Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 14






Психодиагностические методы, их классификации

Психодиагностический метод - исследовательский метод психологической науки. Имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам в психологии. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-исследовательская направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Это становится возможным благодаря выполнению определенных требований, такие как стандартизация, надежность и валидность.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех подходах: - объективный, субъективный и проективный.

Объективный - диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и способа (особенности) выполнения деятельности (тесты интеллекта, личности, тесты специальных способностей, достижений).

Субъективный - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения (личностные опросники, опросники-анкеты, опросники состояния, настроения).

Проективный - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу известной неопределенности объектом проекции (все проективные техники).

Психодиагностические методы делятся на вербальные и невербальные.

Вербальные - опосредованы речевой активностью.

Невербальные - речевые способности используются только в плане понимания инструкций, само выполнение заданий опирается на невербальные способности.

По степени формализованности_ различают следующиие методы психодиагностики.

- Высокого уровня формализации - тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Их особенности: надежность, валидность, жесткая регламентация процедуры обследования (строгое соблюдение инструкций, способов предъявления стимульного материала, невмешательство психолога в деятельность испытуемого), стандартизация (наличие норм и других критериев оценки результатов).

- Малоформализованные - наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

" +" - позволяют получить ценную информацию о явлениях, имеющих быструю

динамику и трудно поддающихся объективации (настроения, ценностные переживания);

" -" - трудоемкие и очень сильно зависят от профессионального уровня психолога.

Требуется сочетать эти два вида методов. По методическому признаку, который положен в основание методики_ Бодалев, Столин различают следующие методы.

1. Объективные тесты (например, Равена) - возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания;

2. Стандартизованные самоотчеты - использование вербальных способностей испытуемого, а также мышления, памяти, воображения: тесты-опросники (Кеттел) - набор вопросов, относительно которых испытуемый выносит суждение;

3. Открытые опросники - нет стандартизированного ответа, стандартизация проводится с помощью метода стандартных оценок (ответы сравниваются со стандартными категориями);

4. Шкальные методики - оценка объектов производится по выраженности в них качества, заданного шкалой;

5. Индивидуально-ориентированные техники (например, репертуарные решетки) -параметры не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного испытуемого.

6. Проективные техники - в процессах воображения и фантазии раскрываются те или иные характеристики субъекта.

7. Диагностические техники - интервью, беседа, деловые игры - психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта (вербальные и невербальные техники).

По степени вовлеченности психолога в процедуру обследования_ различают следующие методы.

- Минимальная вовлеченность - тесты, аппаратурные методики, опросники, шкальные техники.

- Максимальная вовлеченность - диалогические. Между ними - многомерные тесты, проективные техники.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.