Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.






1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

 

Современный характер требований общественной практики, предъявляемых психологии развития, обусловливает ее сбли­жение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.

Появление новой проблематики на стыке возрастной и ин­женерной психологии и психологии труда обусловлено необ­ходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении про­фессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизи­рованного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок. Исследований в этом направлении проводится крайне мало.

Сближение медицинских наук и психологии развития происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторон­них знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, вклю­чая гериатрию, способствует углубленной разработке основ­ных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, опре­деление возрастных норм психических функций.

Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям пси­хофизиологических функций взрослых путем их микровозраст­ного анализа в период рос­та и инволюции. Проведение исследований в указанном пла­не на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.

Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социаль­ного воздействия на человека, социальную регуляцию его ста­туса и поведения в обществе.

Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуаль­ными особенностями, которые важно учитывать при разработ­ке возрастных нормативов.

Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индиви­дуальной вариативности психологических характеристик. Кро­ме того, индивидуальные различия выступают как самостоя­тельная проблема в структуре психологии развития. Рас­смотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемо­сти, для определения генеза и степени зрелости психологичес­ких функций.

Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают вли­яние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изу­ченными именно вследствие того, что сами возрастные крите­рии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем психологии развития — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический под­ход к онтогенетическому развитию человека.

На основе знания основных характеристик жизненного цик­ла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической пробле­мы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития.

В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществ­ляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельно­сти. Детерминанты и условия человеческого развития вклю­чают социально-экономические, политико-правовые, идео­логические, педагогические, а также биотические и абиоти­ческие факторы.

Таким образом, намечается определенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели — дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к ре­шению задач социальной и производственной практики, по­скольку сейчас научное исследование закономерностей психи­ческого развития становится необходимым условием дальней­шего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.