Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поднестровье в III—IV вв.






В середине III в. Римская империя переживала глубокий кризис, пик которого при­шелся на 40-70 гг. За этот период сменилось около 20 императоров. Политический кри­зис усугублялся финансовым. Этой ситуацией не преминули воспользоваться варвары. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди которых наибольшей активностью отличались готы.

Впервые на нижнедунайских границах Римской империи готы появились в 238 г., переправившись через Днестр в районе современного г. Ямполя. В движение готов были втянуты и различные сарматские племена, обитавшие в Поднестровье. В 248 г. огром­ная трехсоттысячная армия готов в союзе с другими племенами, перейдя Дунай, втор­глась в пределы провинций Мёзия и Фракия. В 249 г. варвары осадили Филиппополь (совр. Пловдив). В решающей битве при Абритте в 251 г. они наголову разбили рим­ское войско; в этом сражении погиб император Деций (245-251). Собрав многочислен­ные трофеи, варвары беспрепятственно вернулись за Дунай, обязав римлян выплачи­вать им ежегодную дань.

Помимо сухопутных походов в середине III в. готы совершают на империю и морские набеги. В 267 г. жертвой нашествия стала Гре­ция: Афины, Коринф и Спарта были захваче­ны и подвергнуты нещадному разорению.

В 60-е годы император Галлиен (253­268) провел реорганизацию армии, создав крупные соединения конницы. В 269 г. вар­вары предприняли новое грандиозное наше­ствие морским и сухопутным путем. Из ус­тья Днестра (Тираса) вышло 2 тысячи кораб­лей, по суше двигалось 320 тысяч варваров с женами, детьми и домашним скотом. В Фессалониках варварский флот высадил де­сант, который должен был соединиться с су­хопутной армией; его нападению подверглись острова Родос, Крит и Кипр. Однако вскоре флот стал нести тяжелые потери: суда гибли, истребляемые «то морскими битвами, то бу­рями».

Сухопутные соединения варваров в 270 г. также потерпели крупное поражение в районе г. Наисса (совр. г. Ниш в Югославии). Император Клавдий (268-270) получил почетный титул «Готский». Его преемникам - Аврелиану (270-275) и Пробу (276-282) удалось стабилизировать обстановку в империи, однако Дакию им все же пришлось покинуть. К 273 г. из нее были выведены войска и выселены колонисты. Территорию бывшей провинции заселили варвары.

К концу III - в начале IV в. кризис был преодолен. По заключенному с римлянами союзу причерноморские готы стали федератами империи, поставляли 40 тысяч солдат для римской армии, получали ежегодные выплаты, за что должны были обеспечивать спокойствие на границе.

Нашествия варваров в середине III столетия не случайны, и дело здесь не только в ослаблении и кризисе империи. Готские войны явились результатом сложных соци­альных, политических и этнических процессов, которые происходили в варварском мире, вступившем в ту стадию своего развития, когда стали возникать их первые про- тогосударственные образования. Далеко за пределами империи события развивались не менее бурно, однако о них известно гораздо меньше, поскольку письменные источ­ники дают лишь разрозненные скупые сведения. Внутри европейского Барбарикума также происходили войны, переселения, борьба за власть и за территории. Судя по огромным многочисленным армиям, нападавшим на империю, население вдоль гра­ниц Рима значительно возросло, что, вероятно, привело к определенной перенаселен­ности.

Из сообщений Иордана становится известно, что ко времени похода 248 г. готы под­чинили себе вандалов, дань им платили маркоманны. В походе принимали участие тай- фалы, вандалы-астинги, карпы и певкины-бастарны. Возвращаясь из успешного похо­да 248-251 гг., готы столкнулись со своими сородичами гепидами и вынудили их от­ступить.

Во времена императора Константина (306-337) готы во главе с королем Геберихом снова начали войну с вандалами, из которой вышли победителями.

После Гебериха королем всех готов становится Эрманарих, который, по свидетель­ству Иордана, «покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их
повиноваться своим законам». Затем Эрманарих подчинил себе герулов - германское племя, жившее на берегу Меотиды (Азовское море) и участвовавшее в морских набе­гах середины III в. Иордан сообщает также о походе Эрманариха против венедов. Та­ким образом, к первой трети IV в. окончательно сформировалась полиэтническая «дер­жава Эрманариха», которая охватила огромные территории - от курского Посемья и Северского Донца до Олта и Трансильвании, от верховья Западного Буга до низовьев Днепра и Дуная. К западу от Днестра простирались владения предводителя вестготов Атанариха, который управлял этими племенами с 366 по 381 г.

С «державой Эрманариха» исследователи связывают черняховскую культуру, пер­вое упоминание о которой синхронизируется с началом балканских походов. Основное число памятников относится к более позднему периоду. В целом же культура датирует­ся серединой III - концом IV в., а в ряде случаев - первой половиной V в.

Благодаря многолетним раскопкам на территории распространения черняховской культуры накоплен большой материал, позволяющий осветить различные стороны жиз­ни этих племен. Поселения племен черняховской культуры располагались близ водо­емов или по берегам Днестра, на лишенных естественной защиты склонах. Все извест­ные в Поднестровье поселения не укреплены. Жилые и хозяйственные постройки рас­полагались нерегулярными рядами на различном расстоянии друг от друга. Для посе­лений характерны большие вытянутые пло­щади, например поселение Кошница Дубос- сарского района занимает 20 гектаров.

Жилые дома подразделяются на назем­ные и углубленные, т. е. земляные и полузем­ляные. Для Поднестровья типичны наземные жилые постройки, которые возводились из дерева, стены - из переплетенных жердей, обмазанных с обеих сторон глиной. Полы представляли собой утрамбованную землю, иногда они покрывались глиной. Отаплива­лись жилища каменными или глиняными очагами. Вокруг жилых построек, образуя усадьбы, располагались различные хозяй­ственные и бытовые сооружения.

Основной отраслью хозяйства было па­шенное земледелие, о чем свидетельствуют находки железных наральников и плужных ножей. Наиболее распространенными сельс­кохозяйственными культурами были пшени­ца (нескольких видов), просо, ячмень. Поми­мо этого возделывали рожь, овес, бобовые культуры, а также коноплю. Полеводство дополнялось огородничеством. Земледелие в условиях оседлого быта было тесно связано с животноводством. Племена разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, ло­шадей и домашнюю птицу.

Сельскохозяйственная продукция сохра­нялась в специальных ямах-хранилищах или в предназначенных для этих целей больших

глиняных сосудах - «зерновиках», которые Готский воин IV в.

устанавливались в хозяйственных постройках типа амбаров. Зерно мололи жернова­ми. Сельскохозяйственное производство сочеталось с различными ремеслами, часть ко­торых характеризовалась довольно высоким уровнем развития. Большое распростра­нение в хозяйстве получила металлургия - обработка черных и цветных металлов. Чер­няховские кузнецы владели всеми приемами ковки железа в горячем виде и знали не­сколько способов получения и обработки стали. На ряде поселений сохранились остат­ки металлургических горнов и печей-домниц.

Значительного мастерства достигли черняховские ювелиры, производившие различ­ные украшения из бронзы, серебра и золота. Они создали свой художественный стиль, отличавшийся строгостью и лаконичностью форм. Помимо украшений из цветных ме­таллов бытовали бусы из янтаря, полудрагоценных камней и стекла.

Черняховская культура. Украшения, детали одежды, керамика

На очень высоком уровне развития у населения, оставившего памятники черняхов­ской культуры, находилось гончарство. Гончарный круг распространен на всей терри­тории культуры. На многих поселениях обнаружены горны для обжига керамики, ко­торая подразделяется на столовую и кухонную. Для столовой посуды характерен набор мисок и кувшинов самых разнообразных форм. Керамика в основном серого цвета, лощеная, реже встречается черная и желтая. Посуда орнаментирована сеткой, косыми линиями, зигзагообразными полосами, растительным и геометрическим орнаментом, иногда специальными керамическими штампами. Кухонная посуда большей частью представлена различного рода горшками и крышками. Предметы чаще всего нелоще­ные шероховатые, так как в керамическое тесто добавлялся песок и другие отощаю- щие примеси. Черняховские гончары были мастерами очень высокой квалификации и владели многими приемами позднеантичных мастеров. Лепная посуда встречается край­
не редко, она наиболее характерна для ранних этапов черняховской культуры и имеет свои специфические черты, присущие каждому региону.

Важной отраслью хозяйства черняховских племен было деревообрабатывающее ре­месло, о чем свидетельствуют наборы плотницких и столярных инструментов. Боль­шое распространение получила обработка кости и рога, что подтверждается находка­ми различного рода гребней, подвесок, проколок, лощил и игольников, игральных ко­стей. Многие изделия покрывались резным орнаментом.

Развитие прядения и ткачества подтверждается находками керамических пряслиц для веретен, грузил от вертикальных ткацких станков, а также отпечатков тканей. Для пряжи использовались волокна растительного происхождения (конопля) и шерсть, с за­готовкой которой связаны сохранившиеся ножницы для стрижки овец.

На поселениях и в могильниках черняховской культуры часто встречаются стек­лянные кубки, в большинстве своем фрагментированные, выполненные как из толсто­стенного, так и из тонкостенного стекла. Исследователи связывают их с рейнскими, еги­петскими и сирийскими мастерами, а толстостенное стекло могли производить и чер­няховские умельцы. Такая мастерская была найдена на верхнем Днестре у с. Комаро- во Черновицкой области, однако ее характер позволяет предположить, что она принад­лежала римским ремесленникам.

Значительную роль в хозяйстве населения черняховской культуры играли торгово- экономические связи с позднеантичным миром, о чем свидетельствуют археологичес­кие находки в Поднестровье импортных изделий. Среди поступавших сюда товаров можно выделить высококачественную краснолаковую и бронзовую посуду, раз­личного рода стеклянные изделия, дорого­стоящие ткани, амфоры с вином и маслом, светильники, геммы, камеи и другие пред­меты.

На территории Поднестровья, в основ­ном Верхнего, найдены римские монеты - как единичные экземпляры, так и целые клады. Большинство монет чеканено при императорах от Адриана до Марка Авре­лия, причем значительное их количество приходится на период правления Антони­на Пия. Как правило, монеты поступали к варварам в виде выплат и стипендий - это касается прежде всего полновесных сереб­ряных монет, которые были выпущены до Готских войн и начала формирования чер­няховской культуры. За свою службу вар­вары требовали полноценных денег, их не устраивали монеты III в. с низким содер­жанием серебра.

Многие исследователи пытаются свя­зать находки римских монет с денежным обращением как внутри варварского мира, так и при торговле с позднеантичными центрами и провинциями. Статьями выво­за были по-прежнему зерно, скот, различ­ные виды сырья, а также, возможно, рабы. Император Константин

Интенсивные связи черняховского общества с Римской империей оказали сильное влияние на его экономическое и социальное развитие. Социальные отношения у чер­няховских племен характерны для периода зарождения классового общества, посколь­ку в это время уже наблюдается процесс имущественного расслоения - ведется инди­видуальное хозяйство отдельными семьями. А найденные на поселениях металличес­кие ключи для дверей свидетельствуют об имевшейся у населения собственности, ко­торую необходимо было оберегать. Еще одним доказательством наличия у отдельной части жителей значительных богатств являются денежно-вещевые клады, в которых со­держалось большое количество серебряных монет, посуды и украшений.

Высшая власть принадлежала вождям, античные и средневековые авторы называ­ли их королями. Они возглавляли племена, объединявшие территориальные общины. Для этого периода также характерно создание больших союзов племен, находившихся под властью одного вождя. Именно такие союзы предшествовали созданию государств и народностей, складывавшихся одновременно с переходом к классовому обществу.

Активное воздействие античного мира на варварские племена можно проследить и по распространению в их среде греческого и латинского языков, а также письменно­сти. Именно с черняховской культурой низовьев Днестра и Дуная связывают первые обнаруженные свидетельства использования письменности, в основном в греческой гра­фике. Это различного рода граффити, процарапанные на обожженной керамике, а так­же начертания букв на керамике до ее обжига. Кроме того, позднеантичные авторы со­общают о том, что многие варвары, обитавшие к северу от низовьев Дуная как на тер­ритории провинций, так и вне их помимо своего родного владели греческим, латинс­ким и некоторыми другими языками. Варвары-федераты принимали также новую веру, утверждающуюся в империи, - христианство.

Весьма примечателен тот факт, что в последний год жизни императора Константи­на к нему прибыло посольство готов, среди которых был знатный образованный юно­ша по имени Ульфила (Вульфила) - «Волчонок». Отец его был готом знатного рода, а мать - гречанкой (христианкой). Ульфила тоже был христианином, учеником епископа Готии - Феофила. Вскоре в Константинополе, несмотря на молодость, Ульфила был рукоположен в епископы. Получив сан, он отправляется к готам.

Миссионерская деятельность Ульфилы протекала среди вестготов-тервингов, насе­лявших междуречье Днестра и Дуная. По свидетельству Авксентия, или Ауксентия (379­383), епископа из Дуростора (совр. Силистра), Ульфила вел проповедь на греческом, латинском и готском языках, кроме того, он перевел Библию на готский.

Проповедовал Ульфила в низовьях Днестра и Дуная 7 лет, а затем, по свидетель­ству Филосторгия (написавшего «Историю церкви» с 311 по 425 г.), Атанарих - «без­божный и нечестивый, кто начальствовал над готами возвел в стране гонения на хри­стиан», в результате чего епископ и его соратники вынуждены были переселиться в Не­аполь (близ Великого Тырново) на территорию Мёзии, где долго были известны как малые готы. Еще одним свидетельством проникновения христианства в варварскую сре­ду Северо-Западного Причерноморья является сообщение Епифания, епископа о. Кипр, о том, что сюда при императоре Констанции (324-361) была изгнана одна из ерети­ческих сект во главе со старцем Авдием. Изгнанники, «идя вперед в самую внутрен­ность Готии огласили христианским учением много готов».

Церковный писатель Феодорит Киррский (390-466) в своей книге «Исцеление язы­ческих болезней» отмечал влияние христианства на погребальный обряд варварских племен. По мнению исследователей, погребения с западной ориентировкой без инвен­таря могут принадлежать христианам.

Однако язычество отступало медленно. Это опять-таки хорошо прослеживается на материалах могильников, которые свидетельствуют о значительной этнической пест-


Готские воины эпохи поздней империи IV в. Современная реконструкция

 

роте Черняховского населения. Для захоронений черняховской культуры характерен би- ритуализм, т. е. сочетание обряда кремации (трупосожжения) с обрядом ингумации (тру- поположения). Каждому обряду присущи свои особенности. Так, в обряде кремации известно несколько вариантов - захоронение пережженных костей в урнах, захороне­ние в простых ямах, а также рассыпанных по поверхности костей (скорее всего, в не­глубоких широких ямах). Погребальные предметы встречаются как в сожженном, так и необожженном виде. Присущ этому обряду и ряд других деталей и особенностей. Трупоположения также разные: в ямах простой конструкции, в ямах с «заплечиками», уступами и катакомбами. Погребенные ориентированы головой либо на север, либо на запад. В могилах с трупоположениями наряду с богатым набором сосудов и других вещей отмечается и полное их отсутствие. Ямы сложной конструкции в предчерняхов- ское время были характерны для сарматов, следовательно, это население частично вошло в состав черняховской культуры.

Могильники служили не только кладбищами, но и своеобразными культовыми и ритуальными местами. Об этом свидетельствуют такие элементы погребального обря­да, как тризна, жертвоприношение, вторичное преднамеренное разрушение скелетов, инвентаря и др.

Изучение погребального обряда помимо выявления в нем более древних этничес­ких черт позволяет детально разработать хронологию и датировку, а также проследить связи племен, носителей черняховской культуры.

Черняховская культура по сумме слагающих ее элементов не сопоставима ни с од­ной из предшествующих. Это качественно новое образование возникло под воздействи­ем провинциально-римской культуры и поэтому, естественно, носит провинциально-рим­ский характер. Ведь до середины III в. (до Готских войн) варвары никогда не проника­ли в глубинные районы Римской империи. Разноэтничные участники походов, оторван­ные от мест обитания, постепенно растеряли свои культурные традиции, а посему до­статочно быстро воспринимали элементы культуры не только товарищей по оружию, но и своих противников.

Несмотря на полиэтничность, черняховская культура оформилась (в частности, в Поднестровье) в тех районах, где сложился племенной союз, возглавляемый готами. Эти территории позднеантичные авторы недвусмысленно связывают с вестготами - обо­собленной восточногерманской этнической общностью, сыгравшей значительную ис­торическую роль в Европе в эпоху великого переселения народов и растворившуюся затем среди других народов и этносов. В рамках черняховской культуры происходил процесс формирования новой народности, который был прерван гуннами в 375 г.

По меткому выражению Иордана, «взъярилось на готов племя гуннов» - кочевни­ков-тюрок, пришедших с востока. В битве с ними погиб престарелый «король всех го­тов» Эрманарих. Готский союз распался - вестготы бежали под покровительство Рим­ской империи за Дунай, где 9 августа 378 г. разгромили в Адрианопольском сражении армию римского императора Валента. Остготы были покорены гуннами, воевали в со­юзе с ними против антов, затем все вместе под предводительством Аттилы в 420 г. ушли на запад, захватив земли вплоть до Паннонии.

Население не было полностью уничтожено, о чем свидетельствует наличие крайне редких черняховских памятников, а также весьма скудный набор вещей в них. При­черноморье на короткий срок вошло в эфемерную державу Аттилы.

В 451 г. произошла битва на Каталаунских полях, где полчища гуннов были раз­биты войсками римлян и союзниками - европейскими варварами. После Каталаунской битвы и смерти Аттилы в битве при Надао (454) происходит новый «передел мира». Часть гуннов возвращается в Причерноморье, гепиды укрепляются в Дакии, а готы пе­реселяются в Паннонию. Этими событиями и заканчивается существование черняхов­ской культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.