Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семьи с алкогольной зависимостью






Пагубные последствия для формирования личности ребенка имеют отрицательные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Среди таковых, прежде всего, необходимо выделить роль ужасного ребенка в ее многочисленных разновидностях. Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь трудности и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия назло взрослым. Все в семье только и делают, что призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку это часто не дает желаемого результата, ребенок кажется родителям еще ужаснее. Так у него появляется роль мучителя. Такими реакциями ребенок пытается вернуть себе утраченное внимание взрослых и заставить их заниматься им. Его «испорченность» для родителей и окружающих становится очевидной, он все больше теряет родительское доверие и теплоту. Такой ребенок подчас выступает и в роли козла отпущения для семьи. Для всех ее членов он однозначно плох, а это дает им возможность разряжать на нем свое раздражение, возникающее вследствие неудовлетворенности браком или недовольства друг другом. Ребенок становится в таких случаях самым удобным «объектом» для выражения накопившегося негодования. Другие дети принимают роль серой мышки (забитого ребенка): они начинают бояться наказаний за любое свое высказывание и любой поступок, стараются как можно меньше попадаться на глаза. Такие дети производят впечатление замкнутых. Они с большим недоверием и ожиданием наказания смотрят на окружающих. Часто изолированному ребенку приходится исполнять еще одну роль — путающегося под ногами: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение. Иногда в семьях можно встретить такую детскую роль, как золушка. В данном случае присутствует явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка другими членами семьи. Из него делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Он реагирует на эту ситуацию по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, а порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Вынужденный играть эту роль ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным. Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель выработать реакции в рамках непредсказуемого поведения взрослых. Принятие ребенком определенной внутренней позиции теснейшим образом связано с особенностями межличностных отношений в семье. Тем не менее из-за родительских ошибок в воспитании и их желания разрешать свои проблемы посредством детей возможны глубокие деформации в становлении психики и формировании личностных качеств. Внутренний мир каждой семьи настолько индивидуален и неповторим, что ни одна схема не может описать тех взаимоотношений и ролей, которые царят в семье. Семейная жизнь напоминает айсберг: большинство людей видят лишь его малую, надводную часть и обманывают себя, думая, что это он целиком. Некоторые, правда, догадываются, что айсберг — несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Такой образ семьи рисует создатель семейной психотерапии Вирджиния Сатир (Сатир В., 2000). Она пишет, что, не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее в опасном направлении. Подобно умению опытного капитана, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько ее члены понимают, осознают и учитывают чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли как себя самого, так и друг друга. А они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

Неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которой включает несколько разновидностей.
ПЕРВУЮ ГРУППУ составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
ВТОРУЮ ГРУППУ представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства.Однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (скрытая форма неблагополучия). Разновидность таких семей довольно многообразна.

СЕМЬИ С ОТКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Отличительной чертой этого типа является то что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся в нескольких сферах жизнедеятельности семьи или на уровне межличностных отношений. Что приводит к неблагополучному психологическому климату. В такой семье ребенок обычно испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей(недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие), у ребенка появляется чувство неадекватности, стыд за себя и за родителей, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди неблагополучных семей наиболее распространение получили те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.

СЕМЬИ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

· Это семьи, где один или оба родителя склоны к алкоголизму. Жизнь детей в такой семье становится невыносимой, превращает их в социальные сироты.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТАКИХ СЕМЕЙ:
- РАЗМЫТОСТЬ, НЕЧЕТКОСТЬ ГРАНИЦ СВОЕГО «Я».
(т.к. жизнь в такой семье неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны).

· ОТРИЦАНИЕ.
(Многое в жизни такой семьи построено на лжи, поэтому ребенок не может распознать правду. Он перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.)

· НЕПОСТОЯНСТВО.

(Ребенок в такой семье испытывает дефицит внимания. Чтобы привлечь к себе внимание он использует различные способы, в т.ч. и девиантное и делинквентное поведение).

· НИЗКАЯ САМООЦЕНКА.
(Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить что он в какой-то степени виноват в происходящем. Постепенно ребенок теряет САМОУВАЖЕНИЕ, а вину взрослых переносит на себя).

· НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ О ТОМ, КАК ФУНКЦИОНИРУЮТ ЗДОРОВЫЕ СЕМЬИ.
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным характерологическим сдвигам и у второго родителя, комплекс которых обозначается термином «СОЗАВИСИМОСТЬ». Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его пристрастия и состояния.

ГЛАВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗАВИСИМОСТИ – ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА.

Характерологические особенности созависимых членов семьи.
1.Созависимые супруги берут на себя всю ответственность за происходящее в доме.
2.Созависимый член семьи сознательно принимает на себя роль страдальца, который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства другого и сохранения семьи. При этом они уверены, что страдают за правое дело и считают себя героями. Они на делятся что их усилия увенчаются успехом, что дети поймут его и поддержат.
3.Идет процесс сокрытия правды, а нечестность всегда близко соприкасается с утратой моральных принципов. Обман – это своеобразная форма духовной деградации.
4.Созависимый всегда поглащен заботой о пьющем, забывая о детях В одиночку тянет семейный воз, изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступным.
5.Многи поступки созависимых мотивируются страхом, тревожными предчувствиями, вечным ожиданием плохого. У них наблюдается проявление не менее 5 из следующих 8 признаков:

· страх, стыд\вина, затянувшееся отчаяние, гнев, отрицание(оправдание пьющего), ригидность (неспособность корректировать свои действия), нарушение идентификации собственных потребностей (страх быть брошенным, что подумают другие), смещение понятий (нерешительность. доверчивость, сомнения относительно того, что является нормальным и может быть реальным,).

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ.

Дети, родители которых были алкоголиками:

· часто сами заболевают хроническим алкоголизмом;

· склоны ко лжи;

· занижена самооценка;

· слабо развито чувство юмора;

· затрудняются принять самостоятельно какое-либо решение;

· в дальнейщем у них трудности в интимных отношениях;

· индивидуальность и творческое начало у них не проявляются4

· составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизма и наркомании.

· Ребенок усваивает три основных правила, которые становятся его жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».

(ребенок становится недоверчивым, несдержанным. глубоко переживает трагедию. связанную с пьянством родителей и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению своих проблем. Становится грубым. черствым, озлобленным. Эмоциональное развитие резко тормозится, появляется опустошенность. равнодушие, вялость, апатия, рождается агрессия, склонность к немативированным поступкам, разочарование в жизни).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.