Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе






    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    Теоретический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности «Социальная педагогика».

    - Опорный конспект лекций

    Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе

    1. Школа как социальный институт.

    2. Цели и задачи современной школы.

    3. Социально-педагогические функции школы.

    4. Особенности и социально-педагогические проблемы современной школы.

    Одна из базовых социальных потребностей общества является потребность в осмысленном взращивании молодого по­коления. Удовлетворить данную потребность в той или иной сте­пени стало возможным благодаря становлению социального ин­ститута воспитания, решающего задачи социально контролируе­мой социализации, трансляции культуры и социальных норм.

    Понятие «школа» в научной литературе используется в нескольких зна­чениях:

    · школа как социокультурное явление,

    · школа как социальный институт

    · школа как социальная организация, звено обществен­но-государственной системы

    Целостное описание школы как социальной организации пред­полагает обращение к анализу ее отдельных характерис­тик:

    ü культуры школы

    ü поля школы, воспитательного пространства школы

    ü уклада жизни школы

    ü философии школы

    Цели и задачи современной школы.

    Цель школы, как воспитательного института, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» (В.Г. Бочарова).

    Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

    · освоение ребятами нормативного поведения;

    · построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

    В современных условиях школа должна выполнять следующие задачи:

    1. Школа (точнее все её работники, родительский комитет, попечительский совет и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, признанным признавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс.

    2. Для реализации задач гармонического воспитания школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными институтами (семьей, дошкольными учреждениями, внешкольными, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.) способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала.

    3. В школе и в микрорайоне должна быть создана развивающая среда, обеспечивающая включение школьника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение и содержание.

    4. В реализацию целей социального воспитания должен быть включен весь педагогический коллектив, а также родители, попечители, различные организации, а не только социальный педагог, педагог-психолог и замдиректора по воспитательной работе.

    5. В школе должна развиваться ученическая самодеятельность, общественные органы самоуправления, детские и юношеские общественные организации.

    Функции школы как социально - педагогической системы

    В новых условиях социально-формирующая и воспитывающая роль и миссия школы только усиливается. В ситуации социальной неустроенности, семейного неблагополучия, существования различных девиаций подрастающего поколения наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, школа выполняет и другие функции. Среди них:

    1. социально-адаптивная;

    2. социально-стабилизирующая;

    3. социально-преобразующая;

    4. социально-защитная;

    5. здоровьесберегающая и реабилитационная;

    6. культуропреемственная и культуротворческая.

    Современная общеобразовательная школа как институт воспитания фактически сочетает в себе:

    · образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся;

    · организацию (общешкольную и сетку первичных), оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса;

    · социально-психологическую группу (большую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.

    В системе социального воспитания можно обозначить три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества:

    1. передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, её самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизации всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности;

    2. создание воспитывающей среды в семье и её ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;

    3. процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь.

    Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебе и общественно полезной деятельности.

    Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый, комплексный, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

    Система, структура и содержание социального воспитания в школе.

    Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности.

    Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса со­зидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие лично­сти в самоорганизации собственной жизни на всех воз­растных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в клю­чевых и критических ситуациях социализации и саморе­ализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.