Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Глава I. Теоретические основы развития вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле 8






СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы развития вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле………………………………...8

1.1. Развитие вокально-певческих навыков у учащихся как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………8

1.2. Специфика эстрадного исполнения учащихся в вокальном ансамбле…………………………………………………………………………21

Выводы по первой главе…………………………………………………33

Глава II. Опытное экспериментальное исследование по развитию вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле………..36

2.1. Содержание, формы и методы развития вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле……………………36

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Детская вокальная эстрада – одно из ведущих направлений детского музыкального образования. Сольное и ансамблевое эстрадное пение пользуется сегодня большой популярностью, при этом наблюдается тенденция к тому, что эстрадное исполнение вытесняет академическое. Интерес детей, родителей, слушателей к данному виду вокального творчества чрезвычайно велик. Певческая деятельность, особенно в вокальном эстрадном коллективе, положительно влияет на психофизиологическое и личностное развитие детей. Владение голосом, вокальное творчество, выступление с эстрадными номерами способствует развитию культурного потенциала, общительности, ориентирует на успех. Важно и то, что эстрадное вокальное искусство соответствует интересам современных детей и подростков.

Однако с педагогической точки зрения существует проблема профессионального подхода в обучении эстрадному пению. Дети, посещающие эстрадный вокальный ансамбль, должны овладеть основами вокального мастерства, пройти этап постановки голоса, правильного формирования вокально-певческих навыков. Безусловно, это сложный педагогический процесс, имеющий свои особенности, которые определяются общими требованиями вокальной педагогики, индивидуальными и возрастными особенностями и голосовыми возможностями детей.

На сегодняшнем этапе вокально-эстрадная педагогика принадлежит к недостаточно разработанным областям профессионального обучения. Многими современными специалистами (А.Б. Арутюнова, И.Б. Бархатова, Н.А. Самолдина, О.С. Чернова, О.Р. Якушева и др.) отмечается, что область профессиональной вокальной подготовки эстрадно-джазовых исполнителей недостаточно изучена: нет разработанной и полной методологии обучения, достаточного количества программ и изданий по данному направлению вокальной работы [Арутюнова; Бархатова, Самолдина; Чернова, Якушева]. Согласимся с мнением педагогов-профессионалов, считающих, что для изменения сложившейся ситуации необходимо повышать уровень педагогической компетенции в отношении вокально-методических знаний, развивать в первую очередь технологический аспект осуществления профессиональной деятельности педагогов-вокалистов [Самолдина, 2015].

Степень изученности. В научной и методической литературе проблема развития вокально-певческих навыков была в поле внимания многих отечественных ученых и педагогов. Так, вопросам качества и особенностям певческих голосов детей посвящены исследования Е.И. Алмазова, И.И. Левидова, В.П. Морозова. Вокальные требования, предъявляемые к младшим школьникам, сформулированы в работах Е.М. Малининой, Н.Н. Добровольской, Н.Н. Орловой, В.Г. Соколова и других ученых. Процесс формирования певческих навыков освещают педагоги-практики Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова, внесшие заметный вклад в развитие методических приемов обучения пению учащихся младшего школьного возраста.

Задачи и особенности постановки голоса в эстрадно-джазовом вокальном творчестве исследуют А.Б. Арутюнова, И.Б. Бархатова, О.Я. Клипп, В.И. Коробка, С. Риггз, П.В. Свиридов, О.Р. Якушева, К. Линклэйтер (K. Linklater), К. Садолин (C. Sadolin), специфику эстрадного номера – И.А. Богданов. Вопросы обучения детей эстрадному пению в условиях вокального ансамбля в учреждениях дополнительного образования рассматриваются в статьях В.М. Архандеевой, А.А. Сабининой, Н.А. Самолдиной.

Вместе с тем, научных исследований по проблеме развития вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле все же недостаточно.

Целью исследования является: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле.

Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования на базе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы работы по развитию вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле.

Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что уровень вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в ансамбле повышается вследствие:

- учета в работе традиций академического пения и особенностей эстрадного пения;

- сочетания индивидуальной, малогрупповой (2-3 человека) и групповой форм работы;

- продуманного применения методов и приемов работы, направленных на развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения у учащихся в условиях ансамбля. Хорошо было бы здесь просто перечислить – какие методы и приемы вы предлагаете. Уточнение после окончания 2 главы.

Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:

1. Изучить особенности развития вокально-певческих навыков у учащихся как психолого-педагогическую проблему;

2. Исследовать специфику эстрадного исполнения учащихся в вокальном ансамбле;

3. Провести опытное экспериментальное исследование по апробации содержания, форм и методов развития вокально-певческих навыков эстрадного ансамблевого исполнения у учащихся младшего школьного возраста;

4. Проанализировать результаты эксперимента, сделать выводы.

Методологической основой исследования явились:

- психолого-педагогические основы психологии младшего школьного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец), психологии музыкальных способностей и музыкальной деятельности (Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов);

- труды по методике вокального обучения и воспитания (В.А. Багадуров, Л.Г. Дмитриев, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова и др.);

- работы о специфике эстрадного исполнительства (И.А. Богданов, В.Г. Кузнецов), эстрадного пения (А.Б. Арутюнова, О.Я. Клипп, П.В. Свиридов, С. Риггз), о вокально-педагогической работе в эстрадном вокальном ансамбле (М.В. Архандеева, А.А. Сабинина).

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, теоретическое сравнение и обобщение), эмпирические (наблюдение, обобщение опыта), педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, качественный и количественный анализ данных. Уточнение после окончания 2 главы.

Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены современные положения о специфике детского эстрадного пения, раскрыта специфика работы с эстрадным вокальным ансамблем младшеклассников. Разработаны критерии и показатели диагностики уровня музыкально-певческого развития младших школьников. Описаны этапы, методы, приемы вокального обучения детей в эстрадном ансамбле. Полученные в исследовании результаты дополняют и конкретизируют представления о методах вокального обучения детей в условиях дополнительного образования (эстрадное направление). Уточнение после окончания 2 главы.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать ее материалы и выводы в практике работы педагогов класса эстрадного вокала в дополнительном образовании детей, при разработке программ для вокального эстрадного ансамбля.

Базой экспериментального исследования стала Нижнетроицкая средняя школа Туймазинского района Республики Башкортостан.

Выборку исследования составили 12 учеников из второго класса школы (возраст детей – 8-9 лет), посещающих занятия эстрадного вокального ансамбля.

Структура исследования включает: введение, две главы и пять параграфов, выводы по главам, заключением, список использованной литературы, приложения. Работа включает … таблиц, … рисунков, … приложений, список литературы из … источников. (Уточнение после окончания 2 главы).

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.