Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преднаука и философия познания в античном мире (доклассический период).
Вообще в античной философии три этапа: 1. Досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.); 2. Классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.); 3. Эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 – 6 в. н.э.). Особенности: 1. Усложняется форма социально-экономической жизни, возникает рабство, отделение умственного труда от физического, возникают новые формы культурной жизни. 2. Развитие философии в условиях греческих полисов, где существует свобода слова, равенство перед законом развивается философия. 3. В IV в. царицей наук становится риторика – умение говорить, в силу возникновения новых потребностей в обществе. 4. Развитие в социально-политической жизни, что несет в себе новые требования. 5. Рациональное мышление. На место представления о сверхъестественном, выступает поиск естественного первоначала. Таким первоначалом выступает понятие «субстанция». Философия способствует формированию и развитию количественного измерения мира (Пифагор: число правит миром). Античные ученые выдвинули положение: научные знания должны быть обоснованными, доказательными, общезначимыми – это совокупность номологичности (дают самостоятельность науке). Античная наука создала абстрактные объекты. Античные ученые работают не с реальными чувственными объектами, а с математическими моделями реальных объектов. Древний Восток: Духовные размышления были только у свободных людей. У рабов не было такого приоритета (они думали как выжить). Жизнь и судьба. Философия удовлетворила религию. Древняя Греция: Классическое понятие рабов и господ. Нет проблем с выживанием. Отношение к миру – натурфилософский (Что такое мир?). Подвижность населения, в отличие от Востока (там на одном месте сидели) была большой. Характер греков – пытливый, ищущий. Задавались вопросами: «Что такое мир? Как его познать?» Но, в их философии не было образов, одни понятия. Греки наблюдали за небом, пытались понять то общее, что объединяет все. Появились понятия, что уже ближе к науке. Они хотели увидеть умом, а не глазами. Математика появилась тогда, когда число отделилось от предмета. Пифагор: положил в основу мира числа и придал этому значение. Появилась магия цифр. Фалес, Анаксемен, Героклит, Кренофан выработали понятие о четырех стихиях: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Стихию заменили средой. Нашли представление об атомах (предложили, что одинаковые атомы приобретают различные состояния в различных условиях). Учение о всеобщей связи и изменении (диалектика о современном мире). Сократы: Апории Зенона (про стрелу, черепаху и др.). Весь мир состоит из единства и движения, непрерывности и сглаженности. «Двигаться, значит быть в этом месте и не быть в этом месте» «Весь мир состоит из актов». Весь мир парадоксален и он не укладывается в обычном уме. Софисты: Интересуются диалектической мыслью. Открытия: 1. Слова зависят от контекста, обладают смысловой гибкостью. Этой диалектикой можно овладеть только в споре. Оперировали только фактами, их изменениями. На смену констатирующих изменений пришло размышление. 2. Положили начало размышлению. 3. С помощью слов можно доказать все, что угодно. Появилась магия слов.
|