Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.






В современной психологии развитияисторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концеп­ции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое со­стояние развития.

В концепции Д. И. Фельдштейна дан содержатель­ный психологический анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное со­стояние Детства в его обобщенном понимании в конк­ретном обществе, а также найдены пути решения вопро­са о том, что связывает между собой разные периоды Детства, что обеспечивает общее состояние Детства, что выводит его в другое состояние — во Взрослость.

Определяя детство как явление социального мира, Д. И. Фельдштейн выделяет следующие его характери­стики.

Функционально — Детство предстоит как объектив­но необходимое состояние в динамической системе об­щества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству бу­дущего общества.

В своем содержательном определении — это процесс постоянного физического роста, накопления психиче­ских новообразований, освоения социального про­странства, рефлексии на все отношения в этом про­странстве, определения в нем себя, собственной само­организации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми (младшими, сверстни­ками, старшими), взрослым сообществом в целом.

Сущностно — Детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степе­ни проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

И смысл всех содержательных изменений заключает­ся не только в приобретении, присвоении ребенком со­циальных норм (на что, как правило, обращается основ­ное внимание), а в самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе. Практически это осуществляет­ся в достижении определенного уровня социализации, который типичен для конкретно-исторического обще­ства, шире —для конкретно-исторического времени, но одновременно — это и состояние развития того социаль­ного уровня, который характеризует человека опреде­ленной эпохи, в данном случае современного человека. При этом социальное начало по мере взросления все ак­тивнее определяет особенности функционирования ре­бенка и содержание развития его индивидуальности.

По мнению Д. И. Фельдштейна, главной, внутренне заложенной целью Детства в целом и каждого ребенка, в частности, является взросление — освоение, присвое­ние, реализация взрослости. Но эта же цель — взросление детей, субъективно имеющая другую направленность — обеспечить это взросление, — выступает главной для Взрослого мира.

Отношение Взрослого сообщества к Детству, незави­симо от определения его верхней границы, отличается прежде всего стабильностью — это отношение как к осо­бому состоянию, как к явлению, находящемуся вне взрослой сферы жизни. Автор концепции рассматривает проблему отношения Взрослого сообщества к Детству в широком социокультурном контексте и социально-ис­торическом плане и выделяет позицию Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов — за рубежом Взрослого Мира (которых надо растить, вос­питывать, обучать), а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое обще­ство проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам дея­тельности и пр. социальное состояние, в котором взаи­модействуют дети и взрослые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.