Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По разным подсчетам, в настоящее время в регионах Украины насчитывается около 100 кластеров, подавляющее большинство из которых находится на стадии становления.






Учитывая, что кластеры являются ключевым механизмом повышения конкурентоспособности регионов и их инновационного развития, новое поколение региональных программ ЕС базируется на региональных инновационных кластерах, причем не только относительно урбанизированных, но и относительно сельских и менее развитых территорий.

Задания создания кластеров нашли отражение в новых стратегиях развития регионов:

– Комплексной стратегии развития Днепропетровской области на период до 2015 г. - кластеры в отраслях промышленного производства, строительства и сельского хозяйства;

– Стратегии развития Сумской области " Новая Сумщина - 2015" - кластеры в отраслях строительства и сельского хозяйства;

– Стратегии устойчивого развития Харьковской области до 2020 г. - кластеры в сферах альтернативной энергетики, высоких технологий, науки и образования, трансграничный транспортно-торговельно-логістичний кластер.

Таким образом, важность кластерных образований в регионах уже принята во внимание. Теперь необходимо найти эффективные рычаги их стимулирования в условиях отечественной экономики.

Важно осознать, что создание кластеров не может быть обеспечено административным путем. Ведущую роль играют развитие деловых отношений и уровень доверия между потенциальными участниками кластеров, которые предопределяют их объединение на принципах самоорганизации. В то же время заданием государства является постоянное формирование условий, которые побуждают к созданию и эффективной деятельности кластерных структур.

В современных условиях кластерная политика должна быть обязательной составляющей политики развития регионов. Объектами управленческого влияния - базой создания кластеров могут быть предприятия, успешные на рынке товаров и услуг. В то же время важно понимать связь механизмов этого типа с такими инновационными структурами, как технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, технологические платформы, фонды поддержки инноваций и т.п. Эффективное использование хотя бы какого-то из этих механизмов предопределяет появление других. В то же время более прогрессивным подходом будет внедрение механизмов по принципу " от более простого к более сложному".

Одним из важных стимулирующих механизмов регионального развития, которое используется в современной практике многих стран мира, является заключение контрактов (соглашений) относительно регионального развития между региональной и центральной властью. Эти документы предусматривают определенные бюджетные обязательства или общее финансирование стратегий регионального развития, цели которых отвечают общегосударственным.

Примерами являются государственно-региональные проекты у Франции, институционные соглашения и рамочные программы-соглашения в Италии, региональные контракты в Польше.

В Законе Украины " О стимулировании развития регионов" определен такой механизм стимулирование регионального развития, как соглашения относительно регионального развития между правительством и органами местного самоуправления регионального уровня –областными советами, согласно которым государством и регионами совместно финансируются стратегии развития регионов на основе государственно-регионального партнерства.

По состоянию на конец 2013 г. в Украине соглашения относительно регионального развития заключено относительно шести областей: Донецкой(в 2007 г.), Львовской(в 2008 г.), Волынской(в 2010 г.), Винницкой(в 2010 г.), Ивано-Франковской(в 2010 г.) и Херсонской(в 2010 г.).

Вторым механизмом, который определен Законом Украины " О стимулировании развития регионов", является государственная поддержка депрессивных территорий. Программы преодоления состояния депрессивности территорий должны предусматривать комплекс мероприятий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно стимулирования развития определенных территорий. Вместе с тем до 2013 г. ни одной территории в Украине не было предоставлено статуса депрессивной, поэтому соответствующие программы не разрабатывались.

Финансовое обеспечение реализации отмеченных механизмов предусматривается осуществлять через Государственный фонд регионального развития, созданный в 2012 г. Средства фонда могут также направляться на реализацию: государственных целевых программ и инвестиционных программ (проектов) в части мероприятий регионального развития, государственных программ развития транспограничного сотрудничества, программ и мероприятий социально-экономического развития регионов, включая программы и мероприятия развития отдельных административно-территориальных единиц, в частности малых городов, горных населенных пунктов, и др.

Региональные и местные фонды поддержки предпринимательства, созданное Украинским фондом поддержки предпринимательства сообща с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в регионах Украины, являются целостной государственной системой фондов поддержки предпринимательства, которая построена на единых принципах и использует в своей деятельности унифицированные механизмы в процессе аккумулирования финансовых ресурсов из разных источников, финансового обеспечения реализации мероприятий региональных программ поддержки предпринимательства, контроля за целевым использованием средств и обеспечения возвращения средств, предоставленных субъектам бизнеса, как правило, на возвратной основе.

На 2013 г. такие фонды действуют во всех регионах Украины, однако они еще не имеют существенных ресурсов для ощутимой поддержки развития бизнеса, поскольку областные бюджеты крайне ограничены.

На государственном уровне полномочиями относительно экономического развития регионов наделено Министерство экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития), на региональном и местном уровнях - местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Соответствующие функции выполняют их структурные подразделения - управления экономики. В то же время согласно мировому опыту органы власти несостоятельны самостоятельно стимулировать местное и региональное развитие. Дополняющую, а порою и ведущую роль играют агентства регионального развития.

В феврале в 2010 г. с целью внедрения системных экономических реформ, обеспечения устойчивого экономического развития Украины создан Комитет по экономическим реформам, который является консультативно-совещательным органом при Президенте Украины. Аналогичные структуры созданы и в регионах. Направлениями работы Комитета и его региональных образований является:

– законодательное и институционное обеспечение реформ;

– международная интеграция и сотрудничество;

– региональное экономическое развитие;

– устойчивое экономическое развитие, бизнес-климат и инвестиции;

– технологическая модернизация экономики и развитие инфраструктуры;

- социальной сферы и повышения качества жизни.

При Кабинете Министров Украины с сентября в 2012 г. функционирует Межведомственная координационная комиссия по вопросам регионального развития. Целью ее деятельности является обеспечение согласованных действий центральных и местных органов исполнительной власти во время принятия и выполнения решений относительно государственной региональной политики, социально-экономического развития регионов, отдельных территорий.

С целью принятия обоснованных решений относительно обеспечения развития регионов их органы публичной власти должны формировать собственные информационные системы, которые бы охватывали все административно-территориальные единицы, способствовали формированию и развитию корпоративного виденья стратегического развития и позиционирования региона во внешнем экономическом и информационном пространстве.

Следовательно, в Украине существует определенное количество государственных механизмов стимулирования экономического развития регионов, однако для каждого механизма характерен ряд проблем реализации - финансовых, организационных, кадровых и т.п. Также их комплекс еще является недостаточным учитывая наличие ряда нерешенных заданий в развитии регионов и существующих мировых тенденций экономического развития.

В целом комплекс государственных механизмов развития регионов изменяется, в первую очередь, в зависимости от состояния и темпов развития государства, наполнения государственного и местных бюджетов, а также исходя из институциональной возможности органов публичной власти






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.