Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы.






Социально-психологические задачи связаны с индивидуальным регулированием процессов становления самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, само­реализацией и самоутверждением, а также эти задачи включают:

- развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим;

- адаптация к реальным условиям жизни;

- установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами;

- предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов.

Самосознание — достижение личностью в каждом возрасте определен­ной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения, меры самопринятия.

Самоопределение — нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработка планов на различные отрезки будущей жизни.

Самореализация — реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений, признаваемая и одобряемая значимыми для данного человека лицами.

Самоутверждение — достижение человеком субъективной удовлетво­ренности результатами и (или) процессом самореализации.

К числу ведущих направлений индивидуальной помощи в ре­шении социально-психологических задач и проблем, получив­ших наибольшее распространение в школе, можно отнести п омощь в становлении субъектной позиции школьника. С субъект­ной позицией учащихся напрямую связана активность. Анализ по­зиций в учебной деятельности позволяет выделить четыре основ­ных типа учебной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию педагогической де­ятельности (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе).

Индивидуальная помощь в ситуации школьной дезадаптации. Один из особых объектов педагогического внимания — социально-пси­хологическая дезадаптация. Данный термин характеризует круг на­рушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием слож­ных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фак­тическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих ро­дителей, развод или конфликты в семье, изменение места жи­тельства или привычной обстановки, длительная болезнь, физи­ческий недостаток и т.д.).

Индивидуальная помощь отдельным категориям детей. В совре­менной школьной практике количество категорий детей, требую­щих индивидуальной помощи, довольно велико. Обратимся лишь к некоторым из них.

Дети с признаками одаренности (одаренные дети). Одаренность в детском возрасте необходимо рассматривать как совокупность признаков одаренности, потенциал последующего развития. Она не может и не должна определяться как оконча­тельная (особенно вид и уровень одаренности) и рассматривать­ся как однозначный вектор будущих успехов и направление спе­циализации ребенка.

Дети с девиантным поведением. Количество школь­ников, которых выделяют по признаку устойчивых девиаций в поведении, с каждым годом становится все больше, так как уве­личивается число провоцирующих факторов и условий.

Девиантное поведение— поведение, отклоняющееся от нормы; систе­ма поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обще­стве правовым и нравственным нормам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.