Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок формирования Государственной Думы






Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.



БИЛЕТ № 27. 1.Механизм административно-правового регулирования. Источники административного права. Сущность, виды административно-правовых норм и их роль в регулировании общественных отношений. Понятие и статус субъектов административного права (граждан, государственных и негосударственных организаций и объединений, органов исполнительной власти.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать общественные отношения, возникающие в сфере ГиМУ в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех административно-территориальных уровнях.

Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью и поэтому обобщенно называются управленческими.

Другими словами, административное право – это гос.(мун.) управленческое право, но связанное с субъектами исполнительной ветви власти.

Система административного права – система НПА о ГиМУ на всех 3х уровнях власти – система норм, регулирующих деятельность исполнительной власти на всех уровнях системы управления РФ.

Система складывается из 2х частей: общей и особенной, что обусловлено сущностью и спецификой гос. и муниц. упр-я. Общая часть – это нормы, к-е закрепляют принципы гос. управления, правовое положение субъектов адм-о права, формы и методы исполниетльной и распорядительной деятельности, административный процесс и др. Особенная часть содержит нормы, к-е регулируют конкретные отрасли жизнедеятельности: управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой и тд. Содержание общей и особенной частей адм-о права является взаимозависимым и составляет единое целое.

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

К числу правовых источников административного права относятся:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы; федеральные законы;

постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;

правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;

нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Считается, что в административном праве используются три юридических возможности, первые две из которых, представляют собой " императивный", а третья - " диспозитивный метод административного права: 1 Предписание — возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

2 Запрет — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

3Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовых норм (Конституция, административно-правовые нормы законодательных актов, указы Пр РФ, постановления ПРФ, имеющие нормативный хар-р…)

Административные нормы и методы государственного управления. Сущность административно-правовых отношений.

Административные нормы – это нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.

Под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на социальные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

2. акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

3. акты применения норм административного права;

4. административно-правовые отношения;

5. правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.

Структура административно-правовой нормы — это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – структурный элемент нормы права, формулирующий жизненные обстоятельства и условия, наличие к-х позволяет реализовать предписания, содержащиеся в норме.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой.

Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Классификация АПН

По методу воздействия:

- обязывающие — содержат юридическое предписание действий

- уполномочивающие —наделяют правами совершать определенные юридические действия;

- запрещающие— запрещают совершение определенных действий;

- стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств поощрения.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают: - императивные (категорические); - рекомендательные; - диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

По пределу действия в пространстве:

- федеральные или общероссийские; - региональные, действующие в пределах субъектов РФ; - местные, действующие в граница МО, на территории к-о они были введены; - локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

Методы гос. управления бывают прямыми и косвенными.

Методы прямого (административного) воздействия – носят императивный характер.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

Методы косвенного государственного управления – носят диспозитивный характер.

Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов (премия, льготы, з/п..).

А-П отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Структура А-П отношений:

- объект – волевое поведение гражданина;

- субъект – лицо, наделенное определенными полномочиями по осуществлению управления;

- юр. факты обуславливающие появление, изменение или прекращение административных отношений;

- содержание отношений – права и обязанности, ответственность субъектов,

- метод А-П регулирования – способ воздействия субъекта на объект;

- способ защиты административных прав – самозащита; защита с помощью уполномоченных организаций.

2.Местное самоуправление. Понятие и признаки местного самоуправления. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Теории местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления.

По 131-ФЗ (от 06 октября 2003 г.): местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей решение населением непосредственно и (или) органом местного самоуправления вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов (признаков):

· содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках осуществления местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

· местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного;

· местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

· местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);

· местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

Для определения предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин " вопросы местного значения". К ним принято относить такие вопросы:

которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти;

последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т.е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.

Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются благоустройство местной территории (в широком смысле, как устройство на благо людей), ее социально-экономическое развитие и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальных услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.