Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ренессансные предпосылки возникновения классической механики






Поздняя схоластика не создала духовные предпосылки радикального переворота в предмете и методах естественных наук, каким явилось зарождение классической механики. Причины его следует искать в эпохе Возрождения, прежде всего в культуре Гуманизма и натурфилософии.

Гуманистическое движение (14-16 вв.) возникает и развивается вне традиционных центров средневековой культуры, вне университетских корпораций и орденских традиций. Область интересов гуманистов - филология, история, ораторское искусство, мораль, теология. Но именно обновление общей культуры эпохи привело, в конечном счёте, к пересмотру традиционных естественнонаучных представлений.

Гуманисты " возрождают" античные тексты и перерабатывают их, разрабатывают новую литературную форму учёного сочинения: Галилей в своих посланиях обращается не столько к коллегам по " цеху", сколько к общественному мнению. Гуманисты борются против сугубо профессионального, цехового языка схоластов за очищение, демократизацию латинского языка, обращение его в общеевропейский язык науки. Они разрабатывают научную литературу на национальных языках. " Диалог" Галилея написан на итальянском, " Начала философии" Декарта - на французском, главное произведение Ньютона латыни.

Новый тип учёного в Гуманизме - учёный, существующий вне корпораций, индивидуалист. Индивидуализм Гуманизма важен для развития науки. Личное достоинство, знание как личная добродетель и достояние, личные усилия в постижении истины - основные составляющие нового отношения к личности и к природе. " Реабилитация" природы, оправдание мира и человека означало понимание природы как объекта научного исследования, преодоление теологических концепций. Слова Амбруаза Паре " Я предпочитаю быть правым в одиночку, чем ошибаться не только с мудрецами, но и со всем остальным светом", - девиз нового самосознания учёного, без формирования которого невозможно было возникновение новой науки.

Окончательное разрушение старой схоластической картины мира предприняла натурфилософия (философия природа) Возрождения. Натурфилософы 16 в, - философы Телеэио и Патрици, Бруно и Кампанелла, медики и математики Кардано, Фракасгро, Чезальпио и др. объясняли природу при помощи её " собственных начал", К числу проблем, которые они решали, относится проблема истины. В трактовке Кампанеллы и Галилея борьба за право философии и науки на постижение истины, независимой от религиозного откровения, принимает форму учения о двух " книгах" - Священного писания и природы. Теория " двух книг" означала отказ от согласования научных гипотез и теорий с буквальным истолкованием библейских текстов. Таким образом достигалась полная самостоятельность науки и философии при провозглашений их глубочайшего единства и согласия.

Обращение к " книге Природы" было направлено к непосредственному изучению природы, к опыту, эксперименту; к действительному источнику познания - разуму и ощущению. Главное, в чём натурфилософия 16 в. способствовала созданию предпосылок нового естествознания, была её борьба за новую космологию. Не случайно книга Коперника оказалась " главной книгой" 16 столетия. Идей о бесконечности Вселенной, о материальном единстве Земли и неба, равноправии положения небесных тел и Земли, о власти единых физических законов сформировались в натурфилософии и подготовили учение Коперника. Роль коперникианства в культуре и науке 10-17 вв. невозможно переоценить.

Именно геоцентризм в наибольшей степени отвечал теоцентризму (теос - Бог) и антропоцентризму (антропос - человек): неподвижная Земля оказывалась в центре сотворённого мира и была гарантией центрального положения человека как божественного творения. В мире, постигаемом с помощью расчётов Коперника, отношение Солнца и других небесных тел к Земле становилось объектом физики и астрономии. Революционный переворот в естествознании, осуществленный К.Коперником, не сводился только к замене геоцентризма гелиоцентризмом. Отказ от физического существования " небесных кругов" Аристотеля, признание естественного характера всех небесных движений взрывали старую космологию, представления о движении, пространстве, времени. Натурфилософы, отказавшись от бега как неподвижного перводвигателя, выдвигают идею о самодвижений тел, инициируют поиск источников движения в самой природе, расчищая путь классической механике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.