Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы психологии развития и их особенности.






Структура психологии развития и возрастной психологии:

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. детская психология (от рождения до 17 лет);

2. психология взрослых, зрелых возрастов;

3. геронтология или психология пожилого возраста.

На Западе интерес к изучению детского возраста (речь идет о периоде примерно от 7 лет до подросткового возраста) возник лишь после завершения индустриальной революции в XIX в. Од­нако уже задолго до этого раннее детство рассматривали как от­дельный период жизненного цикла. В тот момент, когда стали происходить изменения в экономической организации общества, вызванные индустриальной революцией (такие, как миграция на­селения из сельской местности в города), наступил благоприятный период для исследования детства. Индустриальная революция привела к тому, что фабричным работникам понадобились навы­ки начальной грамотности и счета, которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Таким образом, исследования психики ребенка получили мощный импульс, по­скольку именно они могли сделать образование более эффектив­ным. Несомненно, что и другие социальные факторы (такие, как рост благосостояния, улучшение гигиены, усиливающийся конт­роль за детскими заболеваниями) также способствовали смещению фокуса внимания в сторону детства.

Подростковый возраст как отдельная стадия между детством и периодом взрослости также был выделен и описан в системе био­логических, исторических и культурных изменений. Отличитель­ные биологические признаки подросткового возраста обеспечива­ли видимые ориентиры для выделения этой фазы жизненного цик­ла. Однако объектом исследования психологии развития он стал только в XX в., когда западное общество достигло такого уровня благосостояния, которое позволило снять с подростка экономичес­кую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и одновременно увеличить сроки получения образования.

В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социа­льно-психологический феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психоло­гии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст «психологической окаменелости», а Старость — как воз­раст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исклю­чался из процесса развития в его социально-психологи­ческом значении и из истории развития самого конкрет­ного человека как реально действующего субъекта, раз­вития его сознания, самосознания, других личностных качеств.

Развитие во взрослом возрасте — жизненный путь — лишь совсем недавно стало объектом исследования. Социальные и ме­дицинские достижения, позволившие доживать до очень преклон­ного возраста и жить достаточно долго уже после окончания ак­тивной трудовой деятельности, привлекли внимание к проблемам и реальным возможностям пожилых людей. Поэтому встал вопрос о психологии старения, также адресованный психологии разви­тия.

Актуализация интереса психологии развития к изу­чению периодов Зрелости и Старости связана с гумани­зацией общества и начавшимся возрождением и актив­ным развитием акмеологии (заявленном еще в работах Б. Г. Ананьева) как науки о периоде максимального рас­цвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значи­тельно изменили современную ситуацию понимания Взрослого, открыв новое пространство человека, акцен­тировав важность изучения главных моментов его твор­ческого саморазвития. Как указывает Д. И. Фельд­штейн, эти важные и перспективные направления дол­жны в перспективе раскрывать проблему Взрослого в развитии и проблему его развития, что возможно лишь в том случае, если все этапы онтогенеза будут рассматри­ваться в единстве, и старость, в том числе и глубокая, бу­дет изучаться как момент индивидуального пути. В по­знании взрослого, понимании его личностных характе­ристик важное значение приобретает учет исторической ситуации. Современный человек не только приобрел но­вые возможности выбора, новый уровень самосознания (имеющиеся исследования индивидов античности — А. Ф. Лосев, средневековья — Я. А. Гуревич и др., свиде­тельствуют о сложном пути приобретения человеком личности), но задачи, вставшие сейчас на рубеже тыся­челетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределе­ния, «общего взросления». А постоянно растущие воз­можности (определяемые достижениями науки, техни­ки, медицины", информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.

Среди отдельных разделов психологии развития ге­ронтология является самым «молодым» направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние пред­ставления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта — физический и психологический. Ста­рость — закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения челове­ческой жизни, в том числе и за счет внутреннего само­развития самого индивида, выработки его психологиче­ской устойчивости против старения.

Итак, в каждой точке жизненного цикла существуют и биоло­гические, и культурные аспекты развития. Биологические процес­сы способствуют развитию и обеспечивают естественную " марки­ровку" отдельных стадий. Они приобретают значение как предпо­сылки социальной истории и дают стимул для более глубокого понимания жизненного цикла. Социум влияет на развитие чело­века на протяжении всей его жизни. Он задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии или периоды жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.