Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнейшие сведения о славянах






Происхождение и древнейший период в истории славян являются важной и вмес­те с тем сложной проблемой. Дошедшие до нас письменные данные весьма отрывоч­ны и скудны. Узкий круг источников представлен немногочисленными сведениями ан­тичных авторов. Поэтому решение этого исторического вопроса во многом зависит от объединенных усилий археологов, историков, лингвистов, антропологов и других спе­циалистов.

Венеды. Впервые название «венеды» было употреблено Плинием Старшим (23/24-79) для характеристики населения, обитавшего северо-восточнее Карпат: «Зем­ли до речки Вистулы заселены сарматами, венедами, скирами и гиррами». Приведен­ная цитата из «Естественной истории» дает возможность определить основную терри­торию, которую занимали венеды в I столетии, - между сарматами на юго-востоке и германцами на северо-западе. Как известно, во времена Плиния сарматы прочно обо­сновались во всем степном Причерноморье - от Дона до Дуная. Скирам принадлежа­ли земли в верховьях Вислы, а гирры занимали часть Висло-Одерского междуречья, что подтверждается и рядом источников.

Дальнейшее уточнение венедских территорий засвидетельствовано у Корнелия Та­цита (55-120) - современника Плиния: «Венеды... ради грабежа рыщут по лесам и го­рам, какие только существуют между певкинами и феннами». В данном случае «пев- кины» (певки) - часть бастарнского племени окельтизированных германцев, обитав­ших на нижнем Дунае, а «фенны» - часть угро-финского населения, занимавшего тер­риторию от Уральских гор до северо-восточной Прибалтики. Характеризуя венедов, Та­цит подчеркивал их оседлый, связанный с земледелием образ жизни, противопостав­ляя его кочевым сарматам. Венеды, по его словам, «сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, притом с большой быстротой. Все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

Со второй половины II в. территория, заселенная венедами, увеличивается. Клав­дий Птолемей (90-160) в своем «Географическом руководстве» выделяет их из ог­ромного числа племен Европейской Сарматии: «Занимают Сарматию многочислен­ные племена: венеды по всему Венедскому заливу, выше Дакии - певкины и бастар- ны...» Автор, начиная перечисление великих народов Сарматии именно с венедов, подчеркивает, что они, несомненно, принадлежали к числу ведущих народов Восточ­ной Европы.

Клавдий Птолемей, наряду с Плинием и Тацитом, определяет венедов I-II вв. как автохтонное население. Он также упоминает славян не только под названием «вене­ды», но, видимо, и под самоназванием - «ставани», указывая место их обитания юж­нее галиндов и судинов (племен балтийской группы) до аланов. Такое размещение ста- ванов в значительной степени согласуется с данными Плиния и Тацита о венедах. Что касается III в., то здесь сведения о венедах еще более скудны, поскольку к середине этого столетия относятся многочисленные переселения племен и война варваров с Рим­ской империей.

При изучении проблем расселения и перемещения славян ценнейшие материалы дает римская картография. В 1507 г. в Аугсбурге в библиотеке Конрада Певтингера был обнаружен пергаментный свиток древней карты Европы, Африки и Азии в виде таб­лиц с нанесенными на ней дорогами, городами и расстояниями между ними. Специа­листы связывают эту карту с именем римского географа Кастория. Этот итинерарий датируется II-IV вв., а отсутствие в нем гуннов позволяет отнести его ко времени до 375 г.

Материалы этих таблиц также удивительно совпадают с данными Плиния, Таци­та, Птолемея, помещенными в VIII таблице на окраине «венеды-сарматы». На этом же уровне расположены Альпы Бастарнские (Карпаты). Второе местоположение вене­дов локализуется между Дунаем, ближе к его дельте, и Днестром.

Еще одним свидетельством пребывания венедов на дунайской границе могут слу­жить монеты императора Волузиана (251-253), сына и соправителя Требониана Гал­ла, имевшего в своем титуле эпитет «Венедский». Иордан также отводит славянам ука­занные территории: «От истока Вислы на неизмеримых пространствах основалось мно­гочисленное племя венедов».

Процессы этногенеза. На основании письменных источников можно толь­ко в общих чертах наметить географические рамки расселения славян и определить их непосредственных соседей. К сожалению, сведения о венедах весьма скудны, по­этому в освещении древнейших этапов развития славянства большое значение имеют археологические материалы.

Начиная с рубежа нашей эры славяне постепенно расширяли свои границы, втяги­вая в процесс этногенеза соседние племена.

Во времена Плиния и Тацита на территории Подолии, Волыни и Верхнего Поднест­ровья формируется своеобразная группа древностей на базе пшеворской и постзаруби- нецкой культур. По мнению некоторых исследователей, носителями этих культур явля­лись близкородственные этносы, известные древним авторам под названием «венеды». Это были оседлые земледельческие племена, оставившие после себя памятники зуб- рицкой группы.

Сходная картина формирования новой общности на базе древностей постзаруби- нецкого круга прослеживается в Поднестровье - это так называемая киевская культу­ра. Следовательно, в границах указанного региона от Западного Буга до Сейма во

II столетии н. э. наблюдается процесс консолидации этих культур в единую культурно- историческую общность.

В первой половине III в. этот процесс был прерван движением готов, что подтвер­ждается как археологическим материалом, так и сведениями древних авторов, в том числе и Иордана. Стремительно двигавшийся к югу, в страну «Ойюм», поток захваты­вал в процесс движения к границам империи и негерманские племена. Однако не только движение готов и других варварских племен послужило причиной дестабилизации и потрясений. Историческая обстановка этого периода характеризуется неустойчивостью, переменами, социальными, политическими и этническими сдвигами, которые проис­ходили под влиянием Римской империи как на ближней, так и на дальней ее перифе­рии. Сложившаяся ситуация послужила толчком к распаду старых и созданию новых общностей, перекраиванию этнических границ и освоению новых территорий.

Культура типа Этулия. В III столетии низовья Днестра и Дуная заселя­ют группы, оставившие памятники типа Этулия, основные компоненты которых свой­ственны земледельческому населению. Земледельческий характер памятников отразился прежде всего в топографии и планировке поселений, небольших по площади и распо­ложенных на пологих склонах долин речек и ручьев или на небольших мысах. Куль­турный слой крайне беден и выделяется лишь на местах остатков построек. Одна из специфических особенностей поселений - незначительное количество жилищ при мно­гочисленных хозяйственных ямах, большая часть которых концентрировалась на от­дельных участках в стороне от жилых построек. Единственный тип жилищ - прямо­угольные или иногда трапециевидные полуземлянки - совершенно не характерен ни для населения степей Северо-Западного Причерноморья в предшествующее время, ни для синхронных черняховских памятников.



 

 


   
   
Щ  
щ  
(У*; -.-
Li': -.
щь

 

 


Культура типа Этулия. Керамические лепные горшки


Генетические истоки этулийских жилищ, как и самого населения, следует, очевид­но, искать севернее, в обширной зоне украинской лесостепи и практически по всей Цент­ральной Европе, где традиция углубленных в землю строений имела древние корни.

Памятники типа Этулия явно входят в круг культур «горшечных». Лепные горшки, изготовленные из рыхлого комковатого глиняного теста с примесью шамота и различ­ного рода органических добавок, решительно преобладали в наборе посуды. Орнамен­тировались горшки редко - обнаружены лишь насечки на краю венчика, иногда ряд пальцевых вдавлений под ним. Лепные миски достаточно разнообразны, но в целом эта категория посуды составляет незначительный процент. На всех поселениях встре­чаются конические крышки, а также керамические диски. Ближайшие аналоги кера­мического комплекса памятников типа Этулия находятся в кругу северных памятников - на ранних памятниках киевской культуры, в волыно-подольской зубрицкой группе, а также в днестровско-западнобугской группе черняховской культуры.

Хозяйство населения, оставившего памятники типа Этулия, характеризуется соче­танием земледелия и животноводства. Урожай убирался серпами и перерабатывался ступами, ротационными жерновами. Последние найдены на многих поселениях, в том числе и в с. Чобручи Слободзейского района. Видовой состав стада отличался преоб­ладанием крупного рогатого скота, а также большим количеством лошадей, мелкого ро­гатого скота и свиней.

Производимый совокупный продукт обеспечивал не только внутренние потребнос­ти, но и торговлю. О существовании торговых отношений с позднеантичными центра­ми и близлежащими провинциями свидетельствует значительное количество импортов. К ним относится ремесленная гончарная сероглиняная керамика, различного рода ам­форы, стеклянные кубки, бусы и ряд других изделий.

Погребальный обряд известен по матери­алам двух могильников и нескольких захоро­нений, впущенных в курганы более раннего времени. В отличие от синхронных черняхов­ских могильников с их биритуализмом, эту- лийские характеризуются только трупосож- жением. По деталям погребального обряда они подразделяются на пять типов, широко представленных в различных пропорциях и вариациях в древностях «полей погребений» Центральной и Восточной Европы латинско­го и римского времени. Однако этулийские могильники отличаются удивительной бедно­стью инвентаря. По этому показателю они более всего приближаются к могильнику Ки- реевка на р. Убеди, относимому исследова­телями к киевской культуре. Ряд специфиче­ских особенностей сближает этулийские за­хоронения с погребальной обрядностью но­сителей зарубинецкой и пшеворской культур.

Император Волузиан

Хронологические рамки памятников типа Этулия (середина III - самый конец IV в.) устанавливаются по имеющимся пред­метам, которые исчезли во времена правле­ния императора Валента (364-378), очевид­но, в период гуннского нашествия 375 г.

Появление в низовьях Днестра и Дуная выходцев с севера, из зоны обитания вене­дов, по времени совпадает со второй волной движения готов к юго-востоку, что приво­дит к оттоку части населения из разных регионов лесостепной зоны на юг и отрезает их от сородичей. Судьбы населения, которое воспринималось Плинием Старшим и Та­цитом как «венеды-венеты» и обитало между сарматами, бастранами и феннами, ока­зались разными. Перекочевав на юг, носители культуры типа Этулия, вероятно, всту­пили в активные контакты с позднеантичным и кочевым сарматским миром и начали оформляться в новую общность. Вполне допустимо, что к 50-м годам III в. вновь воз­никшая общность могла предпринять самостоятельную попытку проникнуть на терри­торию империи. Именно тогда император Волузиан получил почетный титул «Venedicus» - «Венедский».

Не противоречат этому и данные таблиц из библиотеки К. Певтингера, которые указывают, что расселение венедов удивительно точно соответствует местоположению памятников типа Этулия. Некоторые ученые считают, что название «венеды» на ити- нерарии было дописано в III столетии, о чем говорит и палеография.

Венеды упоминаются на таблицах еще дважды - это венеды-лугии и венеды-сар­маты в районе Альп Бастарнских (в Прикарпатье). Если принять раннюю дату дорож­ника, то венедам-лугиям могли бы соответствовать памятники пшеворско-зарубинец- кой общности зубрицкой группы на верхнем Днестре, а венедам-сарматам - северные памятники типа Этулия на среднем Днестре под с. Алчедары в Шолданештском райо­не. И все же здесь остается много неясностей, которые требуют специальной разработ­ки и дальнейшего накопления материалов.

Таким образом, на земли Приднестровья и близлежащие территории славяне про­никли в III-IV вв. Однако это были их первые эпизодические появления, которые, как и весь культурно-исторический процесс, были прерваны гуннским нашествием. И только после распада державы Аттилы во второй половине V - начале VI в. пришедшие в дви­жение многочисленные славянские племена появились на Дунае со своими уже сло­жившимися культурами - пражско-корчакской и пеньковской.



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.