Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов и составление заключения. Прежде чем составить заключение об уровне развития общения ребенка, необходимо проанализировать его поведение во всех диагностических ситуациях по выделенным






Прежде чем составить заключение об уровне развития общения ребенка, необходимо проанализировать его поведение во всех диагностических ситуациях по выделенным параметрам. Уровень развития общения определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень общения

Инициативность в общении. Ребенок с высоким уровнем общения проявляет ярко выраженную инициативность во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. В первой пробе это может обнаружиться в интересе к вещам взрослого (например, в стремлении потрогать его одежду, тетрадь, ручку, украшения), в привлечении его внимания к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, выражении своей радости по поводу игрушек. В индивидуальной игре он также стремится разделить со взрослым удовольствие от игры, получить одобрение или помощь. В ситуативно-деловом общении он демонстрирует взрослому свои действия с предметами, предлагает разные игрушки, по собственной инициативе присоединяется к действиям взрослого. Таким образом, его инициативность высока вне зависимости от степени инициативности взрослого.

Чувствительность к воздействиям взрослого. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с таким же высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно откликается на его инициативу, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия.

Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны для нормально развивающихся детей независимо от возрастного периода, в котором они находятся. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».

Средства общения. Ребенок с высоким уровнем общения пользуется разнообразными средствами для налаживания контактов с взрослым. Такой ребенок хорошо понимает речевые обращения взрослого, правильно выполняет несложные инструкции (подать, принести предмет, совершить действие со знакомым предметом и т.д.). Репертуар средств общения богат и разнообразен: ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. Активная речь может выражаться в лепете, в автономной детской речи, в использовании слов и фраз.

Высокому уровню общения соответствуют следующие оценки параметра: 1) не менее 2 баллов по показателям экспрессивно-мимических средств и предметных действий во 2-4-й пробах вне зависимости от возраста ребенка. 2) не менее 1 балла по показателю «активная речь» для ребенка от 1 года до 1, 5 года и не менее 2 баллов для ребенка старше 1, 5 года.

Средний уровень общения

Уровень развития общения оценивается как средний в следующих случаях. Во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается. В-третьих, когда инициативность ребенка в ситуациях индивидуальной деятельности значительно ниже, чем в ситуациях совместной деятельности.

Инициативность. Ребенок проявляет ее не во всех пробах. Достаточно показательна в этом отношении ситуация с пассивным взрослым. В ней ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов, ожидая ее от партнера. В ситуации «Индивидуальная предметная деятельность» он обращается к взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. Наиболее активно он ведет себя в ситуации «Ситуативно-деловое общение», где взрослый сам проявляет инициативу во взаимодействии.

Обобщая, можно сказать, что степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

Чувствительность к воздействиям взрослого оценивается в 2 балла.

Вместе с тем при определении уровня общения необходимо не только оценивать каждый из параметров, но и устанавливать степень их взаимосвязи. Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Это выражается по-разному. Один ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе (в этом случае параметр инициативности оценивается 3 баллами), но не всегда откликаться на инициативу партнера (2 балла); другой, наоборот проявляет высокую чувствительность к воздействиям взрослого (3 балла), но недостаточную собственную инициативу (2 балла). В результате нарушается цикличность, согласованность в общении.

Средства общения. Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Признаками отнесенности средств общения к среднему уровню являются следующие:

ребенок понимает речь взрослого, правильно выполняет его просьбы и инструкции;

пользуется экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (например, показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но мало лепечет и не пользуется словами;

использует средства общения эпизодически и не во всех пробах.

Низкий уровень общения

Данный уровень общения характеризуется слабой степенью выраженности всех. его параметров (преимущественно в 1 балл).

Инициативность. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в момент ситуативно-делового общения, когда взрослый специально стимулирует инициативность ребенка. Как правило, он не инициирует первым контакты со взрослым; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера или предпочитая индивидуальную игру; не проявляет настойчивости в общении.

Чувствительность. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения совместной игры. Плохие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы развития ребенка и могут оказаться признаком психического заболевания. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, подробнее побеседовать с родителями.

Средства общения. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам он привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок мало пользуется активной речью. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка задержка в речевом развитии и требуется консультация невропатолога.

Возрастные нормативы развития общения. Основные направления коррекционной работы

На втором году жизни нормальными считаются высокий и средний уровни общения. Низкий уровень общения свидетельствует о задержке в развитии. Причиной задержки может быть как психолого-педагогическая запущенность в воспитании ребенка (незнание взрослыми возрастной специфики общения с детьми раннего возраста, отсутствие адекватного общения), так и деформации в психическом развитии ребенка (например, аутизм, интеллектуальная недостаточность).

В первом случае необходима просветительская работа с родителями и воспитателями, а также специальная организация общения с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы взаимодействия (в раннем возрасте это может быть эмоциональное общение). При этом следует учитывать индивидуальные особенности общения ребенка со взрослым.

Так, в случае сниженной инициативности ребенка важно предоставлять ему больше свободы во взаимодействии, организовывать игры-забавы, в которых малыш мог бы свободно выражать свои эмоции, устанавливать доверительные отношения со взрослым.

Если у него снижена чувствительность к воздействиям взрослого, следует уделить внимание совместным играм и занятиям, которые предполагают обмен впечатлениями, действиями, их очередность (например, игры в мяч, совместные постройки из кубиков, собирание матрешек и пирамидок, игры в прятки, догонялки, чтение ребенку книжек и совместное разглядывание картинок).

В случаях задержки в речевом общении необходимо больше разговаривать с малышом; чаще обсуждать с ним разные события, задавать вопросы; разыгрывать сценки с диалогами персонажей, вовлекая в них ребенка; время от времени искусственно создавать ситуации «непонимания» взрослым желания малыша, выражаемого им неречевыми способами (жестами, предметными действиями), чтобы активизировать у него потребность в активной речи.

При нарушениях психического развития ребенка необходима консультация невропатолога, психоневролога или психиатра. Но в любом случае выводы о задержке в развитии общения должны подкрепляться комплексным психологическим обследованием ребенка, и прежде всего обследованием его познавательной сферы (уровня развития предметной деятельности). Отсутствие общения считается грубой задержкой в психическом развитии ребенка.

На основании анализа диагностических данных составляется заключение об уровне развития общения. (Форма заключения приведена ниже).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.