Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс создания технопарков в Украине начался в 1999 г. Первыми была зарегистрирована такой технологический парк, как Институт монокристаллов






(г. Харьков) и Институт электросварки имени Є.О.Патона (г. Киев). Впоследствии появились: в 2001 г. - “Углемаш" (г. Донецк); в 2002 г. - " Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника" (г. Киев), Институт технической теплофизики (г. Киев), " Укринфотех" (г. Киев); в 2003 г. - " Интеллектуальные информационные технологии" (г. Киев) и др.

По закону Украины " О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков" специальный режим инновационной деятельности вводится для технологического парка сроком на 15 лет и действует при выполнении проектов технологического парка. Государственное содействие инновационной деятельности технологических парков осуществляется в форме государственной финансовой поддержки и целевого субсидирования проектов технологических парков.

Для реализации проектов технологических парков ежегодно в Государственном бюджете Украины по бюджетной программе поддержки деятельности технологических парков должны определяться средства, которые направляются на такие цели,:

– полное или частичное(к 50%) беспроцентное кредитование(на условиях инфляционной индексации) проектов технологических парков;

– полную или частичную компенсацию процентов, уплаченных исполнителями проектов технологических парков коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям при кредитувании проектов технологических парков;

– целевые субсидии относительно уплаты ввозной пошлины участникам технологических парков и совместным предприятиям, которые выполняют проекты технологических парков.

Перспективность создания и функционирования технопарков заключается в том, что они являются эффективной формой быстрой коммерциализации научных разработок, реализации инновационных проектов, а также необходимой основой для формирования региональных инновационных систем. Учитывая зарубежный опыт стимулирования экономического развития регионов, государственная поддержка технопарков, льготы и создание благоприятных организационно-правовых условий дают возможность существенно повысить эффективность этих инновационных структур и создать мощные импульсы для экономического развития государства.

Научный парк в соответствии с Законом Украины " О научном парке" создается по инициативе высшего учебного заведения с целью развития научно-технической и инновационной деятельности в высшем учебном заведении и/или научном учреждении, эффективного и рационального использования имеющегося научного потенциала, материально-технической базы для коммерциализации результатов научных исследований и их внедрения на отечественном и зарубежном рынках.

Роль высших учебных заведений является значительной для инновационного развития регионов. Университеты должны превращаться в ячейки производства научных знаний и их передачи предприятиям через созданные при них инновационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, маркетинга, консультационные центры и др. Зарубежный опыт свидетельствует, что инновационная инфраструктура региона преимущественно начинала развиваться с университетов и по их инициативе, хотя и поддерживалась властью. В то же время отечественные университеты еще не стали активными субъектами инновационного развития регионов.

Хотя в Украине создано 7 научных парков, однако результаты их деятельности еще не настолько весомы, чтобы существенно влиять на развитие научно-технической сферы. Наиболее известный из них научный парк " Киевская политехника", правовая основа деятельности которого регламентирована Законом Украины " О научном парке " Киевская политехника". Партнерами научного парка являются свыше 40 предприятий и компаний, при участии которых выполняются десятки проектов и научно-технических работ. Большинство известных технопарков и научных парков начинались с бизнес-инкубаторов.

Основными нормативно-правовыми актами для создания и организации деятельности бизнес-инкубаторов являются законы Украины " О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине" и " Об инновационной деятельности", а также приказа Государственного комитета Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации, которым в декабре в 2010 г. утвержден примерный устав инновационного бизнес-инкубатора и методические рекомендации относительно обеспечения его деятельности. Приказ раскрывает направления поддержки субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе, требования к его технической оснастке, организации деятельности. Вместе с тем в документе не отмечено, в какой организационно-правовой форме он должен создаваться.

Создание первых бизнес-инкубаторов в государстве стимулировалось международной финансовой помощью. С 1998 г. Агентство США по международному развития (USАID) финансировало выполнение 2, 5-летней Программы развития бизнес-инкубаторов в Украине. В рамках этой програмибули созданы технологический бизнес-инкубатор " Харьковские технологии", бизнес-инкубатор Херсонской торгово-промышленной палаты, бизнес-инкубатор Объединенного профкома Чернобыльской АЭС в г. Славутиче и др.

В Украине бизнес-инкубаторы имеют разные организационно-правовые формы: общественных организаций, коммунальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и др., их количество (76) еще не отвечает потребностям инновационного развития стран, ыони также существенно уступают по результатам функционирования аналогичным зарубежным структурам.

Наиболее прогрессивной и всеобъемлющей формой организации научно-производственных комплексов является технополис. Кроме акцента на новые технологии, он предусматривает создание нового поселения в комплекте с научным парком, университетами, технологическим парком, жильем, объектами культуры. В отличие от технопарков и научных парков, технополис - это новая модель города, где инновации являются ведущим фактором его развития.

Под технополисом понимается территориальное образование городского типа, ориентированное на обеспечение наилучших условий для взаимодействия науки, промышленности, коммерческого освоения результатов фундаментальных и прикладных исследований и поддержки малых научно-исследовательских, опытно-производственных предприятий в сфере высоких технологий.

Основной целью создания технополиса является формирование научно-производственной среды для эффективного развития прогрессивных технологий с перспективой на 15-20 лет. На сегодня Мировая ассоциация технополисов насчитывает 84 члена из 43 стран.

Общим инструментом сочетания науки, производства и государственного управления в разных сферах экономики является такой инструмент, как технологическая платформа.

Технологическая платформа (ТП) - коммуникационная площадка бизнеса, науки, потребителей их товаров и услуг, а также государства по вопросам модернизации и научно-технического развития экономики.

ТП объединяют предпринимателей из разных отраслей, чтобы очертить средне- и долгосрочные цели исследовательского и технологического развития, сообща определить эффективные способы их достижения, направления совершенствования соответствующих государственных механизмов.

Десятилетний опыт создания и реализации ТП в ЕС засвидетельствовал их эффективность. Сегодня Європейськие ТП стали ключевым элементом європейської инновационной системы, что способствуют формированию инновационного партнерства путем реализации системного подхода.

В Украине процесс их создания только начинается. В то же время существенные институциональные изменения в системе управления инновационным региональным развитием существенно связаны с финансовой поддержкой инноваций. Государственная финансовая поддержка инноваций в Украине является пока что несущественной.

В целом в государстве за период ее независимости не выполняются требования ст. 34 Закона Украины " О научной и научно-технической деятельности", в которой отмечено, что " государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) в размере не меньше 1, 7% от валового внутреннего продукта Украины". Фактически ежегодная цифра расходов до 2012 г. на выполнение научных и научно-технических работ из всех источников в ВВП государства представляет 0, 9-1, 1%, вследствие чего наука еще не играет существенную роль в инновационном развитии.

Ускорение инновационного развития регионов нуждается в проведении последовательной региональной политики, которая согласовывает правовые, финансовые, организационные возможности власти и потребности инновационных субъектов, обеспечивает соответствие их действий приоритетным заданиям стратегии инновационного развития государства.

Приоритетным заданием новой региональной политики в Украине должно стать инновационное развитие регионов, в частности на государственном уровне должна быть поставлена задача относительно формирования региональных инновационных систем. Эта задача особенно актуализируется в связи с усилением влияния внешних факторов на функционирование экономики Украины и регионов, а также изменением внутренних факторов – увеличением количества проблем в энергетической сфере, ограниченностью сырьевой базы, существенной частью низкотехнологического производства и др.

В настоящее время все отечественные регионы имеют существенный экономический и, в частности, инновационный потенциал.

Для его реализации необходимы в первую очередь:

– децентрализация полномочий государства относительно поддержки инновационной деятельности;

– формирование адекватной современным региональным запросам нормативно-правовой базы;

– ввод инновационных подходов в региональном управлении;

– формирование современной инновационной инфраструктуры и обеспечение ее результативности;

– подготовка и постоянная методическая поддержка специалистов в сфере регионального инновационного развития;

– формирование и внедрение дифференцированного комплекса действенных государственных механизмов стимулирования инновационного развития регионов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.