Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Топливо






В качестве топлива для мотоциклетных карбюраторных двигателей используются автомобильные бензины. В СССР выпускается пять сортов автомобильных сортов бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. Автомобильные бензины представляют собой легкие фрак­ции нефти, выкипающие при температурах 40— 205 °С. Маркируют бензины в зависимости от их на­значения и стойкости против детонации — способно­сти топлива сгорать в двигателе без детонации.

Детонация — это очень быстрое (взрывное) сгорание топлива в цилиндре двигателя. При нор­мальном сгорании топливовоздушной смеси скорость распространения пламени составляет 20—50 м/с, при детонационном сгорании — 1500—2500 м/с (т. е. сго­рание происходит практически мгновенно). Этот процесс характеризуется резким нарастанием давле­ния в цилиндре.

Внешними признаками детонации являются ха­рактерный металлический стук, перегрев двигателя, падение его мощности. При длительной работе дви­гателя с детонацией происходят разрушение под­шипников кривошипно-шатунного механизма, прогар и разрушение поршней и клапанов, поэтому работа двигателя с детонацией недопустима.

Основной причиной, вызывающей детонацию, яв­ляется несоответствие степени сжатия двигателя и детонационной стойкости применяемого топлива. Чем выше степень сжатия, тем вероятнее появление дето­нации, и, чем выше детонационная стойкость топли­ва, тем меньше вероятность появления детонации.

Стойкость топлива против детонации (или антиде­тонационная стойкость) зависит от химического со­става топлива и

от специальных присадок (антидето­наторов), повышающих антидетонационную стой­кость. Одним из основных антидетонаторов в настоя­щее время является этиловая жидкость, основной компонент которой — тетраэтилсвинец. Бензины, в которые добавляется этот антидетонатор, называ­ются этилированными.

Поскольку при сгорании этиловой жидкости образуются химически активные соединения свинца, вызывающие коррозию и прогар деталей двигателей, то двигатели, предназначенные для работы на высокоэтилированных бензинах, изготавливают из специальных стойких материалов. Применение высокоэтгилированых бензинов в обычных двигателях, в том числе и на мотоциклах «Урал», нежелательно. Этилированный бензин токсичен, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать осторожность, нельзя допускать по­падания бензина на открытые участки кожи. Длитель­ное соприкосновение с этилированным бензином (на­пример, при частой промывке в бензине деталей го­лыми руками) вызывает серьезное заболевание кожи.

Показателем детонационной стойкости автомо­бильного бензина является октановое число, которое определяют на одноцилиндровых четырехтактных двигателях внутреннего сгорания с перемен­ной степенью сжатия. В зависимости от режима ис­пытания различают моторный и исследовательский методы определения октанового числа.

Марка бензина расшифровывается так: буква А показывает, что бензин автомобильный; цифры пока­зывают октановое число (чем больше число, тем выше стойкость топлива против детонации); буква И указывает, что октановое число определено по иссле­довательскому методу, если второй буквы нет, то ок­тановое число определено по моторному методу.

Автомобильные бензины выпускают этилирован­ные и неэтилированные, этилированные бензины обя­зательно окрашивают (табл. 4.1).

Таблица 4.1 Марки автомобильных бензинов (ГОСТ 2084—77*)

Показатель А-66 А-72 А-76 АИ-93 АИ-93
Октановое число:          
моторный метод          
исследовательский метод    
Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/л 0, 6 0, 41 0, 82 0.82

 

Для мотоциклов Ирбитского мотоциклетного за­вода рекомендуются бензины А-72, А-76, детонаци­онная стойкость которых вполне удовлетворительна при условии соблюдения всех правил эксплуатации двигателя.

В то же время использование более дорогих высо­кооктановых бензинов АИ-93, АИ-98 может привести к прогару клапанов и седел, к обгоранию свечей. Однако при отсутствии бензина А-72, А-76 некоторое время можно без вредных последствий пользоваться высокооктановым бензином (в пределах пробега 200—500 км в переменном режиме движения).

МАСЛА

Автотракторные масла делятся на моторные, ос­новой которых является дистиллятное (полученное перегонкой) масло, и трансмиссионные, — как прави­ло, смесь дистиллятного и остаточного масел.

Для улучшения свойств масел к ним добавляют одну или несколько присадок в зависимости от на­значения масла и условий работы агрегата. Присад­ки бывают:

антифрикционные, снижающие или стабилизирую­щие коэффициент трения между деталями;

противоизносные, предотвращающие интенсивное, изнашивание при нормальных условиях работы и смазки;

противозадирные, образующие на деталях молекулярные пленки, которые предотвращают сваривание и заедание, тем самым уменьшая изнашивание при повышенных нагрузках;

депрессорные, понижающие температуру застывания масла;

моющие, уменьшающие и препятствующие образованию нагара, отложению лаков в двигателе при высоких температурах.

Кроме того, бывают присадки противоокислительные, антикоррозионные, противопепные и т. д. Надо иметь в виду, что одни присадки могут нейтрализовать действие других поэтому смешивать масла различных марок нежелательно.

Согласно ГОСТ 17479—72* моторные масла в зависимости от области их применения делятся на следующие группы:

Нефорсированные двигатели……………………………………………………….А

Малофорсированные карбюраторные двигатели………………………………….Б1

» дизельные двигатели……………………………………………………….Б2

Среднефорсированные карбюраторные двигатели……………………………..В1

» дизельные двигатели……………………………………………………….В2

Высокофорсированные карбюраторные двигатели………………………………Г1

» дизельные двигатели……………………………………………………….Г2

Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие

в тяжелых условиях…………………………………………………………………..Д

Малооборотные дизельные двигатели с лубрикаторной си­стемой смазки………Е

 

Кроме того, масла подразделяются в зависимости от класса вязкости (табл. 4.2).

Таблица 4.1

Моторные масла

Класс вяз- кости Вяз- кость при 100 °С, мм2 Вязкость при 14 °С, мм2/ с Группы масел
Б1 Б2 В1 В2
  6±0, 5   М-6Б1   М-6В1  
  8±0, 5 М-8Б1 М-8Б2 М-8В1 М-8В2
  10+1 М-10Б1 М-10Б2 М-10В1 М-10В2
  12±0, 5 М-12Б2 М-12В2
  14±1 М-14Б2 М-14В2
  16±1 _ М-16Б2 М-16В2
  20±2 М-20Б2
4 з/6 6±0, 5 1300: 2600 М-4з/6Б1 М-4з/6В1 . —
4 з/8 8±0, 5 1300: 2600 М-4з/8Б1 М-4з/8Б2 М-4з/10В1 М-4з/8В2
4 з/10 10+0, 5 1300: 2600 М-4з/10В1 М-43/10В2
6 з/10 10±0, 5 2600: 10400     М-6з/10В1 М-6з/10В2

Марки масел расшифровываются следующим об­разом:

М-10В1 (М — масло моторное; 10 — кинематиче­ская вязкость равна 10 мм2/с при 100°С; В1 — масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей).

М-4з/6Б1 (М — масло моторное; 4з — масло за­гущенное, с кинематической вязкостью, равной 1300: 2600 мм2/с, при — 18°С; 6 — кинематическая вязкость равна 6 мм2/с при 100 °С; Б1 — масло для малофорсированного карбюраторного двигателя).

Если масло предназначено для дизельного и кар­бюраторного двигателей, то последняя буква индекса не имеет (например, М-8Б).

Для мотоциклов Ирбитского мотоциклетного за­вода рекомендуются следующие масла: для двигате­ля М-8В1; для коробки передач М-8В1; для главной передачи ТАП-15В, ТАД-17И.

До своим качествам масло М-8В1 нельзя назвать лучшим, однако, многочисленные испытания показали, что при правильной эксплуатации и своевременной замене масла двигатель и трансмиссия обеспечивают гарантийную наработку при умеренном износе деталей. Важным преимуществом масла М-8В1 является его низкая стоимость и наличие практиче­ски на всех АЗС.

Лучшие результаты даст эксплуатация двигателя на дизельных маслах М-10В2, М-12В2 и др., а также на авиационном масле МС-20. особенно при повы­шенном износе деталей двигателя. Более вязкие и качественные масла лучше удерживаются в повышенных зазорах между деталями, при этом уменьшается расход масла и продлевается срок службы деталей.; Однако эти масла более дорогие и дефицитные.

Для коробки передач можно рекомендовать те же масла, что и для главной передачи: ТАП-15В, ТАД-17И. Кроме того, можно использовать масла ТЭП-15, ТСп-14.

Для облегчения запуска при очень низких темпе­ратурах воздуха (-35°÷ -45°С) в масла с вяз­костью более 15 мм2/с (как в моторные, так и в трансмиссионные) можно добавлять до 25 % зимнего или арктического дизельного топлива.

Консистентные смазки — густые, мазеобразные продукты, применяемые для смазки деталей, к кото­рым трудно подвести масло, или на которых масло не удерживается, консистентные смазки представ­ляют собой смеси минеральных масел с различного рода масел и другими загустителями, придающими маслу пластичность консистентность. Мыла, которыми загущают масла, изготовляют из различных растительных и животных жиров. В зависимости от состава мыла консистентные смазки делятся на каль­циевые, калиевые, натриевые, литиевые и т. д.

Кальциевые смазки (устаревшие названия «соли­дол», «тавот») хорошо защищают металлические детали от коррозии даже при непосредственном контакте с водой, однако их можно применять только до температур (60—90) С. При более высоких температурах смазки расплавляются и вновь уже не загустевают.

Натриевые смазки (ЯНЗ-2; Т-13; консталин) растворимы в воде, поэтому их не следует применять в узлах, куда может попасть вода.

Литиевые смазки (№ 158, ВНИИНП-42, ЦЙАТИМ-202) применяются при температуре до 120°С. Эти смазки практически не растворимы в воде.

Таким образом, при выборе типа смазки надо учи­тывать рабочую температуру узла (в генераторе не следует применять кальциевые смазки) и водостойкость (в приводе в тормозов нецелесообразно примене­ние натриевых смазок). В колесах можно использо­вать любую смазку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.