Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №48.






Субъект труда как психологическая система. Структура субъекта труда.

Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Субъект труда –это система разноуровневой организации психологии, включ-ие ряд свойств чел-ка и как индивида и как личности. Соответствие их соц.ситуации развития, предмету, целям, средствам и условиям труд.деят-ти. Средовая характеристика структуры суб.тр. в каждый момент времени и его развития представляет неск.уровней:

1. Деяний – целостная деят-ть в единстве с личностью. Деяние- целосный цикл труд.деят-ти, имеет полную психол-ую структуру, включает ряд промежуточных целей, подчиненных перспективной цели(рассм-ся деят-ть суб.тр.) Суб. труда на этом уровне- принятие решений о вып.задачах, программа деят-ти, общие способности, мировоззрение, идеалы, ценностные представления, ориентировка жизн.ситуации и непосредственно проф.деят-ти, осознание своего Я, волевые качества, особ-ти мыслит.действий, конкр.мотивы деят-ти, общая трудоспособность.

2. Уровень действий. Действия- совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайших осознанных целей. Способность построить адекватные представления о цели действия, адекватные к.л. ситуациям, способность возможной произвольной волевой регуляции и саморегуляции, элементы действий, операции, ориентировки, акты внимания, способность усваивать и осущ-ть определенные исполнительные операции на двигательном, сенсорно-перцептивном, интеллектуальном уровнях, оценивать состояния и осуществлять их саморегуляцию. Саморегуляция деят-ти- непроизвольное подчинение содержания и структуры деят-т ее целям.

3. Уровень макроэлементов действий- отражение на сенсорном, перцептивном и рецепторном уровнях, способ-ть к осущ-ию используемых актов на познавательном уровне, на уровне самооценки и саморегуляции параметров действия.

4. Уровень микроэлементов действий- внешне невидим, ур.важных, но малоподотчетных и ускользающих от произвольной регуляции действий познавательных и исполнительных актов. Могут проходить изменения на уровне микроинтервалов временных, микроамплитуд, микродвижений и тремора.

Совсем необязательно выбирать суб.тр.деят-ти и рассматривать его системно, можно выбрать один из видов качества, но здесь можно упустить нечто важное (персонально-важное качество – ПВК). Шадриков: ПВК- индивидные качества суб.деят-ти, влияющие на эффективность деят-ти и успешность ее освоения(к ним относятся как общие так и спец. способности. Способности –способы выполнения действия, задатки функционирования психики тем или иным способом. Платонов: ПВК- свойство личности, совокупность которых является потенциальным или активными способностями к данной деят-ти, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при прф.обучении, а в дальнейшем к снижению эффект-ти проф.деят-ти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.