Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форфейтирование.






Форфейтирование - покупка банком или форфетором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт) и других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы.

Форфейтирование обычно применяется при поставках инвестиционных товаров на крупные суммы и с длительной рассрочкой платежа, которые по тем или иным причинам не могут быть профинансированы обычными методами. Как дополнение к традиционным методам кредитования внешней торговли форфейтирование нашло широкое применение при экспорте машин и оборудования.

К форфейтированию принимаются векселя, выписанные в немецких марках, долларах США и швейцарских франках. Необходимым условием покупки векселя, акцептованного импортером, является получение гарантии крупного банка страны импортера.

Форфейтинговое обслуживание экспорта предполагает среднесрочное (от 6 месяцев до 3—5 лет) кредитование, а факторинг — краткосрочное (от 30 до 120—180 дней). Банк при факторинге в отличие от форфейтинга берет на себя лишь часть рисков экспортера. Кроме того, форфейтинг является однократной операцией, связанной с взиманием денежных средств по определенному документу, в то время как экспортный факторинг обычно предполагает постоянные связи между сторонами и наличие комплексной системы обслуживания. Еще одна характерная особенность форфейтинга заключается в наличии вторичного рынка, на котором возможна перепродажа приобретенных коммерческих векселей.

Заключение.

В условиях обострения конкуренции на мировых рынках кредитование внешнеэкономической деятельности становится не только необходимым, но иногда и неизбежным условием реализации товаров, главным образом машин и оборудования. В полной мере это положение относится и к кредиту во внешнеэкономических связях России.

Объективной основой развития международного кредитования является выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйственных связей при углублении специализации и кооперирования производства разных стран.

Международный кредит является важным фактором создания крупных акционерных обществ и затрудняет доступ мелких и средних фирм на рынок ссудных капиталов.

Список литературы

1. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2000

2. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 1999

3. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2000

4. ek-lit.agava.ru – библиотека деловой и экономической литературы

 

 

38.

 

 

39. Национальная денежная единица страны - это валюта в узком смысле слова. Например, валюта России - это рубль, валюта США - доллар, валюта Бразилии - крузейро. Но в широком смысле к категории валюты относятся различные средства обращения, выраженные в соответствующих денежных единицах. Это - наличные деньги в форме монет, банкнот, казначейских билетов, платежные документы (чеки, векселя) денежные средства на счетах и вкладах в банках. Еще более широким является понятие валютных ценностей, которое включает также фондовые ценные бумаги (акции, облигации) в той или иной валюте и драгоценные металлы.

Национальная валютная система — это форма организации ва­лютных отношений страны, определяемая ее валютным законода­тельством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.

НВС включает следующие основные составляющие:

• национальную денежную единицу (национальную валюту);

• состав официальных золотовалютных резервов;

• паритет национальной валюты и механизм формирования ва­лютного курса;

• условия обратимости национальной валюты;

• наличие или отсутствие валютных ограничений;

• порядок осуществления международных расчетов стран;

• режим национального валютного рынка и рынка золота;

• национальные органы, обслуживающие и регламентирующие валютные отношения страны.

Связующим звеном между национальными валютными система­ми является паритет и валютный курс.

Паритет — это соотношение валют, соответствующее их золо­тому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом.

Валютный курс представляет собой соотношение между валю­тами отдельных стран или «цену» валюты данной страны, выражен­ную в валюте других стран.

Валютный курс. В теории выделяют пять систем ва­лютных курсов: свободное (чис­тое) плавание; управляемое плава­ние; фиксированные курсы; целевые зоны; смешанная система ва­лютных курсов. В системе свободного плавания валютный курс скла-' дывается под влиянием спроса и предложения на валюту.

Развитие внешней торговли, миграция капиталов и рабочей силы выводят экономические связи за пределы страны. Какие проблемы возникают при этом? Очевидно, за границей теряют силу законы данной страны. Важно отметить одно конкретное обстоятельство - за границей теряет свои функции национальная денежная единица данной страны. При организации системы денежного обращения каждое государство объявляет национальную денежную единицу законным платежным средством на своей территории. Используя аппарат государственного принуждения, обеспечивает безусловный и беспрепятственный прием своей валюты во все без исключения платежах во всех звеньях оборота. Но, участвуя во внешней торговле, страны должны оплачивать сделки по импорту в валюте другой страны. Поскольку экспортер товара должен рассчитаться со своими поставщиками, с рабочими, заплатить налоги в своей национальной валюте. Возникает противоречие, которое разрешается через механизм обратимости (конвертируемости) валют.

Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и факторов производства в масштабах мирового рынка. Экспортер имеет возможность превратить валютную выручку в собственные национальные деньги. А это необходимо для поддерживания нормального денежного обращения внутри страны. Аналогично решается проблема для импортера товаров, подлежащих оплате в иностранной валюте - национальная валюта обменивается на требуемые средства платежа.

Таким образом, проблема конвертируемости валют возникает, когда осуществляются международные расчеты и платежи. Обратимость валюты - это категория чисто денежного обмена (Днац.-Дин.) Но реальное осуществление этого на первый взгляд технически простого процесса требует создания целого ряда предварительных условий.

Конвертируемость валюты - это объективно необходимая предпосылка включения страны в мировую экономику, развития всех форм внешнеэкономических связей. Режим конвертируемости валюты влияет на формирование инвестиционного климата в стране. Субъекты хозяйства, нуждающиеся в капиталах, могут привлекать средства из-за рубежа. Иностранные инвесторы могут осуществлять перевод за границу заработанных в стране прибылей, реинвестировать прибыль.

Конвертируемость валюты позитивно влияет на экономику страны, стимулируя конкуренцию, позволяя сопоставлять внутренние издержки и цены с мировым уровнем. Национальная экономика получает возможность осваивать передовые технологии, подтягивать производство до уровня мировых стандартов. Малоэффективные производства, не выдержавшие иностранной конкуренции, свертываются или осуществляют структурную перестройку. В конечном счете, в экономике страны происходит определенная оптимизация внутренних пропорций воспроизводства в увязке с общим состоянием мирового рынка.

Но " открытость" национальной экономики, непосредственно вытекающая из режима обратимости, может иметь для страны определенные негативные последствия. Колебания валютных курсов могут нанести убытки экспортерам или импортерам. Открытая рыночная экономика зависит от колебаний мировых цен, процентных ставок. Избежать влияния факторов конъюнктуры мирового рынка невозможно (если не отгородится от него искусственно). Поэтому при переходе к обратимой валюте страна должна учитывать вероятные потери и разрабатывать меры по защите от негативных колебаний конъюнктуры мирового рынка.

Валютная обратимость в современном понимании - это валютно-финансовый режим, позволяющий во внешнеэкономических операциях более или менее свободно обменивать национальные денежные единицы на иностранные. В экономической литературе существуют различные определения валютной обратимости, но все они, так или иначе, сводятся к сочетанию свобод и ограничений участников валютных операций. Например, валюта считается полностью обратимой, когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу - постоянному или изменяющемуся. Согласно другому определению, валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особым ограничениям, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке. А иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их или свободно приобрести местные товары по преобладающим ценам в этой валюте. Необходимо подчеркнуть, что установление режима валютной обратимости - исключительная монополия государственной власти, реализуемая через политику финансовых органов и Центрального банка. Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает, прежде всего, отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов. К текущим сделкам (операциям) относятся: все платежи по внешней торговле товарами и услугами, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера.

В настоящее время в разных странах устанавливаются различные валютные режимы с разной степенью свободы валютного обмена. Вследствие этого валюты пользуются большим или меньшим спросом на валютных рынках. Большинство стран, присоединившись к статье VIII Устава МВФ, установили режим частичной обратимости, распространив ее лишь на текущие международные сделки. Лишь незначительное число наиболее богатых и стабильных государств отменили валютные ограничения и на движение капиталов. Формально таких стран в конце 80-х годов было 17: США, Канада, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Голландия, Новая Зеландия, Гонконг, Япония, Сингапур, Малайзия, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты. Но, по мнению некоторых специалистов, учитывая моменты вмешательства официальных властей некоторых стран в валютные операции, большинство стран из 17-ти еще не достигли режима полной конвертируемости. Полностью конвертируемых валют в мире всего три: доллар США, фунт стерлингов Великобритании и марка ФРГ.

Таким образом, и настоящее время валюта реально может иметь 3 статуса: 1) замкнутая; 2) частично конвертируемая; 3) свободно конвертируемая.

Отметим также, что формальное присоединение страны к VIII статье Устава МВФ не всегда означает действительное установление обратимости валюты. Дело в том, что по условиям статьи VIII страны-участницы могут устанавливать ограничения даже по текущим операциям, но с согласия и одобрения МВФ. Сегодня более двух десятков стран используют подобную процедуру. Поэтому их валюту можно считать конвертируемой лишь условно. Это в основном страны Центральной и Латинской Америки. Вместе с тем можно наблюдать обратное явление. Некоторые страны отменяют валютные ограничения на текущие операции. Таким образом, их валюта в принципе становится частично конвертируемой. Но по тем или иным причинам эти страны не заявляют официально о присоединении к VIII статье Устава МВФ, и поэтому остаются в составе стран с замкнутыми валютами.

С точки зрения принадлежности той или иной стране обратимость валюты может быть внешней и внутренней. В условиях внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранным юридическим и физическим лицам (в общепринятой терминологии - нерезидентам). А граждане и юридические лица данной страны такой свободы не имеют. Внутренняя обратимость валюты означает, что резиденты данной страны без ограничений могут использовать свои накопления местной валюты для покупки иностранной валюты, ее хранения или перевода, какому угодно резиденту для любой цели. А нерезиденты такой свободой не обладают. Как показывает практика, переход к конвертируемости валюты обычно начинается с внешней обратимости. Поскольку легче контролировать валютные операции, учитывая относительную немногочисленность иностранцев по сравнению с резидентами данной страны.

Таким образом, конкретный режим обратимости валюты характеризуется тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении видов внешнеэкономической деятельности и их участников.

 

40. Понятие валютного рынка.

Валютный рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.

Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разницы курсов валют. С институциональной точки зрения валютные рынки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции. С организационно- технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции.

Валютный рынок можно представить следующим образом.

Валютная биржа

- предприниматель - предприниматель

- брокер спрос на предло- - брокер
(инвестор) валюту и жение (инвестор)
- дилер ценные валюты - дилер
(спекулянт) бумаги и ценных (спекулянт)
- игрок в валюте бумаг в - игрок валюте


Вне валютной биржи находятся следующие участники валютного рынка:
- хозяйствующий субъект;
- гражданин;
- уполномоченный банк Российской Федерации;
- инвестиционная компания;
- брокерская контора;
- иностранный банк.
Валютный (обменный) курс.

На валютном рынке национальная валюта обменивается на иностранные валюты других стран. Валютный курс - это количественное соотношение, пропорция, в которой валюта одной страны обменивается на валюту других стран. Иначе говоря, валютный курс есть цена единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве денежных единиц национальной валюты.

Когда цена единицы иностранной валюты в пересчете на отечественную валюту растет, то мы говорим об обесценивании национальной валюты и наоборот.
Различают три вида валютных курсов:
1. Фиксированный валютный курс - это официально установленное соотношение между национальными валютами на основе взаимного паритета.
2.Колеблющийся валютный курс - это валютный курс, который свободно изменяется под воздействием спроса и предложения.
1. 3.Плавающий валютный курс - это разновидность колеблющегося валютного курса, который предполагает использование механизма валютного регулирования.

Система плавающего курса была введена по решению Ямайской конференции
1976 г. Как правило, государство накладывает определенное ограничение на ввоз, вывоз и пересылку национальной и иностранной валюты из-за границы и за границу. Эти меры называются валютными ограничениями. Как и все цены в рыночной экономике, так и цены на валюту (т.е. валютные курсы) определяются соотношением спроса и предложения.
Размеры спроса и предложения на валютном рынке зависят от трех факторов:
1. От объемов взаимной торговли между странами. Чем больше торговый обмен с
Германией, например, тем больше спрос на марку.
1. От масштабов инфляции и состояния экономики страны.
1. От покупательной способности каждой национальной валюты.
Покупательная способность валюты определяется количеством одинаковых товаров и услуг, которые можно купить на стандартную сумму различных национальных валют (потребительская корзина). Например, на 100 долларов, франков, рублей и т.д. Но соотношение валют по их покупной способности в разных странах различно по различным товарам. Поэтому в мировой практике в настоящее время валютный курс определяется на основе так называемого паритета покупательной способности. Этот паритет есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на рынках различных стран в национальной валюте. В этом случае в корзину отбирают одинаковый набор товаров и определяют сумму денег, необходимую для приобретения этого набора в различных странах.
Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании очень большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину двух стран. Так, если например, в России такая корзина стоит 815 рублей, а в США 100 долларов, то цена одного доллара (валютный курс) будет равна 8 рублей 15 копеек, а цена одного рубля 19 центов. Поэтому если в России цены удвоятся, а в США останутся прежними, то при прочих равных условиях обмена курс доллара к рублю вырастет в два раза. Однако валютный курс в действительности может значительно отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от многих причин. Например, чем больше спрос на данную валюту, тем больше будет повышаться курс обмена этой валюты на денежную единицу другой страны и наоборот.
Но самая большая сложность заключается в том, что не существует единого способа определения состава потребительской корзины. В разных странах структура потребления разных товаров и услуг, входящих в корзину, весьма различна.

Но тем не менее другого способа определения валютного курса, чем корзинный, не существует..

Классификация валютных рынков.

Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных ресурсов, по степени организованности.

По сфере распространения, т.е. по широте охвата, можно выделить международный и внутренний валютные рынки. В свою очередь, как международный, так и внутренний рынки состоят из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами в отдельных регионах мира или данной страны.

Международный валютный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Под международным валютным рынком понимается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют.

Внутренний валютный рынок - это валютный рынок одного государства, т.е. рынок, функционирующий внутри данной страны.

Внутренний валютный рынок состоит из внутренних региональных рынков. К ним относятся валютные рынки с центрами в межбанковских валютных биржах.

По отношению к валютным ограничениям можно выделить свободный и несвободный валютные рынки.

Валютные ограничения - это система государственных мер

(административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка поведения операций с валютными ценностями.

Валютные ограничения включают в себя меры по целевому регулированию платежей и переводов национальной и иностранной валюты за границу.

Валютный рынок с валютными ограничениями называется несвободным рынком, а при отсутствии их - свободным валютным рынком.

По видам применяемых валютных курсов валютный рынок может быть с одним режимом и с двойным режимом.

Рынок с одним режимом - это валютный рынок со свободными валютными курсами, т.е. с плавающими курсами валют, котировка которых устанавливается на биржевых торгах. Например, официальный валютный курс рубля устанавливается с помощью фиксинга.

В России фиксинг осуществляется Центральным банком России на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и представляет собой определение курса доллара США к рублю.

Курс фиксинга является единым курсом Центрального банка

России. Через него, используя информацию о кросс-курсах агентства

“Рейтер”, он выводит курс рубля к остальным валютам. Валютный фиксинг происходит два раза в неделю. В день валютного фиксинга

Центральный банк России сообщает курсы ведущих свободно конвертируемых валют к рублю через публикацию в СМИ.

Валютный рынок с двойным режимом - это рынок с одновременным применением фиксированного и плавающего курса валюты. Введение двойного валютного рынка используется государством как мера регулирования движения капиталов между национальным и международным рынком ссудных капиталов. Эта мера призвана ограничить и контролировать влияние международного рынка ссудных капиталов на экономику данного государства. Например, в настоящее время

Внешэкономбанк Российской Федерации для иностранных инвестиций по блокированным счетам, по которым еще не полностью завершены расчеты, применяет фиксированный валютный курс рубля, а именно коммерческий валютный курс, установленный Центральным банком

России.

По степени организованности валютный рынок бывает биржевой и внебиржевой.

Биржевой валютный рынок - это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа - предприятие, организующее торги валютой и ценными бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим предприятием. Ее основная функция заключается не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу валюты и ценных бумаг в валюте и в установлении курса валюты, т.е. ее рыночной стоимости.

Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является самым дешевым источником валюты и валютных средств; заявки, выставляемые на биржевые торги, обладают абсолютной ликвидностью.

Ликвидность валюты и ценных бумаг в валюте означает способность их быстро и без потерь в цене превращаться в национальную валюту.

Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефону, телефаксу, компьютерным сетям.

Биржевой и внебиржевой рынки в определенной степени противоречат друг другу и в то же время взаимно дополняют друг друга. Это связанно с тем, что, выполняя общую функцию по торговле валютой и обращению ценных бумаг в валюте, они применяют различные методы и формы реализации валюты и ценных бумаг в валюте.

Достоинства внебиржевого валютного рынка заключаются в:

- достаточно низкой себестоимости затрат на операции по обмену валют. Дилеры банков часто используют очные валютные аукционы на бирже для снижения собственных затрат на валютную конверсию путем заключения договоров купли-продажи валюты по биржевому курсу до начала торгов на бирже. На бирже с участников торгов снимаются комиссионные, сумма которых находится в прямой зависимости от суммы проданных валютных и рублевых ресурсов. Кроме того, законом установлен налог на биржевые сделки. Во внебиржевом рынке для уполномоченного банка после того, как был найден контрагент по сделке, операция валютной конверсии осуществляется практически бесплатно;

- более высокой скорости расчетов, чем при торговле на валютной бирже. Это связано прежде всего с тем, что внебиржевой валютный рынок позволяет проводить сделки в течении всего операционного дня, а не в строго определенное время биржевой сессии.

При классификации валютных рынков следует выделить рынки евровалют, еврооблигаций, евродепозитов, еврокредитов, а также

“черный” и “серый” рынки.

Рынок евровалют - это международный рынок валют стран

Западной Европы, где осуществляются операции в валютах этих стран.

Функционирование рынка евровалют связано с использованием валют в безналичных депозитно-ссудных операциях за пределами стран- эмитентов данных валют.

Рынок еврооблигаций выражает финансовые отношения по долговым обязательствам при долгосрочных займах в евровалютах, оформляемых в виде облигаций заемщиков. Облигация содержит данные о сумме долга, условиях и сроках его погашения, порядка получения процентов в соответствии с купонами.

Купон - часть облигационного сертификата, которая при отделении от него дает владельцу право на получение процента.

Рынок евродепозитов выражает устойчивые финансовые отношения по формированию вкладов в валюте в коммерческих банках иностранных государств за счет средств, обращающихся на рынке евровалют.

Рынок еврокредитов выражает устойчивые кредитные связи и финансовые отношения по предоставлению международных займов в евровалюте коммерческими банками иностранных государств.

К валютным операциям относятся операции связанные с:

- переходом права собственности на валютные ценности;

- использованием в качестве средства платежа валюты, а также рубля при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- ввозом и пересылкой в Российскую Федерацию и вывозом и пересылкой из нее за границу валютных ценностей;

- осуществлением международных денежных переводов.

Валютные операции подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.

Государство разрабатывает и проводит определенную валютную политику. Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств.

Содержание валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленных на эффективное использование этих средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели сущность, содержание виды валютного рынка. В данной работе были раскрыты понятия о валютном рынке, валютном курсе, а также была дана классификация валютного рынка. В силу ограниченного объема данной работы за пределами рассмотрения ее автора остались такие виды валютных операций, как страхование и хеджирование, обмен валют, обращение ценных бумаг в валюте, применение кредитных и дебеторских карточек. Однако, на наш взгляд, представленная в работе картина отражает закономерности формирования и развития валютного рынка

 

41. МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ - перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. По терминологии ООН мигрантами считаются лица, находящиеся в стране въезда для того, чтобы найти работу на срок, превышающий один год. В последнее время увеличивается число нелегальных мигрантов, т. е. лиц, въезжающих в страну нелегально, или въезжающих в нее легально (туристы, по приглашению и т. п.), а потом и нелегально трудоустраивающихся. Начал формироваться в середине XIX в. Основными регионами притяжения мигрантов стали индустриально - развитые страны и прежде всего США. Особенность современной международной миграции рабочей силы заключается в значительном ее росте, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех стран. К настоящему времени обозначились четыре центра мирового рынка рабочей силы: США, Ближний Восток, Западная Европа и Латинская Америка. После распада СССР проблема перемещения трудовых ресурсов возникла в России. В середине 90-х гг. за ее пределами проживало русских: на Украине - 11, 4 млн человек, в Средней Азии и Казахстане - 10 млн человек, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, Белоруссии - 1, 3 млн, Закавказье - 800 тыс. человек. Имеет место отток рабочей силы из России в США, Западную Европу и другие страны. Возникла проблема «утечки умов» - высококвалифицированных работников и деятелей искусства. Способ решения проблемы - укрепление экономики.

 

 

42. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран.

Миграция непосредственно связана, прежде всего, с проблемой вывоза капитала, в значительной мере определяется внутренними закономерностями его движения, хотя речь идет о передвижении товара «особого рода». На чем она основана? Объективно возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу появления национальных различий в размерах заработной платы – так традиционно принято рассматривать экономическую сущность переселенческих

движений. Но это, однако, лишь один, пусть даже сущностный, аспект данной проблемы. Другой, реальный, заключается в существовании органической безработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремлением продать свою способность к труду подороже. Часто речь идет о крупных массивах переселенцев, готовых работать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграцией рабочей силы в рамках собственно индустриальных стран, в которых есть возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, в традиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону «классовости» и «объективности» – вместо анализа конкретной ситуации, складывающейся в процессе общения людей в сфере международно-трудовой деятельности.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь.

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27, 3 и 18, 2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247, 2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севеpa России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но, прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).

Одна из основных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах - ее экономическая выгодность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. — вынужденных переселенцев и в 1993 г. — беженцев) возросло до 1, 2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран — членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами — членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.

 

 

43. стоки международного сотрудничества связаны с окончанием религиозных войн в Европе и установлением Вестфальского мира. Одним из важнейших достижений Вестфальского договора стало формирование основы правовых отношений между государствами, что создало условия для становления, инстигуализании и последующего развития международного сотрудничества. Формирование европейской системы международных отношений (основные параметры которой, и прежде всего ее главный элемент, государство как форма политической организации людей, постепенно распространяются на весь мир) не только дало импульс межгосударственному сотрудничеству, но и надолго определило его основную направленность. Исходными пунктами сотрудничества государств как новых политических единиц становятся взаимное уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга, а его центральными цепями — сознательное стремление правительств к дальнейшему укреплению национальной безопасности и независимости. В свою очередь, забота о собственном суверенитете заставила государства согласиться с правом сосуществования (подробнее об этом см.:.-С. 1998. Р. 138) и его основополагающим принципом—юридическим равноправием.
Неудивительна следующая закономерность. Право сосуществования вменяло государствам главным образом негативные обязанности: не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не нарушать договоры, не вести несправедливые войны, не создавать препятствий для дипломатической деятельности официальных представителей других стран па своей территории. Поэтому теоретический статус проблемы сотрудничества в международно-политической науке оказался неразрывно связанным с анализом противоборства и конфликтов между независимыми государствами. Однако дальнейшее развитие науки привело к расширению содержания понятия международного сотрудничества и его типов.
1. Понятие и типы международного сотрудничества Понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм. Иллюзия «прозрачности» содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения довольно редки. Одна из них была предпринята Ж.-П. Дерри- енником, согласно которому «два актора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, т.е. когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой... Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба актора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них» (Оетептс. 1977. Р. 110).
Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий (например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон).
Как уже было показано, развитие сотрудничества между государствами и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в расширении многостороннего сотрудничества и способствовали его распространению на другие сферы жизни. Сегодня сотрудничество охватывает не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно- политических союзов, но и задачи поиска адекватных ответов на экологические вызовы, освоения космоса, совместного использования ресурсов общего пользования, развития коммуникационных сетей, контроля вооружений и т.д.
Отмечая значительные успехи, достигнутые за последнее десятилетие в теоретическом исследовании международного сотрудничества, специалисты особо выделяют два важнейших достижения теории.
Во-первых, несмотря на то что дискуссии продолжаются и сегодня, в научном сообществе достигнуто согласие относительно понятия «межгосударственное сотрудничество». Вслед за Р. Кохэном многие ученые сегодня понимают сотрудничество как ситуацию, «когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс [взаимной] координации политик» (цит. по: МИпег. 1992. Р 467). Другими словами, Межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партцеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод. «Каждый актор не обязательно помогает другому, но делая это, он ожидает улучшения своейсобственной ситуации, что ведет к взаимной координации государственных политик» (там же).
Такое понимание важно, ибо позволяет не просто найти границы между сотрудничеством и соперничеством (или конфликтом), границы, в рамках которых ведется деятельность с целью уменьшения выгоды других или же деятельность, направленная на недопущение осуществления их интересов. Помимо этого, подобное понимание «межгосударственного сотрудничества» дает возможность отличать сотрудничество от не-сотрудничества, т.е. от одностороннего поведения, в котором акторы не учитывают последствия своих действий для других, а также от бездействия, т.е. от поведения акторов, которое не предотвращает отрицательные последствия для политик других сторон (там же. Р. 468)'.
Наличие консенсуса относительно содержания понятия «межгосударственное сотрудничество» дает возможность создания первичной классификации кооперативных ситуаций. С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества: переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования, например: Токийский раунд ГАТТ, отмена тарифных барьеров); сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политик (формальные договоры и соглашения о деятельности); неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов); навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную; создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии.
Во-вторых, еще одним важным достижением последних исследований в области межгосударственного сотрудничества стала разработка гипотез относительно условий, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Эти гипотезы не составили комплексной теории межгосударственного сотрудничества. Они предложили серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным. Анализ и эмпирическая проверка этих гипотез способны продвинуть вперед дело создания комплексной теории, а значит, и развитие теории международных отношений в целом. X. Милнер выделяет и анализирует шесть таких гипотез. Во-первых, это «гипотеза взаимности», основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него. Во-вторых, это «гипотеза о количестве акторов», с точки зрения которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств. В-третьих, это «гипотеза итерации», исходя из которой возможности вступления государств на путь сотрудничества связаны с длительностью их взаимодействия. В-четвертых, это «гипотеза о международных режимах», т.е. о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества. В-пятых, это «гипотеза эпистемических сообществ», описывающая ту роль, которую играют в развитии межгосударственного сотрудничества профессиональные эксперты, разделяющие общее понимание проблемы и вырабатывающие общие пути ее решения. Наконец, в-шестых, это «гипотеза асимметрии силы», которая имеет сходство с так называемой гегемонической теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество является более вероятным, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство- гегемон.
Основной недостаток указанных гипотез X. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества. В этом смысле позиция X. Милнер близка к позициям некоторых представителей социологического подхода. Однако прежде, чем подробно анализировать вклад социологического подхода, стоит кратко рассмотреть особенности исследования межгосударственного сотрудничества в рамках существующих в между на- родно-политической науке теоретических направлений и парадигм.

 

 

44. вропейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) (прил. 1). ЕС— уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

1. Структура Европейского союза

 

Структуру Евросоюза представляют из себя основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

 

 

45. США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия

3.1. Экономика развитых стран в системе мирохозяйственных связей и региональных аспектах Современное всемирное хозяйство сформировалось в связи с переходом капитализма к монополистической стадии развития. Именно тогда произошло перерастание мирового капиталистического рынка, образовавшегося на стадии домонополистического капитализма, в систему международных производственных связей. Решающую роль в этом процессе сыграл вывоз капитала, интернационализировавший рынок и производственные связи национальных капиталов. Сущность капиталистической системы мирового хозяйства выражается в сложном сочетании борьбы и сотрудничества в экономической и политической сферах, когда на разных этапах преобладают отношения сотрудничества или противоречия, доходящие до кризисных ситуаций капиталистических стран и их групп. На современное капиталистическое производство воздействует целый ряд внутренних и международных факторов, среди которых определяющую роль играют процессы интернационализации производственных сил. С таких позиций капиталистическое хозяйство в целом выступает, с одной стороны, как система отношений между самими капиталистическими странами, с другой - между развивающимися странами, находящимися с ними в тесных связях. 3.2. Экономика США, Западной Европы и Японии США - лидер мировой экономики, одна из крупнейших по территории и населению стран мира. В стране на территории площадью около 9, 3 млн. кв. км проживает более 255 млн. человек. По уровню развития производительных сил, масштабам своего хозяйства они значительно опережают любую из других развитых стран. Ход развитие экономических процессов в самих США является одним из главных генераторов сдвигов в экономике всего мира. Деловая активность в США служит " барометром" для мировой экономики, непосредственно воздействует на движение цикла и изменение хозяйственного положения в других странах, влияет на структуру международного экономического обмена. США производят больше всех в мире товаров и услуг. Ближайшие партнеры существенно уступают США в этом отношении. США занимают первое место в мире по объему промышленного производства, обладают крупнейшим в мире высокоэффективным сельским хозяйством. Сбор всех видов зерновых культур составляет в последние годы порядка 400 млн. тонн в год, при этом порядка 50% пшеницы и 60% кукурузы идет на экспорт. Динамично развивается сфера услуг, которая занимает все более важное место и в экспортной деятельности страны. Вместе с тем, развитие воспроизводственных процессов в США во все большей мере определяется растущей взаимосвязью США и других центров мирового хозяйства. Интернационализация хозяйственной жизни США происходит теперь не только вследствие вывоза товаров, услуг и капитала из США, но и в результате небывалого притока в США товаров, услуг и капиталов из-за границы. Чрезвычайно высокая емкость внутреннего рынка США обеспечивает уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. Важным фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1, 5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легковых автомобилей и множество других товаров длительного пользования. Промышленность США потребляет около 1/3 всего сырья, добываемого в мире. Страна обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемых в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает более 1/4 мирового экспорта машин и оборудования, проводя закупки практически по всем видам техники. В США к началу 90-х годов сложилась устойчивая прогрессивная структура хозяйства, в кот

 

 

46. Развивающиеся страны, или страны третьего мира характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмостря на их количество, огромную территорию и численность населения (80% населения Земли), на них приходится менее трети Валового мирового продукта.

Основными признаками развивающейся страны являются:

§ Колониальное или полуколониальное прошлое

§ Аграрно-сырьевая направленность экономики

§ Многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным

§ Неоднородность социальной структуры общества

§ Низкое качество рабочей силы

§ Социальное напряжение

§ Зависимость от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов

Список развивающихся стран

К развивающиемся странам в основном относятся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Наиболее продвинутые в экономической смысле являются новые индустриальные страны (НИС), которые добились высоких темпов роста ВВП (более 7% в год) за счет эффективного использования национальных конкурентных преимуществ (избыток дешевой рабочей силы, географическое расположение) и целенаправленной перестройки экономики в пользу наукоемких технологий и услуг.

Принято выделять новые индустриальные страны:

§ Первой волны: Сянган (Гонконг), Южная Корея, Сингапур, Тайвань;

§ Второго поколения: Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;

§ Третьего поколения: Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

§ Четвертого поколения: Филиппины, юг Китая;

Нефтедобывающие страны

Нефтедобывающие страны это прежде всего страны — члены организации стран экспортеров нефти (ОПЕК). За счет экспорта нефти они имеют сопоставимый с развитыми странами уровень ВВП на душу населения. Однобокость развития экономики не позволяет отнести их к развитым странам.

 

 

47. Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

§ Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

§ Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

§ Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

 

 

48. Оффшорной зоной называют часть государства (или даже целую страну), в которой компании-нерезиденты регистрируются и ведут деятельность по особым правилам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.