Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья - дисгармоничный союз.






Одним из подходов к определению проблемной семьи являются работы известного отечественного психолога А. Спиваковской. Она выделяет особые типы так называемых «дисгармоничных семейных союзов», подчеркивая, что сложность обретения супружеской и родительской гармонии заключается в том, что каждая из психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, содержит внутреннюю конфликтность и противоречие.

А.С. Спиваковская называет семь законов, которым подчиняются супружеские отношения в семье. Осуществление этих законов (знание супругами выделенных ниже закономерностей) позволяет создавать в семье благоприятную атмосферу и обеспечивать правильное воспитание ребенка. Следует отметить, что термин «закон» здесь употребляется не в строго широком толковании.

Закон первый: соединение

Данный закон предполагает, что само объединение в браке мужчины и женщины несет в себе потенциальный конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, когда при взаимодействии друг с другом супруги находятся в разных позициях в силу своего добрачного опыта и разницей в усилиях, которые прилагаются в реализации целей объединения на разных этапах совместной жизни. Попытка объединения неизбежно наталкивается на изначальную разъединенность и различия между мужчиной и женщиной. Данная проблема решается, если супруги не склонны рассматривать обязательные трудности как следствие собственной несостоятельности или упрямства партнера.

Закон второй: слияние и граница

При создании семейной общности возникает противоречие между двумя потребностями: в слиянии и сохранении собственной отдельности (границы). Гармоничные семейные отношения предполагают динамическое равновесие, являющееся результатом борьбы противоречивых тенденций: усилий по сплочению семейной группы и стремлением к сохранению индивидуальной автономии. Семейная структура может разрушиться, если потребность одного из супругов в слиянии или отдельности не находит своего удовлетворения.

Закон третий: взаимодополнительность

Стабильность и гармония семейных отношений обеспечивается взаимодополнением личностных черт (так называемая «комплиментарность»). Предполагается, что союз супругов с полярными чертами характера более стабилен (например склонность к подчинению у одного и стремление к лидерству у другого).

Закон четвертый: соотнесение целей и планов

В гармоничном семейном союзе личностные цели супругов согласованны, жизненные планы непротиворечивы. В дисгармоничной семье один из супругов может отказаться от собственного плана во имя интересов семьи, и это не может не вызвать отрицательные эмоции, усталость и потерю радости от семейной жизни.

Закон пятый: узнавание

Смысл данного закона состоит в том, что в семейном контакте для достижения гармонии необходимо инициировать (постоянно вырабатывать) желание узнавания близкого человека. Утверждение о том, что мы кого-то знаем до конца, ошибочно и неконструктивно.

Закон шестой: понимание и принятие

Гармоничная семья позволяет общаться «без маски». Человек может находить в семейном кругу понимание, уверенность, что другие хотят его понять. Если семейная атмосфера становится таковой, что каждый член семьи вынужден менять рабочую «маску» на домашнюю, то общение становится неискренним, неестественным и вызывает эмоциональное напряжение.

Закон седьмой: эмоциональная зрелость и чувство ответственности

Под эмоциональной зрелостью понимается способность любить другого, готовность к эмоциональной отдаче (превалирование «даю» над «беру»).

Эмоционально незрелые люди часто требуют больше любви для себя, нежели дают ее другим, чувствуя при этом себя обиженными и недолюбленными. Ответственное поведение противостоит спонтанности и непосредственной эмоциональности, выполняя функции упорядочивания и организации форм поведения в семье. Предполагается, что в стабильной, гармоничной семье, независимо от актуального эмоционального состояния супругов, сохраняется забота о другом человеке.

Таким образом, автор приходит к выводу, что дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден играть навязанную, «чуждую», но предписанную семейным союзом роль.

На основании нарушения законов семейной гармонии автором выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия.

1. «Внешне спокойная семья». Это семья, в которой не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности настолько превалирует над спонтанностью от
ношений, что негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Отношения упорядочены. Обязанности выполняются педантично. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки.

2. «Вулканическая семья». В этом типе семьи эмоциональная непосредственность и спонтанность преобладают над чувством ответственности. Отношения в семье изменчивы и открыты, супруги часто выясняют отношения (сходятся, расходятся, скандалят, чтобы после ссоры пылко признаваться в любви до гроба). В такой семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира.

3. «Семья-санаторий». Рассматривается как наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Такая семья развивается как симбиоз, в котором один из членов семьи (это может быть и взрослый, и ребенок) заставляет близких окружать его вниманием, оберегать от тревоги перед неопределенностью внешнего мира. Все члены семьи объединяются для осуществления заботы, прилагая усилия для своеобразного коллективного самоограничения (например, уменьшаются контакты с друзьями, дискредитируются внесемейные ценности, ограничивается круг общения и т. п.).

Закрытость семьи приводит к фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию опасностей. Характерные признаки такой семьи — мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. У детей возникают невротические срывы из-за перегрузки нервной системы. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Также может сформироваться ипохондрическая личность (со сверхценной идеей заботы о собственном здоровье).

4. «Семья-крепость». Еще один тип закрытой проблемной семьи, которая психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг (у супругов возникает выраженное усиление чувства «мы»). В основе семейного союза лежат представления о жестокости, всеобщем зле и людях как носителях агрессивных намерений. Данные представления формируются по типу негативной проекции (враждебные чувства по отношению друг к другу трансформируются и переносятся на внешний мир в целом). В таких семьях часто наблюдается сильное доминирование отца или матери, жизнь регламентирована, внутрисемейная атмосфера лишена теплоты, непосредственности, близости. Ребенка любят «условно», т. е. ребенка любят тогда, когда его поведение соответствует предъявляемым требованиям. Он неизбежно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, которая вызывается столкновением позиций родителей, собственным опытом и требованиями окружающего мира.

5. «Семья-театр». Такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет специфического, демонстративного, «театрализованного» образа жизни. Эмоции бурные, но неглубокие, многое делается «напоказ». Например, посторонним людям демонстрируется любовь к ребенку (ее внешние проявления). Но дети при этом остро чувствуют, что родителям не до них. В такого рода семьях один из родителей испытывает потребность в признании, постоянном внимании, любовании. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формируют в детях эгоцентризм.

6. Семья «третий лишний». В данном случае речь идет о семьях, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия.

В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей (они с трудом переносят разлуку с родителями, с трудом приспосабливаются к новым группам).

7. «Семья с кумиром». В таких семьях воспитание ребенка является главным фактором, скрепляющим семью. Забота о ребенке объединяет супругов, так как они переносят нереализованные в супружеском контакте чувства на ребенка. Ребенок становится центром семьи, объектом гиперопеки, повышенного внимания. Все желания ребенка незамедлительно
выполняются. У родителей, приносящих себя в жертву потребностям ребенка, существует бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохраняя и поддерживая его инфантильные проявления. Воспитываясь в семье такого типа, дети становятся пассивными, несамостоятельными. При столкновении с внесемейным окружением эти дети требуют к себе повышенного внимания и, не получая его, приписывают окружению жестокость и несправедливость.

8. «Семья-маскарад». Для семьи данного типа характерна рассогласованность жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенком как чередование и мелькание разных масок (маска строгого, гиперопекающего отца сменяется маской всепрощающей матери). Такое «мелькание» вызывает чувство тревожности и расщепления самооценки у ребенка.

 

СЕМЬЯ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.


1.Внутренне неблагополучные семьи – внешне респектабельные. Считаются в обществе благополучными, но оказывают психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка.

· НЕДОВЕРЧИВАЯ СЕМЬЯ: - характерная черта – повышенная настороженность по отношению к окружающим, считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения –враждебными. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчивое отношение к людям, развивается подозрение, агрессивность. В школе такой ребенок начинает конфликтовать с учителями, не признает своих ошибок, отрицает свою вину, а родители встают на его сторону. Часто попадают под влияние антиобщественных групп.

· ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ СЕМЬЯ – отличается беззаботным отношением к будущему, живут сегодняшним днем. Тяготеют к сиюминутным удовольствиям. Семья живет по инерции не предпринимая попытки, что-либо изменить. Не умеют и не стремятся организовать свой досуг. Главные развлечения- телевизор, вечеринки, застолье. Легкомысленная семья почти всегда находиться в состоянии внутреннего разлада, противоречия перерастают в конфликт. Дети из таких семей вырастают слабовольными, неорганизованными. Отсутствия твердых принципов и несформированности волевых, ч асто совершают проступки по причине бездумного отношения к жизни качеств.

· ХИТРАЯ СЕМЬЯ – прежде всего ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главное – умение добиваться успеха кратчайшим путем. при минимальных затратах труда и времени. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное. Члены семьи могут заниматься различными видами сомнительной деятельности. Стремятся использовать окружающих в своих целях, умеют произвести впечатление на нужного им человека, пренебрежительно относятся к таким качества человека как трудолюбие, терпение, настойчивость. Дети в такой семье вырастают авантюристами, нравственные оценки поступков сдвинуты. Родители осуждают не сам поступок, а его последствия.

2.СЕМЬИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ РЕБЕНКА.
Родители внушают детям стремление к достижениям. Но это стремление часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок начинает чувствовать, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он находится в постоянно повышенном эмоциональном напряжении. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, наказания если ему не удалось достичь ожидаемых успехов. В такой момент ребенку легче совершить самоубийство. чем разочаровать родителей. Этим ребенок как бы восстает против того, что родители ждут от него только достижений. Сложность проблемы заключается в том, что родители оказываются в плену у своих желаний воспитать самых лучших детей. Для ребенка это большая трагедия жить в такой семье, которая к сожалению не замечается ни специалистами, ни общественностью.
4.СЕМЬИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.

У детей есть все: материальный достаток, возможность заниматься любимым делом, ранняя популярность в силу популярности родителей, но такие дети недополучают родительского внимания, любви, ласки. Слава и имя родителей могут привести к двум основным последствиям: такие дети с раннего возраста считают себя чем-то исключительным, полагая, что слава и заслуга родителей переходит и на них, и не задумываются что ее надо заслужить. Они ждут от окружающих такого же почитания и внимания как и к родителям, если же не получают, то испытывают огромное разочарование, обиду, злость не только к окружающим, но и к родителям.
Такие дети вырастают эгоистичными, не умеющие устанавливать доброжелательно-дружеские отношения, высокомерные. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Кроме того эти дети привыкают к праздному образу жизни, и к тому что все проблемы
родители решают за них легко.
Бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело.
Ребенок хочет что бы его любили и уважали не за то что у него знаменитые родители а за то что он сам чего-то стоит. Многие из них так и остаются всю жизнь детьми своих знаменитых родителей и не могут доказать. что они сами личности и у них есть свой талант. В этой ситуации тоже появляется злость на родителей враждебное чувство.
СЕМЬИ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
«Новые русские» - для мужчин обычна привычка сбрасывать стресс в семье, на своих близких. Супруги создают и поддерживают внешнюю лакировку, которая символизирует благополучие и успех. У состоятельных россиян не принято общаться с соседями. Родители много времени уделяют своей карьере и мало общаются со своими детьми, отделываются от них подарками, деньгами. Воспитание перепоручаться родственникам, репетиторам, случайным людям.
С одной стороны детям приятно что их родители занимают высокое положение в обществе, а с другой – они лишены элементарных детских радостей – общения с родителями. Часто в таких семьях вырастают безвольные, нерешительные дети, часто убегают из дома.
Если в семье царит культ денег и связей, то это непременно передается детям, заменяя им душевную теплоту, радость человеческого общения и участия.

«ПОГРАНИЧНЫЕ» СЕМЬИ
1.СЕМЬИ С НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ЧЛЕНАМИ:
Среди них можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными. Семейная обстановка в такой семье стрессовая, дестабилизируются межличностные отношения супругов. Семья испытывает большие материальные затруднения. Болезнь может надолго лишить родителей возможности заботиться о ребенке. Родитель может страдать неврозами или психозом. Болезнь может стать настолько серьезной что жестокое обращение с ребенком может приобрести садистский, преступный характер.
2.СЕМЬИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.
В таких семьях много проблем. Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут обеспечить это в домашних условиях. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования. Например, на первоначальный диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка идет ОТРИЦАНИЕ, неверие в наличие болезни их ребенка, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен. Спустя время приходит понимание истинного состояния здоровья ребенка и появляется РЕАКЦИЯ ГНЕВА. Семейная обстановка дестабилизируется. Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга перед больным ребенком. ЧУВСТВО ВИНЫ – это также часто встречающаяся реакция. Иногда родители испытывают ЧУВСТВО СТЫДА из-за рождения больного ребенка. Следующая реакция родителей –ГИПЕРОПЕКА, она возникает в связи с тем, что родители считают невозможным общение своего ребенка с другими детьми.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ –на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь ребенка. Однако не всегда им удается смириться с мыслью о том. что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание. Обычно отцы не выдерживают пребывания тяжело больного ребенка, уходят из дома, начинают пить, мать не выдерживает тех проблем которые свалились на нее, выходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка. Они переживают свою беспомощность, никчемность, часто обижаются, плачут.
3.СЕМЬИ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ.
Одной из разновидностей «пограничных» семей могут быть такие, в ко­торых нарушается структура семейных ролей, и они становятся патологизирующими.

Обычно система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. При таких условиях семейная атмосфера довольно благоприятна, отношения членов семьи гармоничны. Но со временем происходит перераспределение межличностных ролей в семье, и психологиче­ский климат в ней резко ухудшается. Обычно это бывает в тех случаях, если кто-то в семье вынужден принять на себя такую социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи (например, роль «семейного козла отпущения»). Возможен и такой вари­ант межличностных отношений, когда проигрываемая одним из членов семьи роль травматична для других, а не для него самого (роль «больного члена се­мьи»). Нередко оба типа ролей сочетаются между собой: один из членов семьи выполняет роль, травмирующую его самого, другой - травматическую для дру­гих. Межличностные роли, которые в силу своей структуры и содержания ока­зывают психотравмирующее воздействие на членов семьи, получили название патологизирующих семейных ролей*

Патологизирующие роли могут возникать в результате взаимодействия семьи с социальной средой или непосредственно в самой семье. При этом воз­можны социальные, личностные и психологические деформации (в виде нерв­но-психических нарушений) у носителя этой роли, которые, так или иначе, рас­пространяются и на других членов семьи.

В случае возникновения патологизирующих ролей, связанных, в основ­ном, с нарушением взаимоотношений семьи и ее социального окружения, из­меняются отношения с соседями, с другими семьями, родственниками, госу­дарственными учреждениями и т.д. Причем изменения эти таковы, что делают переход семьи к системе патологизирующих ролей необходимым. Появляются такие разновидности семейных групп, как «семья-крепость», «семья с антисек­суальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр»*, где граница между благополучием и неблагополучием едва уловима в первоначальный период функционирования семьи. Однако со временем семейное неблагополучие ста­новится настолько очевидным, что ни у самих членов семьи, ни у ее социально­го окружения не возникает на этот счет никаких сомнений.

В центре «семьи-крепости» находится индивид с нервно-психическими расстройствами, которые выражаются в склонности к паранойяльным реакци­ям. Он использует свое влияние в семье для того, чтобы побудить других чле­нов семейной группы принять его представление о том, что «все против нас», «на нас нападают - мы защищаемся». Это неизбежно приводит к перестройке отношений в семье: возникают межличностные роли «вождя» и его «соратни­ков по борьбе». Эти роли могут оказаться патологизирующими, так как при на­личии индивида с паранойяльными реакциями они способствуют закреплению и развитию нарушений, а «соратников» ставят в трудное положение, создающее значительное нервно-психическое напряжение.

Случаи, когда взаимоотношения семьи с социальным окружением не со­всем обычны, встречаются довольно часто. Это, например, семья, многие годы ведущая судебный процесс, или семья, которая тратит чрезмерно много сил для улучшения своего материального благосостояния; семья, полностью сосредо­точенная на какой-то внесемейной деятельности или, напротив, полностью изо­лировавшая себя от окружающих. Естественно, что в таких семьях система межличностных ролей складывается под сильным влиянием взаимоотношений с социальным окружением. Если семья долгие годы ведет судебный процесс, то наибольшим авторитетом пользуется тот ее член, который активнее всего уча­ствует в этом процессе, лучше других разбирается в юридических тонкостях. Однако не всякая семья, решающая подобные проблемы, становится неблаго­получной. Переход ее в эту категорию случается только тогда, когда пере­стройка отношений семьи с ее окружением понадобилась для того, чтобы она перешла к взаимоотношениям, условно желательным для одного из ее членов.

Семья с «антисексуальной идеологией» чаще всего появляется под пре­имущественным влиянием индивида с нарушениями потенции. После принятия семьей той точки зрения, что в окружающем мире царит разврат и что долг лю­дей - бороться с ним, особенности поведения члена семьи с нарушениями сек­суальной потенции начинают выглядеть похвальной сдержанностью. Выбор членом семьи, имевшим нарушения половой функции, роли борца за сексуаль­ную чистоту был не случайным: он связан со свойством этой роли - служить оправданием его сдержанности и пассивности в сексуальной сфере («раз я бо­рюсь с развратом, то должен ограничить проявления секса в своей семье»).

Этот оправдательный аргумент позволяет ему легче переносить свою сексуаль­ную неполноценность, но в то же время он старается не замечать, что его пато-логизирующая роль травматична для других членов семьи (в частности, для жены).

Подобным образом ситуация может развиваться и в «семье-театре», кото­рая посвящает всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближай­шем окружении. Обычно семьи подобного типа возникают под влиянием инди­вида, имеющего определенные психологические проблемы в реализации само­оценки. В подобных случаях нарушение взаимоотношений семьи с социальным окружением маскирует от самого индивида и от других ее членов психическое нарушение наиболее влиятельного из них. Если члены семьи принимают точку зрения «все против нас», то личностное нарушение индивида с паранойяльным развитием, его подозрительность и нетерпимость перестают восприниматься членами семьи как отклонение. Напротив, они теперь выглядят как проявление трезвого ума и проницательности.

Мотивы, которые могут побуждать одного из членов семьи подталкивать ее к развитию системы патологизирующих ролей, разнообразны. Это может быть маскировка определенных личностных недостатков - стремление сохра­нить и защитить положительную самооценку вопреки этим недостаткам (так происходит в семье с «антисексуальной идеологией»). Другой мотив может связан со стремлением удовлетворить какие-то потребности, противоречащие нравственным представлениям индивида и всей семьи (мотивом образования «семьи-крепости» может оказаться реализация желания безраздельного господ­ства в семье).

Переход семьи к системе патологизирующих ролей нередко обусловлен особенностями межличностных отношений непосредственно внутри нее. Пово­дом для этого может стать изменение представлений о личности одного из чле­нов семьи (он чаще всего оказывается жертвой) или о задачах семьи по отно­шению к одному или нескольким ее членам. Общая схема перехода семьи дан­ного типа к патологизирующим ролям может быть такой: у одного из членов семьи имеется нервно-психическое расстройство, и он прямо или косвенно ме­няет представления семьи о каком-либо другом ее члене, под влиянием чего возникает определенная перестройка ролей, причем именно такая, при которой нарушение «перемещается» на этого второго. Симптомы нервно-психического отклонения у первого члена семьи ослабевают или исчезают совсем, зато у дру­гого появляются. Нередко при этом излечение последнего ведет к заболеванию первого. Мотивы возникновения патологизирующих ролей такого типа могут быть различными, но чаще всего они обусловлены наличием двух основных факторов - неудовлетворенной потребности и потенциальной роли, имеющей подходящее свойство.

Семьи с системой патологизирующих ролей мы отнесли к категории «по­граничных» не случайно. Дело в том, что переход их в разряд неблагополучных возможен лишь тогда, когда вся семья в целом принимает те установки, кото­рые навязываются ей одним из наиболее влиятельных ее членов. Обычно он бывает заинтересован в принятии правил его «игры» тем сильнее, чем острее и дискомфортнее его проблема. Кроме того, он должен иметь немалый перевес в возможностях воздействия на других членов семьи, на их поведение, чувства, мысли. Чем выше авторитет данного индивида в семье, тем больше зависи­мость семьи от него; чем выше его волевые качества, тем вероятнее, что, не­смотря на сопротивление, патологизирующие социальные роли все же будут приняты. Для других членов семьи этот переход обычно означает нарастание нервно-психического напряжения, снижение удовлетворенности жизнью семьи. Не менее важно и то, что он, как правило, связан либо с искаженным представ­лением об окружающей социальной действительности, либо об отдельных чле­нах семьи. Однако навязываемое кем-то из членов семьи искаженное представ­ление о мире обычно сталкивается с имеющимся у других опытом реального восприятия микро- и макросреды. Им нелегко поверить в то, что весь мир на­строен враждебно по отношению к ним, если они ясно видят, что это совсем не так. Все это создает значительное сопротивление членов семьи переходу к сис­теме патологизирующих ролей. Поэтому возможен такой вариант развития се­мейной ситуации, когда семья отказывается от своего предыдущего образа жизни, поняв ошибочность своих прежних установок, связанных с заблужде­ниями относительно навязанной ей системы патологизирующих ролей, потому что они противоречат ее основным нравственным представлениям о месте и на­значении человека в мире. И тогда она постепенно опять возвращается «к ис­ходным позициям», становясь вполне благополучной.

До сих пор специалистам не удалось раскрыть психологические механиз­мы перехода семьи из относительно благополучной в категорию неблагополуч­ных в результате нарушения в ней ролевой структуры, тем более, что патоло-гизирующие роли возникают отнюдь не во всех, а только лишь в некоторых семьях.

Приведенная в нашей работе типология неблагополучных семей не пре­тендует на полноту и завершенность. Мы попытались рассмотреть лишь наибо­лее распространенные в современной России варианты семейного неблагопо­лучия, потому что именно в их рамках возникает основная масса социальных и психологических проблем в нашем обществе, оказывается десоциализирующее влияние на формирование личности воспитывающихся в таких семьях детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.