Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институты социализации.






Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными транслятора­ми социального опыта, получили название институтов социализации [Белинская, Тихомандрицкая, 2001]. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли со­циальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами высту­пают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. По выражению П. Бергера и Т. Лукмана, в семье осуществляется первич­ная социализация, когда биография человека начинает «наполняться смыслом» [Бергер, Лукман, 1995. С. J52]. Именно в семье дети приоб­ретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают пер­вые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либераль­ный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа» [Берне, 1986]. Большое значение имеет и состав семьи, и степень ее сплоченности, и способы разрешения конфликтов. По-видимому, именно в семье сознательно или бессознательно формируется пред­ставление о правах ребенка.

Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм, даже от места проживания (большой город, малый город, село) [Мудрик, 1999]. Несмотря на то что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. В ситуациях острых социальных кризи­сов семья оказывается для ребенка ячейкой, где гарантируется его безопасность.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным ин­ститутом является школа. Школа обеспечивает ученику систематичес­кое образование, которое само есть важнейший элемент социализа­ции, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависи­мость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Тем не менее школа, так или иначе, задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь.

Что же касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив или его современные разновидности – команда, организация.

Механизмы социализации (Смелзер):

1) имитация – осознанное копирование модели поведения;

2) идентификация – усвоение поведения, установок, ценностей как своих собственных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.