Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод мозгового штурма






Метод мозгового штурма разработан А. Осборном в 1953 году. Это метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы. Метод также называют «мозговая атака», «конференция идей» или «коллективная генерация идей».

Основная цель мозгового штурма – поиск наиболее широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решений проблемы и при ликвидации недостатков в уже существующей системе.

Метод мозгового штурма можно также рассматривать как инструмент повышения творческого потенциала коллектива специалистов, что достигается за счет следующего [См.: Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования / В.В. Глущенко, И.И. Глушенко. – Железнодорожный: Крылья, 2004]:

– тренировка мыслительной деятельности в отношении способности выдвигать новые идеи для решения поставленных задач;

– возможность нового и неожиданного видения проблемы глазами своих коллег;

– последующее изучение всей совокупности высказанных идей позволяет по-новому, с большим доверием отнестись к идеям, которые, хотя и раньше высказывались коллегами, но в рутинной обстановке текущих дел организации не привлекли к себе достаточного внимания;

– появление навыков творческого мышления за счет участия в дискуссиях, критическом анализе новых и недостаточно обоснованных идей в процессе коллективной генерации идей.

В технологии проведения мозгового штурма можно выделить пять основных этапов (см. приложение 3):

1) постановочный – этап включает: введение в деловую игру, мобилизацию групп, постановку проблемы;

2) генерационный – в рамках данного этапа осуществляется генерация – разведка и каскадная генерация идей;

3) синтезирующий – в ходе этапа происходит синтез и прогноз идей;

4) критикующий – этот этап включает критику идей и подготовку вариантов решения;

5) завершающий – осуществляется принятие решения, конструктивная проработка, разбор игры.

Методика мозгового штурма хорошо известна специалистам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

При этом независимо от того, для решения каких проблем используется данный метод, необходимо соблюдение правил:

1) обеспечить как можно большую свободу мышления участников и высказывания ими новых идей. Чем больше выдвигается идей, тем лучше, так как становится больше вероятность появления ценных идей;

2) обеспечить принятие любых идей, даже сомнительных или абсурдных. Оценка предложений производится позднее;

3) не допускать критики любой идеи. Не объявлять ее ложной и не прекращать обсуждение;

4) стимулировать высказывание как можно большего количества идей, а особенно нестандартных. Приветствуется оригинальность и нетривиальность идей.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями и другие виды коллективного принятия решения.

Существует множество разновидностей мозгового штурма: метод коллективного обсуждения фиксированных идей, метод обратного мозгового штурма, метод конференции идей и др. Однако применение всех этих методов может быть эффективным только в условиях творческого отношения к ним, так как они основаны на творческом подходе к решению проблем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.