Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Экологическое право 3 страница






 

Национальные парки - природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Государственная система н.п. начала формироваться более 20 лет назад, первые н.п. " Сочинский" и " Лосиный остров" образованы в 1983 г. По состоянию на 31 декабря 2006 г. в Российской Федерации насчитывалось 35 действующих н.п. общей площадью 6, 9 млн га (0, 41% территории России). Н.п. расположены на территории 11 республик, двух краев, 18 областей, одного города федерального значения, одного автономного округа. На н.п. возлагаются следующие основные задачи: а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; б) сохранение историко-культурных объектов; в) экологическое просвещение населения; г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; е) осуществление экологического мониторинга; ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях н.п. устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей, на территориях н.п. могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами н.п.; рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования н.п. На территориях н.п. запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

 

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий (см. дополнительно " Загрязнение окружающей среды").

 

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Н. в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в н. полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Экономически важной составляющей частью н. являются полезные ископаемые - это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Все полезные ископаемые делятся: на общераспространенные (песок, галька, гравий, глина, мел и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные ископаемые - железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото). Вопросы владения, пользования и распоряжения н. находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Участки н. не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Добытые из н. полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки н., и неиспользуемые части н. в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа составляют государственный фонд н. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом н. в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами РФ. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов н., наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки н., в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения. Н. в пользование для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока н. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования н.

 

Недропользование представляет собой использование различными способами недр для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. По целевому назначению н. подразделяется на следующие виды. Н. для: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств основного вида н., основная доля добычи полезных ископаемых приходится на углеводородное сырье: 53% - природный газ, 33% - нефть; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (подземные хранилища, бункера, склады, подземные переходы, тоннели; подземные гаражи и т.д.); 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, который представляет собой извлечение единичных образцов горных пород, руд, минералов, окаменелых остатков фауны и флоры из естественных обнажений, отвалов горных пород и продуктов их переработки, действующих и заброшенных горных выработок, без проведения горных и других видов специальных работ. К геологическим коллекционным материалам относятся образцы минералов, горных пород и руд, окаменелых остатков фауны и флоры, которые могут быть использованы для создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения, а также в качестве материала для художественного и иных промыслов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование: для геологического изучения - на срок до пяти лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод - на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до одного года. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

 

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). Устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Нормативы устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории

Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов. К вредному физическому воздействию на природные объекты относится вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства природного объекта, на здоровье человека и окружающую среду. К нормируемым физическим воздействиям относятся: тепловое воздействие; воздействие шума; воздействие ионизирующего излучения; воздействие импульсных электромагнитных полей.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Они устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Нормативы и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды. Так, законодательством о животном мире устанавливаются лимиты добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

 

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). Н.к.о.с. устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В ранее действовавшем ФЗ " Об охране окружающей природной среды" предусматривалось, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Данное положение представляется научно более обоснованным. В настоящее время отсутствует существенный критерий - охрана здоровья человека. Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда (см.: Бринчук М.М. Экологическое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 219). Н.к.о.с. являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий. При разработке и утверждении н.к.о.с. учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

 

Нормирование - процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В результате такого процесса устанавливаются нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). При установлении нормативов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций - природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Нормативы, как правило, разрабатываются по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок. Законом устанавливаются: нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; иные нормативы в области охраны окружающей среды; своеобразные нормативы - государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды. Процесс н. включает в себя несколько стадий: проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

 

Объекты всемирного природного наследия - особо охраняемые природные территории, которые обладают высоким международным статусом - статусом Всемирного природного наследия - и занесены в специальный международный перечень - Список Всемирного наследия (World Heritage List), который ведется во исполнение Конвенции " Об охране Всемирного культурного и природного наследия", которая была принята сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. По состоянию на 1 января 2005 г. в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО числилось 788 объектов, из которых 611 прошли по номинации Всемирного культурного наследия, 154 - Всемирного природного наследия и 23 - Всемирного культурно-природного наследия. Россия представлена в Списке 15 культурными и восемью природными объектами. Статус объекта всемирного наследия имеют 30 российских особо охраняемых природных территорий, в числе которых 11 государственных природных заповедников и пять национальных парков. Статус объекта Всемирного природного наследия в России имеют: природный комплекс " Девственные леса Коми". В состав комплекса входят: государственный биосферный заповедник " Печоро-Илычский", национальный парк " Югыдва", охранная зона заповедника. Общая площадь составляет 3, 28 млн га; природный комплекс " Озеро Байкал". В состав комплекса входят: государственный биосферный заповедник " Байкальский", государственный биосферный заповедник " Баргузинский", государственный природный заповедник " Байкало-Ленский", национальный парк " Забайкальский", национальный парк " Прибайкальский", национальный парк " Тункинский" (частично), заказник " Фролихинский", заказник " Кабанский". Общая площадь составляет 8, 8 млн га; природный комплекс " Вулканы Камчатки". В состав комплекса входят: государственный биосферный заповедник " Кроноцкий", природный парк " Быстринский", природный парк " Налычевский", природный парк " Южно-Камчатский", заказник федерального значения " Южно-Камчатский", природный парк " Ключевский". Общая площадь составляет 3, 7 млн га; природный комплекс " Золотые горы Алтая". В состав комплекса входят: государственный биосферный заповедник " Алтайский", государственный биосферный заповедник " Катунский", природный парк " Гора Белуха", природный парк " Укок", буферная зона " Телецкое озеро". Общая площадь составляет 1, 64 млн га; природный комплекс " Западный Кавказ". В состав комплекса входят: государственный биосферный заповедник " Кавказский" с буферной зоной, природный парк " Большой Тхач", памятник природы " Верховья рек Пшеха и Пшехашха", памятник природы " Верховье реки Цица", памятник природы " Хребет Буйный". Общая площадь составляет 0, 3 млн га; природный комплекс " Центральный Сихотэ-Алинъ". В состав комплекса входят государственный биосферный заповедник " Сихотэ-Алинский" и заказник " Гораловый". Общая площадь составляет 0, 395 млн га; природный комплекс " Убсунурская котловина". В состав комплекса входят: государственный биосферный заповедник " Убсунурская котловина" (Россия) и биосферный заповедник Uvs Nuur (Монголия). Общая площадь составляет 1, 069 млн га; природный комплекс " Остров Врангеля". В состав комплекса входит государственный природный заповедник " Остров Врангеля". Площадь составляет 2, 226 млн га; природный национальный парк " Куршская коса". В состав этого объекта входят национальный парк " Куршская коса" (Россия) и национальный парк Kursiu Nerijos (Литва). Общая площадь составляет 0, 031 млн га (см.: Кревер О.Н., Министерство природных ресурсов РФ, Буторин А.А., Фонд " Охрана природного наследия". " Объекты Всемирного природного наследия в России". Институт географии РАН // Газета о заповедниках, национальных парках и не только... 2006. N 4).

 

Округ санитарной (горносанитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

 

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. О.п.т. относятся к объектам общенационального достояния. О.п.т. подлежат особой охране, как и объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия: исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Правовой режим о.п.т. может быть абсолютно заповедным (полное изъятие природного комплекса из хозяйственного и рекреационного использования); относительно заповедным (частичное изъятие природного комплекса из хозяйственного и рекреационного использования); дифференцированным (сочетание элементов абсолютного и относительного заповедных режимов: полное изъятие из использования одних участков природы наряду с ограниченным рекреационным использованием территории). С учетом особенностей режима о.п.т. и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.). По результатам проведенной в 2006 г. инвентаризации сведений об о.п.т. издан Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (М.: ВНИИ природы. 2006. Ч. I. 348 с. Ч. II. 364 с). По состоянию на 31 декабря 2006 г. общее число о.п.т. составляло 13 628, их общая площадь с морской акваторией - 210, 1 млн га, в том числе площадь суши - 200, 3 млн га, что составляет 11, 7% территории России, морская акватория - 9, 8 млн га.

 

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.). На 31 декабря 2006 г. насчитывалось 28 памятников природы федерального значения общей площадью 28, 9 тыс. га и 8942 памятника регионального значения общей площадью 4, 15 млн га.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.