Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Класс как субъект социального воспитания






1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания.

2. Параметры школьного класса как группы сверстников.

3. Принципы социального воспитания в школьном классе.

4. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности.

5. Типология школьных классов по социализирующим функциям.

С точки зрения А. В. Мудрика, класс можно рассматривать, по меньшей мере, с позиций трех «лиц».

Позиция первого «лица» — школьный класс является струк­турной ячейкой учебно-воспитательного учреждения — школы, при­званной выполнять государственный (или общественный) заказ на образование.

Другое «лицо», когда класс является компонентом воспитатель­ной организации, каковой является школа наряду со своим пред­назначением первого «лица».

Школьный класс обладает и третьим, весьма своеобразным «лицом», неразрывно связанным с первыми двумя и в то же время в значительной степени определяющим их «выра­жение». Речь идет о рассмотрении класса как социально-психологи­ческой группы, т. е. человеческой общности, объединенной по оп­ределенному признаку. В этом случае на первое место выступают не государственный заказ, не организационные цели, а межлич­ностные отношения в группе. Это третье «лицо» представляет класс как неформальную группу и указывает на относительность и ус­ловность границ между его формальными и неформальными со­ставляющими.

Наличие этих трёх аспектов дает нам основание утверждать, что класс является одним из важнейших факторов социализации школьника; более того, по степени близости и интенсивности взаимодействия с ребенком класс относится к микрофакторам социализации.

Еще точнее класс можно назвать особой группой сверстников. В ряду разнообразных групп, к которым может принадлежать школьник, класс, являясь одновременно и официальной, и не­формальной группой.

Учитывая, что роль сверстников в социализации детей в по­следние годы неуклонно возрастает, класс наряду с семьей мож­но отнести к важнейшим микрофакторам социализации.

Рассмотрим основные параметры класса как груп­пы сверстников:

Количественные границы.

По возрастным параметрам класс.

По половому признаку.

По юридическому статусу.

Социально-психологический статус.

По степени стабильности.

По ценностной направленности.

На основании всего вышеизложенного можно дать определе­ние: школьный класс — это формализованная, относительно ста­бильная контактная группа, объединяющая школьников примерно од­ного возраста и имеющая просоциальную направленность, соответ­ствующую целям социального воспитания в образовательном учреж­дении, к которому класс принадлежит.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.