Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №47.






Память и воображение как сквозные психические процессы.

Сквозным (универсальным) называется потому, что память и внимание включены в триаду процессов: когнитивную, эмоциональную, регулятивную.

Память представляет собой сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Естественно продолжает эту же логику выделение в памяти процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Можно было бы думать, что в этом определении уже не игнорируется универсальный характер процессов памяти, как это происходит, когда память относят только к познавательным процессам или " помещают" ее между восприятием и мышлением, поскольку сквозной, универсальный характер памяти зафиксирован здесь в понятии запечатлеваемого, сохраняемого и воспроизводимого опыта. Понятие же опыта включает в себя опыт не только когнитивный, но и эмоционально-волевой, а внутри когнитивного якобы включает в себя исключенный срединным расположением памяти и сенсорноперцептивный опыт. Таким образом, создается впечатление, что сквозной, универсальный характер памяти этим определением правильно учитывается.

Но такое в принципе возможное и даже естественное возвращение фактически аннулируется по крайней мере двумя существенными контраргументами. Первый из них – указание на то, что универсальный, сквозной характер мнемических процессов в организации психической деятельности на всех ее уровнях предполагает не только запечатление, хранение и воспроизведение всех форм и видов опыта, но в такой же мере и участие самой памяти в процессах формирования опыта. Только в этом случае можно говорить о действительно сквозном характере мнемических процессов.

Сквозной характер памяти прослеживается в видовой классификации: образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память, моторная память.

Генетически исходной является образная память, благодаря которой человек получает достаточно обшир­ную и точную информацию об окружающем. В образной памяти эта информация перерабатывается на различ­ных сенсорных каналах. Наиболее изучены зрительный и слуховой виды памяти. Элементарной формой прояв­ления образной памяти являются последовательные об­разы. Время хранения этих образов минимально - менее одной секунды. Они не регулируются сознанием, их нельзя произвольно вызвать или продлить. Другим видом образной памяти является эйдети­ческая память (от греч. слова эйдос - картина, образ, идея). Это более сложный вид памяти, характеризую­щийся точным и полным сохранением ярко выражен­ных наглядных образов. Люди, обладающие этой памя­тью, продолжают «видеть» изображение даже через дли­тельное время. Их называют эйдетиками. Эйдетическая память рассматривается как феноменальная память. Более сложной формой проявления образной па­мяти являются образы представлений, которые облада­ют полимодальностью, т. е. включают элементы зри­тельных, слуховых и других образов. Они являются ре­зультатом сложной познавательной деятельности. Процесс распознавания образов включает элементы со­поставления информации, выделения существенных признаков и отнесения их к определенной категории, в результате чего осуществляется ее узнавание и воспроизведение. Образы представлений изменяются в процес­се хранения, подвергаясь реконструкции. Изменение и их образов П. П. Блонский связывал с процессом реин­теграции - восстановления образов, благодаря чему осуществляется воспоминание. Процесс реинтеграции осуществляется на основе различных ассоциаций, что способствует более продуктивному воспроизведению мате­риала (П. П. Блонский, 1976).

Эмоциональная память трактуется как память на пережитые человеком чувства. Одним из первых изучал М Т. А. Рибо, который использовал понятие «аффективная память». По его мнению, материалом реконструк­ции в эмоциональной памяти являются чувства челове­ка. Он выделил два вида эмоциональной памяти: ложную и настоящую. Благодаря первой воспроизводятся события с присоединением «аффективного отпечатка». Вторая связана с воспроизведением целостного аффек­тивного состояния, испытанного человеком в прошлом.

В настоящее время под эмоциональной памятью понимается процесс отражения человеком ранее пере­житого эмоционального состояния с вызвавшей его си­туацией и субъективным к ней отношением. С точки зрения Е. А. Громовой, такое определение эмоциональ­ной памяти связано со структурой эмоций, включающей три компонента: субъективное переживание, вырази­тельные реакции и систему запуска (Е. А. Громова, 1980).

Субъективные переживания зависят от значимости события и от отношения к нему человека. Это отношение всегда определяется его индивидуальными особенно­стями. Выразительные реакции сопровождают возник­новение эмоций и обеспечиваются генетически закреп­ленными механизмами. Система запуска - это ситуация, вызывающая субъективное переживание разной степени интенсивности. Чем значимее для человека ситуация, тем интенсивнее его чувства и эмоции. Например, чув­ство страха у одного и того же человека, пережившего землетрясение и автокатастрофу, может быть одинако­вым. Выразительные реакции - тоже: ужас на лице. Од­нако пережитая эмоция страха в первом случае (земле­трясение) будет вспоминаться в ситуации, напоминаю­щей землетрясение, во втором - в ситуации, схожей с автодорожной аварией. Другими словами, субъективное переживание обусловливается системой запуска.

Эмоциональная память обладает рядом особенно­стей: надмодальностью, т. е. независимостью от кон­кретного сенсорного раздражителя (ностальгия может быть вызвана и музыкой, и запахами, и знакомым голо­сом или их сочетанием), быстротой и прочностью форми­рования эмоциональных образов, непроизвольностью их запоминания и воспроизведения, «эволюцией» во време­ни. Последнее проявляется в том, что с течением време­ни эмоции притупляются, и воспроизводится не само первоначальное чувство, а воспоминание о нем.

Моторную (двигательную) память определяют как память на движения, в том числе и речевые. Первона­чально истоки моторной памяти видели в памяти-привычке, которая связана с механическим выучивани­ем разного рода движений и закреплением их в процессе повторения. Однако такое представление о двига­тельной памяти является упрощенным. По мнению Н. А. Бернштейна, моторная память - это процесс творческой переработки информации о двигательных навыках, благодаря чему осуществляется их совершенствование. Ее работа объясняется принципом уровневого и кольцевого регулирования, согласно которому каждый двигатель­ный акт различается по своей смысловой структуре и iпитательному составу. Последующий навык не повто­ряет предыдущий, а становится совершеннее. Информа­ция о движениях, хранящаяся в памяти, приобретает для человека все новый и новый смысл. Вряд ли танцор или спортсмен достигнет мастерства в деятельности, если не будет пользоваться двигательной памятью. Это явление нашло отражение в принципе развития памяти «повторение без повторения» (А. Г. Асмолов, 1996).

Содержанием словесно-логической памяти являют­ся сложные вербальные конструкты, требующие осмыс­ления и понимания. Это предполагает смысловую форму переработки информации, которая осуществляется раз­личными методами. Смысловая группировка предпола­гает разбивку информации на части по содержанию, что способствует ее осмыслению. Выделение смысловых опор дает возможность более глубоко понять запоминаемый материал. Благодаря им большая по объему информа­ция «сжимается», свертывается для ее переработки. Спо­соб соотнесения новых знаний с прошлым опытом дает возможность лучше понять и осмыслить воспринимае­мый материал.

Л. М. Веккер рассматривает воображение как сквозной психический процесс, «пронизывающий» всю систему познавательных процессов: от сенсорно-перцептивных до мыслительных. Воображение, проте­кающее в форме первичных образов (сенсорных или перцептивных), есть воображение воспроизводящее. Специфика образов данного вида воображения состоит, по выражению Веккера, не в их принципиальной чувст­венной недоступности, а в скрытости от прямого наблю­дения. Если они выходят за границы опыта человека, то имеет место форма построения образов, аналогичная сенсорно-перцептивному отображению.

Другой вид воображения - творческий - создает образы несуществующих или будущих предметов. Сен­сорно-перцептивный опыт не просто восстанавливается, а перерабатывается средствами умственных действий. Поэтому творческое воображение включается в мысли­тельный процесс, представляя один из языков мышле­ния - язык предметных, пространственно-временных гештальтов.

Таким образом, можно говорить о сенсорно-перцептивном и мыслительном воображении, а значит и сквозном характере воображения в целом.

Сквозной характер воображения проявляется в его «включенности» во все познавательные процессы: вос­приятие, память, мышление. В восприятии оно воспол­няет пробелы в сенсорной информации. В процессах па­мяти и мышления воображение позволяет реконструи­ровать прошлое и предвосхищать будущее.

Как сквозной психический процесс воображение симметрично памяти, но противоположно направленно. Если память обращена назад, от настоящего к прошло­му, то воображение - вперед, от настоящего к будущему (Л. М. Веккер, 1998).

Воображение, как и память, связано с психическим временем, специфика организации которого, по Веккеру, состоит в парадоксальном сочетании последователь­ности и одновременности, т. е. коренится в исходных сенсорных формах отражения движения. Сочетание по­следовательности, одновременности и длительности в структуре образа движения и обусловленная им обрати­мость психического времени включает четыре направ­ления по его оси от точки, соответствующей настоящему моменту: от настоящего к прошлому и обратно и движе­ние от настоящего к будущему и обратно. Вторые два направления имеют прямое отношение к воображению.

Непосредственный образ будущего движения и его траектории, возникающий на основе инерционности анализаторного механизма и включающий учет вероят­ности последующего отрезка, составляет сущность сен­сорно-перцептивной антиципации. Поскольку воздейст­вие части траектории будущего движения на соответст­вующий рецептор еще не произошло, ее отражение есть воображение той части движения и его траектории, ко­торая станет реальностью лишь в следующий момент. Тем самым, предвосхищение на сенсорно-перцептивном уровне представляет собой сенсорно-перцептивное вооб­ражение.

Оно является воспроизводящим воображением, по­тому что не создает образа нового объекта, а включается в структуру сенсорно-перцептивного пространства. Из этого следует, что воображение проявляется уже внутри сенсорно-перцептивных образов, а не после них или над ними.

Активность творческого воображения направлена на преобразование структуры, без которого нельзя раскрыть отражение отношения между объектами. Творческое вооб­ражение является необходимым компонентом мыслительных процессов, поскольку его образы входят в язык пред­метных пространственно-временных гештальтов.

«Сквозной» характер воображения проявляется и в том, что оно входит не только в познавательные, но и в другие психические процессы - эмоциональные и регу­лятивные. Ритмическая организация эмоционального процесса обусловлена вероятностным прогнозировани­ем. Ожидаемое чувство удовольствия или неудовольст­вия, связанное с будущим элементом ритмической вре­менной последовательности представляет собой форму эмоционального воображения. Эмоции страха, тревоги, надежды представляют собой модификацию чувства ожидания, сущность которого состоит в непрерывном со­отнесении будущего с настоящим. Отношение к будуще­му является не просто когнитивным отражением, а эмо­циональным переживанием, которое по своей сути и есть эмоциональное воображение.

Эмоции, связанные с интеллектуальной деятель­ностью человека - догадки, близости решения и др., также могут рассматриваться как формы эмоционально­го воображения, функционирующего внутри интеллек­туальной деятельности.

По отношению к процессам регуляции деятельно­сти человека Л. М. Веккер использует понятие опера­тивного воображения, по аналогии с оперативной памя­тью. Без него невозможно непрерывное соотнесение бу­дущего с настоящим, которое и составляет сущность психической регуляции деятельности. Таким образом, воображение как сквозной психический процесс пред­ставляют собой неотъемлемую часть всех других процес­сов - познавательных, эмоциональных, регулятивных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.