,

Быково,

Бабино,

Метлинское,

Языково,

Панино,

чуть в стороне – Ворончиха. …

Совсем рядом Кощеево,

Диево

и многочисленные Иван- …-овские, …-ковы,

И губернский центр – Иваново-Вознесенск.

И это мы ещё не знаем прежних,

дохристианских названий Михайловского,

Введенского,

Ильинского…

Очень интересная получается история с географией!

 

 

 

История с географией.

 

Изучать материалы по истории родного края с некоторого времени нам стало нестерпимо скучно. Все они повторяли выкладки учебников даже не «Истории», а «Природоведения за 4 класс». В лучшем случае, авторы статей обращались к архивам, коллегам, институтам, но с какими-то мелочными вопросиками, загадочками, проблемками…

В личном общении они уверяли, что: «…всё написано до нас… над этим институты работают годами…чтобы открытие сделать, надо…». И дальше следовало перечисление много-много-многозначащих для них (краеведов) факторов, из которых главными определялись: «А кто вам разрешил? Уполномочил?» и непробиваемое: «А кто вы такие?» с неизвестным наполнением. Как ответить на последний вопрос, правильно как ответить?

Человек? – слишком универсально и для них ничего не значит.

Краевед-любитель? – общо и не подкреплено ничьим авторитетом (ведь авторитетом для них являются они сами и материалы ими добытые, а потому шифрованные и передаче не подлежат).

Самый крамольный для них ответ – любой содержащий приставку «САМО-…», самостоятельно, самодеятельно; при упоминании в разговоре с ними подобных слов сразу переходишь в разряд недоумков-недоучек, идиотов

 

ИДИОТ

(греч.) ≈ слово это первоначально означало отдельную личность в противоположность государству. У древних греков Идиотом преимущественно назывался тот, кто не принимал участия в государственных делах, т. е. с одной стороны частное лицо в противоположность государственному деятелю, с другой же стороны ≈ несведущий человек, человек толпы в противоположность сведущему, посвященному, необразованный человек в противоположность образованному. Римляне разумели под Идиотом незнающего, неопытного человека, невежду и бездарность в науках и искусствах. В настоящее время слово это обыкновенно употребляется для означения человека слабоумного, страдающего идиотизмом (см.).

 

… так, и не иначе. И отношение к тебе – соответственное.

Хуже всего, что «краеведы» - только так я могу назвать этих людей, собираются в группки и стаи, КЛАНЫ, и с ожесточением хищников смертным боем защищают «свою» территорию. Они готовы изгнать из своих сплочённых рядов любого, проявившего хотя бы отзвук, тень сомнения в непререкаемости их особых кодексов (которые имеют свойство «колебаться согласно генеральной линии партии», их партии).

Изгнанные, в свою очередь, собирают ещё одну «партию» и начинают войну компроматов, сплетен и т.п. против «материнской почки».

Собрать их воедино, либо их сведения объединить – да что вы!? Никто не желает делиться, ибо информация – это их «территория охоты», закрытая для врага.

В таких условиях живут практически все краеведы уровня город-село.

 

Или я не прав?

 

А потому Лев, который Валентинович, а ещё Ульев, вытаскивает нас в регулярные экспедиции по всему спектру направлений; мы, грешные, не превращаем наши совместные походы в пикник-пьянку, собираем по крупицам материал, не только краеведческий – больше исторический. Даже периодическое отсутствие в наших рядах активно путешествующих не является для нас помехой в исторических исследованиях. Сколько раз бывало так, что теоретические изыскания направляли, подтверждали и объясняли наши наблюдения сделанные непосредственно на местности.

Самый яркий пример:

 

Обрядово – ритуальный комплекс «Среча».

«С 1998 г. Творческое Объединение «СПЕКТР» (руководитель Л.Ульев), совместно с краеведческим клубом «Середская земля» (руководитель А.Петров) регулярно проводят исследовательские экспедиции по местам, наиболее значимым для российской истории. Но, самым загадочным и малоизученным районом оказалась Ивановская область, сердце России. С целью наиболее полной и глубокой обработки данных к работе подключился Центр Изучения Альтернативной Истории (руководитель А.Воробьёв).

В ходе полевых исследований нами был открыт обрядово-ритуальный комплекс на реке Шача, расположенный в треугольнике между д. Белино, с. Михайловское и с. Ильинское. Здесь, наряду с хорошо известным памятником археологии - Михайловским курганом («Волотова гора»), на левом берегу реки Шача обнаружен ещё один курган, так называемая «Лысая гора». На правом берегу найдена «Бабья гора», имеющая форму трёхгранной пирамиды, и объект «Мокошь», - на месте исчезнувшей в прошлом веке деревни Мокошкино. К сожалению, безвозвратно утрачена ещё одна группа курганов, так называемые «Паны» вблизи д. Введенское; они были уничтожены в ходе дорожных и полевых работ.

При нанесении объектов на карту отчётливо проявилась взаимосвязь между ними и закономерность их расположения. В частности, линия «Бабья гора» - «Волотова гора» указывает на восход солнца, а линия «Лысая гора» - «Волотова гора» на точку его наивысшего восхождения. Причём, расстояние от «Лысой горы» до «Волотовой горы» равно расстоянию от «Волотовой горы» до «Бабьей горы», а при дальнейших исследованиях выяснилось, что точно таким же было расстояние от «Бабьей горы» до исчезнувших «Панов». Практически, на карте данные четыре «горы» образуют правильный ромб, который, как стрелка компаса, указывает направление на север-северо-восток. «Бабья гора» и «Мокошь» находятся на так называемом яру, то есть на достаточно крутом и обрывистом береге. Под этими объектами, на низменности, река Шача образует «русалочью петлю» сложной формы; в неё на этом участке впадает «Мёртвый ручей», разделяющий «Бабью гору» и «Мокошь», и река Шухомка, создающая водовороты и встречное течение.

Мы провели ряд экспедиций по реке Шача на судах собственной конструкции, исследовав её русло и особенно тщательно береговую часть, что позволило обнаружить пещеры со следами бывшей крепи и остатками костей животных. Самостоятельные раскопки археологических объектов мы не проводили, считая их вне нашей компетенции. Найденные экспонаты были выставлены для обозрения в рамках программы «История под ногами». Поскольку нет сомнений в искусственном происхождении объектов, возникает вопрос об их функциональной принадлежности. Основываясь на работах Б.А.Рыбакова, В.Я.Проппа, В.В.Иванова, мы предложили следующую гипотезу. В треугольнике Белино – Михайловское – Ильинское сохранился по сей день обрядово-ритуальный комплекс, который использовался людьми на протяжении минимум трёх тысячелетий. Входящие в его состав археологические объекты позволяют проследить все периоды языческих верований: от дуалистического анимизма первобытных охотников каменного века, через культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц», через, а вернее всего, параллельно с культом Перуна – бога грозы, молнии и грома, к христианству, русскому православию. На данный момент нами создана и запущена в работу программа «Среча», подразумевающая исследование обрядово – ритуального комплекса на реке Шача, обустройство туристических маршрутов, проведение экскурсий с элементами этнографической и культурно-исторической реконструкции».

 

С таким сообщением мы выступили на областной краеведческой конференции.

Реакция была однозначной: «Надо копать…».

Но мы не имеем прав на проведение археологических раскопок, этим должны заниматься профессионалы («краеведы» торжествуют!).

 

Мы предлагаем пока нашу версию, наше видение «нашего родного»… как бы поосторожнее выразиться… Объекта.

 

В центре треугольника выделяется нечто похожее то ли на зайца, то ли на утку (прошу запомнить, к этому образу мы ещё вернёмся!).

Вот как он выглядит на снимках:

 

 

 

Можно, и нужно, обратиться к картам.

 

Ниже показана рабочая карта поисковиков, с указанием масштаба и положения основных объектов комплекса.

 

.

Так выглядит общий план комплекса. Макет изготовлен т/о «СПЕКТР».

Для путешественника, плывущего по реке, он (комплекс) открывается З а мковой горой. Течение резко поворачивает к югу. Сейчас в этом месте брод. Что было в древности: пороги, наплавной мост? – требует дальнейшего изучения. Совершенно ясно одно: З а мковая гора - по большей части искусственная насыпь, дополняющая естественные высоты, закрывает доступ со стороны суши внутрь комплекса. На вершине З а мковой горы и её скатах находят до сей поры крупные камни, поднятые из русла реки; значит, она была укреплена по склонам и предохранялась каменным панцирем от высоких паводковых вод.

 

(Аналогичной защитой обладала знаменитая церковь Покрова на Нерли).

 

На З а мковой горе было либо оборонительное сооружение, типа укреплённого городища, либо сакральное сооружение для отправления племенных и родовых обрядов. Мы предполагаем верным объединение обеих функций: здесь было место собраний и временное жильё охотничьего и воинского братства.

Пеший или конный, чтобы попасть внутрь комплекса, вынуждены были проходить сквозь оборонительные сооружения; берега реки охранялись не менее тщательно.

 

 

Вход в комплекс, «Замковая гора».

С высоты З а мковой горы открывается вид на внутреннюю часть комплекса – «Театр». Невольная параллель возникает сама, если вспомнить, что:

«…Театры строились обыкновенно на склонах холмов для сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра к краям в виде полукружия, ≈ удлиненную площадь, занятую особым зданием, которое называлось сценою, ≈ и ровную утрамбованную площадку для хора и актеров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены… Театры, в частности афинский, благодаря обширности и удобствам размещения публики служили и местом собрания народного веча… как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; многие особенности и принадлежности его перешли в наши Театры и отчасти в храмы. В Греции же впервые Театр сделался одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень…».

 

Наблюдаемый ландшафт замечательно вписывается в представленную цитату, и наоборот.

Мы не утверждаем, что открыли греческий театр – мы говорим о едином архитектурном плане культовых сооружений, об их функциональной наполненности.

(И, Бога ради, или во что Вы там верите, не путайтесь в терминах и временах! Не добавляйте нам работы объяснять Вам разницу в язычестве «древних греков» и «варваров-славян»; иначе книга останется бесконечной … так можно бесконечно долго спорить о том, что было раньше – курица или яйцо.)

Эпоха Греции или Эллады современна эпохе комплекса «Среча»;

мы готовы обосновать старшинство «нашего» «Театра».

Мы говорим о родстве (если не сказать – тождестве) проводимых обрядов; мы допускаем различия в адресатах обращений; мы утверждаем общность принципов самого действа.

Да и, честно говоря, нам проще изъясняться в театральных терминах; сказывается перекос в образовании руководства. Если Вам будет угодно, расшифруйте слово «Театр» по-своему: хоть «Теа-тор», согласно произношению – «Божественный круг» или «Окружённый богами», и т.д. и т.п.

Мы же ясно, для себя, видим, что:

1) Есть «сцена» - место или постройка (от греч. «шатёр, палатка»).

2) Есть «арена» - место действия, область деятельности, поприще; кстати: к юго-востоку от «сцены», по канону.

3) Есть «амфитеатр» - места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов.

4) Есть дополнительные возвышения и декорации – для непосредственных участников действия и «высоких гостей».

 

Это есть, существует, именно в комплексе.

Это мы и назвали – «Среча», обрядово-ритуальный комплекс.

На его территории можно пошагово рассмотреть все этапы языческих обрядов и ритуалов.

 

«Древнейшие люди произошли в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода Австралопитеков, освоивших прямохождение. К основным предпосылкам Антропогенеза человека относится достижение высокого уровня развития:

1) сенсорных систем (с преобладанием зрения над обонянием);

2) двигательных способностей, особенно передних конечностей

(исключительная подвижность кистей рук, в частности пальцев), и в связи с этим

3) коры головного мозга и психической деятельности, а также

4) высокий уровень группового поведения и форм общения и др.

Предполагают, что предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество других функций. Манипулирование превратилось из дополнительной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий. На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характеризующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшие обратное влияние на процесс становления человека современного вида. Антропогенез представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную».

И ещё несколько примечаний из Психологического словаря:

«1. Термин «Антропогенез» в отечественной (физической) антропологии обозначает также раздел этой науки, в котором изучается эволюционное происхождение и развитие человека. В зарубежной антропологии соответствующая ветвь знания называется «эволюционная антропология» (или «палеоантропология»), которая, однако, трактуется как комплексная дисциплина, а не раздел физической антропологии.

2. Разумеется, труд создал самого человека. Эта расхожая фраза стала автоматизмом, над которым мы редко задумываемся. Но ведь в определение трудовой деятельности входит сознательная цель, которая определяет ее как закон, а сознание отягощено, по словам К. Маркса, проклятием материи — языком. Это означает, что как бы далеко мы не шли в глубь человеческой истории, мы нигде не найдем человека без сознания, труда и языка, а если найдем, то это будет не человек. Есть свои резоны говорить, что человек начался с плача по умершему, т. е. с переживания».

Древнейшей формой поклонения (первичной религией) был

«АНИМИЗМ » – «(от лат. anima — душа) — картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с точки зрения современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для Анимизма компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию Анимизма английский антрополог Э. Б. Тайлор полагал, что Анимизм — это простейшая и первичная форма религиозного сознания, появившаяся в первобытную эпоху».

Есть и другая точка зрения.

«АНИМАТИЗМ» - (от лат. animatus — одушевленный) —

комплекс первобытных представлений о безличной, неперсонифицируемой, сверхъестественной силе, действующей в природе и влияющей на саму жизнь, ее условия (напр. климат), успешность деятельности человека (напр. успех в охоте, войне). Аниматизм представляет собой одну из первых попыток осмысления мира. Аниматизм, как и анимизм, «замешан» на антропоморфизме: первобытный человек верил, что все окружающие его явления природы (напр. метеорологические) живут такой же жизнью, как и он сам — они такие же желающие, чувствующие, понимающие, коварные и т. д.; с ними возможно общение — к ним можно обращаться с просьбами или с жалобами. С Аниматизмом могут быть связаны магические действия. Концепцию первобытного Аниматизма предложил Роберт Маретт, считавший, что Аниматизм предшествует анимизму».

«Древнейшей ступенью религии мы должны признать ту, которая является для нее общей с большей частью первобытных религий не только европейских, но и других народностей; это ≈ культ душ умерших. Представление о переживании (но не бессмертии) души после смерти тела должно было возникнуть под влиянием следующих элементов:

1) наблюдений над сопровождающими смерть симптомами; сюда относится главным образом:

а) прекращение жизни с последним дыханием; отсюда представление о душе как о дуновении, " духе" (греч. ψ υ χ ή " душа" ≈ ψ ΰ χ ο ς " прохлада"; лат. anima, animus ≈ ά ν ε μ ο ς " ветер");

б) помутнение зрачка, имеющее последствием исчезновение видимой в нем человеческой фигурки (поэтому " зрачок" по-гречески κ ό ρ η, по-латыни pupilla ≈ " куколка"); отсюда представление о душе в момент смерти как о крошечной человеческой фигурке, лишь впоследствии достигающей своей натуральной величины.

2) Симптомов сна и галлюцинаций: появление умершего особенно во сне должно было породить убеждение, что спящий имел непосредственное общение с его душой (аналогичное появление живых вполне последовательно подало повод к теории " экстаза").

3) Неожиданных и необъяснимых событий, особенно злоключений с живущими (загадочных болезней людей и скота), которые естественнее всего было приписать вмешательству огорченных смертью и поэтому злобных душ.

Признание существования переживающих тело душ, в связи с естественно возникшими представлениями

1) об их беспомощности, как лишенных орудий тела,

2) об их таинственной и страшной вредоносной силе (представлениями в сущности противоречивыми, но фактически совмещаемыми: " закон совместимости" Липперта), что привело к культу душ.

Этот культ заключался:

1) в совершаемых по законному обряду похоронах умершего, т. е. (первоначально) погребении его не сжигаемых останков. Отныне могила становится жилищем его души, между тем как душа непогребенного бродит по ночам, страдая сама и вредя другим;

2) в известном уходе за этой душой; погребенному давали в могилу любимые им при жизни предметы; его в известные дни кормили и поили (для чего могилы устраивались соответствующим образом); учреждались особые " праздники душ" (анфестерии ≈ " праздник цветов" ≈ у греков, фералии у римлян; и те, и другие в феврале), во время которых они предполагались безвредно витающими в среде живых, радуясь приношениям и зрелищам, и по истечении которых их прогоняли обратно.

Чувства, в которых этот культ имел свое основание, были: естественная любовь к умершему, если он был близким человеком, и желание облегчить его участь; страх перед его душой и желание сделать ее безвредной; забота о самом себе и желание обеспечить себе сносную участь после смерти. Последние два чувства повели к вмешательству общины в культ душ: община следила за ним, отчасти принимая на себя заботы о душах учреждением государственных праздников в их честь, отчасти контролируя исправное исполнение гражданами своих обязанностей относительно умерших родственников. Желание обеспечить за собой посмертную заботу было одним из главных стимулов к основанию семьи и оставлению потомства и привело к институту усыновления. Душа, как мстительная и вредящая, называлась у греков " керой" (κ ή ρ), у римлян ≈ " лемуром"; ее сила была особенно велика в тех случаях, когда она принадлежала человеку, погибшему во цвете лет (ά ω ρ ο ς " безвременный") и притом насильственной смертью: тогда " кера" делалась " эринией" (у римлян furia), которая требовала от ближайших родственников " кровавой мести" за себя и жестоко наказывала их в случае упущения ее. Вообще признание существования и силы " кер" имело последствием возникновение чародейства, и притом в двояком направлении:

в смысле охранения живущих от мести души; тут средствами могли быть либо умилостивления, либо заклинания, либо в особо серьезных случаях насилия над телом умершего (μ α σ χ α λ ι σ μ ό ς ≈ " отсечение рук"), в смысле использования сил души живущими для их личных целей.

Сюда относится особенно:

а) вызывание души, чтобы узнать от нее тайны прошлого или будущего (" некромантия");

б) " связывание" врага направленной против него душой безвременно умершего (κ α τ α δ ε σ μ ό ς, defixio). Все это волшебство, было по своему существу очень древнего происхождения».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.