Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активный двухполюсник постоянного тока






 

2.1. Цель работы

Данная работа предназначена для освоения метода эквивалентного генератора (активного двухполюсника), линейных зависимостей токов, напряжений в электрических цепях и принципа компенсации.

 

2.2. Приобретаемые навыки.

уметь собирать требуемую электрическую схему на лабораторном стенде;

уметь правильно производить подключение (отключение) и соответствующие переключения;

научиться снимать и анализировать основные зависимости, отражающие работу схемы;

научиться строить графики зависимостей и анализировать характеристики;

научиться делать выводы по результатам работы.

 

2.3. Меры безопасности.

1. Работу под напряжением производить в составе бригады из двух и более человек.

2. Перед началом работы убедиться в надежности заземления лабораторного стенда.

3. В присутствии преподавателя (лаборанта) убедиться в правильности собранной схемы и получить разрешение на подачу питания.

4. При появлении запаха дыма или искрения немедленно обесточить стенд.

Внимание. При поражении электротоком немедленно отключить автомат и поставить переключатель на вводном щите в положение " 0", оказать пораженному первую медицинскую помощь.

 

2.4. Описание лабораторного стенда.

Лабораторная установка состоит из набора резисторов. Для измерения токов,

напряжений и мощности используются три миллиамперметра, два вольтметра и

ваттметр, имеющие несколько пределов измерений. Источник напряжения на

стенде обозначенный как U3, используется в качестве ЭДС-Е3

U2­­ - не используется. Источник напряжения U1-используется в качестве ЭДС с

переменной величиной, для проверки принципа компенсации. Данное ЭДС

обозначено как E1 и регулируется переменным резистором Rперем., который

находится рядом с тумблером вкл/выкл. Включение блоков питания

осуществляется тумблером “сеть” и контролируется сигнальной лампочкой. Схемы

соединения элементов приведены на рис.2.1-2.5.Величина ЭДС измеряется,

номиналы резисторов обозначены на стенде.Измеренную величину ЭДС и

номиналы резисторов занести в таблицу 2.1.

 

 

Таблица 2.1

Номер Стенда   E3 B R1 R3 R4 R5 R6
               

 

2.5. Предварительное задание.

Каждый студент получает индивидуальное задание в виде схемы с номиналами

электрической цепи лабораторного стенда. Для заданной схемы необходимо

рассчитать параметры активного двухполюсника (Еэг , Rвх) относительно

резистора R2, определить величину R2, при которой в нем определяется

максимальная мощность; Вычислить при этом величины I2, U2, P2; написать

уравнения связи токов I1 и I2 и рассчитать коэффициенты этого уравнения.

Варианты лабораторных схем приведены на рис.2.1-2.5.Схемы собираются на

лабораторных стендах согласно полученному варианту заданий. Студенты,

получившие одинаковые варианты, объединяются при выполнении лабораторной

работы в одну бригаду.

 

2.6. Рабочее задание.

В данной лабораторной работе требуется: собрать схему на лабораторном стенде

в соответствии со схемой расчетного задания, предусмотрев в ней включение

миллиамперметров в ветвях с резисторами R1, R2, R3 и ваттметра в ветви с

резистором R2;

Рассматривая цепь относительно резистора R2 как активный двухполюсник,

определить параметры этого двухполюсника по опытам холостого хода и

короткого замыкания (Еэг= Uхх, Rвх=Uхх/Iкз);

опытным путем найти зависимости I1(I2), I3(I2), I2(R2), P2(I2) при изменении R2 от

0 до ¥;

построить графики линейных зависимостей I1(I2), I3(I2), U2(I2);

определить коэффициенты линейных уравнений a, b, c, d (U2=a+b*I2, I1=c+d*I2);

построить графики I2(R2), P2(I2) и нанести на них точки (R2, I2, P2), полученные

при расчете в подготовительном задании;

рассматривая цепь относительно резистора R2 как активный двухполюсник,

определить параметры этого двухполюсника по двум любым режимам

(R2=0 и R2=¥);

сравнить результаты расчета и опыта;

проверить экспериментально действие метода компенсации (см.табл.2.3.)

 

 

2.7.Указания по выполнению эксперимента.

Для опытного определения зависимостей I1(I2), I3(I2), I2(R2), P2(I2) необходимо

изменять R2 от 0 до ¥ дискретно, чтобы значений R2 было не менее 8-10 так как не

все определяемые зависимости линейны. Полученные значения занести в таб. 2.2 Измерить величину холостого хода «Uхх» и занести полученные значения в таб.2.2.

 

Таблица 2.2

 

Измерения R2, Ом J1 J2 J3 U2 измерение на R2   P2= J2U2 .  
             
Холостой ход   Короткое замыкание       Uхх =…. B   ------------  
  Проверка принципа компенсации:  
  J1 J2 J3  
R2= ……Oм       До опыта
Е1= ……...В       После опыта
                     

 

Проверим принцип компенсации:

для проверки принципа компенсации измерить ток J2 и напряжение DU2 на

резисторе R2. При помощи Rперем. подобрать Е1 [ЭДС компенсации] так, чтобы

величина Е1 равнялась падению напряжения DU2 на R2. Включить в ветвь вместо

резистора R2 источник питания U1 так, чтобы ЭДС Е1 была направлена навстречу

току J2 и равнялась падению напряжения DU2.Заполнить таблицу 2.2.

Записав показания миллиамперметров, до [при R2=….Oм] опыта и после [когда R2

заменен на E1=….B] убедиться, что режим в цепи не изменился.

 

 

 

 

2.8. Указания по обработке результатов измерений и оценке погрешностей.

При обработке результатов необходимо рассчитать относительную

погрешность измерения:

тока в режиме короткого замыкания(Iкз) и напряжения в режиме холостого хода

(Uхх);

тока I2, напряжения U2, мощности P2 при значении R2=Rвх.

Определение относительной погрешности измерения аналогично изложенному в

описании лабораторной работы N1.

 

2.9. Указания по оформлению отчета.

Отчет о выполнении лабораторной работы каждый студент оформляет

индивидуально.

Отчет должен содержать:

схему лабораторного стенда с учетом измерительных приборов и номиналов

элементов и источников питания;

результаты расчетных и экспериментальных данных;

расчет требуемых величин по результатам эксперимента;

построение потенциальной диаграммы;

расчет относительных погрешностей измерений.

 

2.10. Вопросы для подготовки к собеседованию и контролю.

1. Что понимать под активным и пассивным двухполюсником?

2. Как рассчитать параметры активного двухполюсника (Еэг, Rвх) по двум

произвольным режимам?

3.Как записывается условие передачи максимальной мощности от активного

двухполюсника к пассивному?

4. Каким уравнением связаны к-ой и i-ой ветвей?

5. Как рассчитываются коэффициенты этого уравнения?

6. Как формулируется принцип компенсации?

 

2.11. Литература.

1. Л.А.Бессонов. Теоретические основы электротехники. -

М.: Высш.школа. 1996, с.49-55, 60-80.

2. Л.Р.Нейман, К.С.Демирчан. Теоретические основы электротехники.

т.1 - Л.: Энергоиздат, 1981, с.239-242.

3. Буев А.Р., Федоров Е.Е.Методические указания к лабораторной работе.

Активный двухполюсник постоянного тока. Йошкар – Ола, МарГУ, 1996.

4. «Межотраслевые правила по охране труда.» – РД 153–34.0–03.150–00.

2.12. Используемые приборы.

- миллиамперметр;

- вольтметр;

- ваттметр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.