Умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.
К ним относятся:
- физические и физиологические качества: умения видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью органов чувств; развитая работоспособность, энергетика;
- интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, осмысленность, способность к анализу и синтезу, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, пытливость, проницательность, поиск проблем, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, владеть способами решения различных задач, делать выводы и обобщения;
- владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; умение аргументировать свои знания и получаемые результаты; умение самоопределяться в ситуациях выбора;
- умение понять и оценить иную точку зрения, всупить в содержательный диалог или спор;
- структурно-системное видение изучаемых областей в их пространственной и временной иерархии; отыскание связей объектов, их причин; разнонаучное видение;
- выбор фундаментальных объектов среди второстепенных, отыскание соподчиняющей связи между ними; различение фактов и нефактов об объекте;
- наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов; владение базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук, нестандартность мышления;
- умения сопоставлять культурно-исторические аналоги со своими образовательными продуктами и результатами одноклассников
| Вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, движений, прогностичность, наличие своего мнения и др.
Эмоционально-образные качества: эмоциональный подъем в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, воображение, склонность к творческому сомнению, знакотворчество, символотворчество;
- инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию, неординарность, самобытность;
- способность к генерации идей, как индивидуально, так и в коммуникации с людьми, текстом и т.п.
- проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот;
- умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту, умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами, прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития; создание новых методов познания в зависимости от свойств объекта;
- предсказательность, формулирование гипотез, версий, закономерностей, формул, теорий;
- владение нетрадиционными эвристическими процедурами: интуиция, инсайт, медитация;
- независимость, склонность к риску, наличие личностных результатов образования, отличающихся от образовательных стандартов глубиной, тематикой;
- наличие опыта реализации наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.
| Способность осознания целей учебной деятельности и умение их прояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникатитвные качества и т.д.
К ним относятся:
- знание учеником своих индивидуальных деятельностных особенностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов и образовательных областей;
- осознание и умение пояснить цели своих занятий теми или иными учебными предметами, понимание того, в чем он себя в них реализует;
- направленность на достижение цели, упорство в доведении дела до конца;
- способность нормотворчества, выражающаяся в умении сформулировать правила деятельности, систему ее законов, спрогнозировать результаты;
- навыки самоорганизации: планирование деятельности, программирование действий, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий, упорядоченность деятельности, реализуемость планов;
- самосозерцательность, самоанализ и самооценка, владение методами рефлексивного мышления – остановкой, припоминанием деятельности, анализом ее этапов, вычленением использованных способов, поиском противоречий; умение выявлять смысл деятельности, выстраивать дальнейшие планы, сопоставлять полученные результаты с поставленными целями;
- способность взаимодействия с другими субъектами образования и с окружающим миром; умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих; автономность, независимость, устемленность, решительность, коммуникативность;
- способность организовать творчество других; сравнение и сопоставление идей, спор, дискуссия
|