Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Население края как объект краеведения






Население любого края характеризуют следующие фактические данные: численность, естественное движение, миграция, социально-демографическая структура, расселение, развитие культуры и образования.

Естественное движение населения характеризует изменение численности (увеличение или уменьшение) населения за счет естественного его прироста или убыли, определяемого отношением рождаемости и смертности.

Рождаемость—это число родившихся в данном году и крае детей в расчете на 1000 жителей, а смертность—число умерших за год в крае людей в расчете на 1000 жителей. Население края изменяется не только за счет естественного прироста, но и за счет механического прироста, который является результатом миграции (или перемещения) населения.

Социально-демографическая структура населения края характеризуется его

§ половым;

§ возрастным;

§ национальным;

§ социальным и профессиональным составом;

§ семейностью;

§ распределением между городским и сельским поселением.

Предметом изучения населения края является и культура населения. В этом вопросе экономическое краеведение тесно соприкасается с этнографическим краеведением, охватывающим все стороны культуры и быта населения (включая внешний вид поселений, особенности жилых и хозяйственных построек, одежду, общественный и семейный быт, обычаи и обряды, народную медицину, приметы, художественное творчество, фольклор и т. п.).

Изучение культуры населения в экономическом краеведении ограничивается выявлением уровня общего и профессионального образования и данных, характеризующих количество, состав и размещение сети учреждений образования и культуры: общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших и средних специальных учебных заведений, клубов, библиотек, музеев, кинотеатров, театров и других зрелищных и культурно-просветительных учреждений.

Соотношение в составе населения людей, имеющих разные уровни общего и профессионального образования (неполное среднее, общее среднее, специальное среднее и высшее), не только отражает достигнутый уровень культуры, но и имеет большое значение для характеристики трудовых ресурсов края. Сеть учреждений образования и культуры тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства и отражает их развитие.

Примерное содержание характери­стики населения края:

§ Численность населения, по данным последней пере­писи и в настоящее время, рост населения, доля края в населении региона. Рождаемость, смертность, естествен­ный прирост, семейность;

§ Половой и возрастной состав населения; население в рабочем возрасте, долгожители;

§ Национальный состав населения, численность и раз­мещение по территории края разных наций и народностей; знание русского языка, по данным переписи;

§ Изменение социального состава населения; распре­деление населения по отраслям народного хозяйства. Тру­довые ресурсы края и их использование;

§ Города и городские поселки, сельские поселения в крае, их размещение по территории края. Доля городского населения. Типы городов и городских поселений; характер сельского расселения и типы сельских поселений;

§ Размещение населения по территории края. Средняя плотность и различия в плотности населения и их причины;

§ Рост образовательного уровня населения в советские годы. Социально-культурное строительство на территории края.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.