Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Экологическое право 2 страница






2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах (ст. 31 Водного кодекса РФ). В Государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В Государственный водный реестр включаются следующие документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами. Государственный реестр земель содержит следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности, добыче, потерях запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении и степени промышленного освоения, обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит сведения о назначении, виде, состоянии объекта размещения отходов, фактическом месте нахождения объекта размещения отходов, если объект расположен вне территории, принадлежащей хозяйствующему субъекту (например, арендуемой); при наличии и возможности - географические координаты места расположения объекта; площадь, занимаемая объектом размещения отходов, ширина санитарно-защитной зоны, количество накопленных отходов; в случае нахождения объекта размещения отходов на расстоянии менее 10 км до водного объекта (река, озеро и т.д., а также скважина питьевого водоснабжения) указывается наименование водного объекта и расстояние до него; наименование ближайшего к объекту населенного пункта и расстояние до него с указанием наименования района субъекта Федерации, в котором расположен населенный пункт; категория потенциальной экологической опасности объекта размещения отходов.

 

Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации - официальный документ, подготавливаемый в целях обеспечения государственных органов управления, научных, общественных организаций и населения России объективной систематизированной информацией о качестве окружающей среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменений, а также о мерах, осуществляемых по их охране и рациональному использованию.

В г.д. представляется аналитическая информация о качестве атмосферного воздуха городов и промышленных центров, состоянии поверхностных, подземных и морских вод, почв и земель, растительного и животного мира, использовании полезных ископаемых, а также о характере и темпах их изменения во времени, под влиянием наращиваемой в последние годы хозяйственной и иной деятельности. Т.д., как правило, состоит из нескольких разделов: 1) качество природной среды и состояние природных ресурсов; 2) состояние растительного и животного мира, особо охраняемые природные территории; 3) влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия; 4) воздействие основных видов экономической и другой деятельности на окружающую среду; 5) экологическая обстановка в регионах; 6) государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования. Важной частью г.д. являются разделы, посвященные государственному регулированию в области охраны окружающей среды и природопользования. В этих разделах приведена информация о государственной экологической политике, мерах по совершенствованию законодательства и государственном контроле за его соблюдением, ходе реализации экологических программ, проведении экологической экспертизы и мониторинга, об экономическом регулировании и финансировании природоохранной деятельности, о международном сотрудничестве, достижениях науки и техники в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, об экологическом образовании, просвещении и воспитании, общественном экологическом движении.

Информация, приведенная в г.д., основана на данных государственной статистики, официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых связана с охраной окружающей среды и регулированием природопользования, их территориальных органов, подведомственных и других научных организаций, а также крупных организаций различных форм собственности. Приведенные в г.д. данные и сведения могут быть использованы в качестве информационной базы при разработке мер по совершенствованию государственной экологической политики и нормативно-правовой базы, экономических и других методов регулирования природопользования и охраны окружающей среды, планирования и осуществления природоохранной деятельности в промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве, на транспорте и в Вооруженных Силах РФ, а также в субъектах РФ.

 

Дендрологические парки и ботанические сады - природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Как правило, при ботанических садах действуют вспомогательные учреждения - оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники, экскурсионно-просветительские отделы. Ботанические сады, в которых изучаются в основном деревья, называются дендропарками, или арборетумами; кустарники - фрутицетумами; лианы - витицетумами. Территории д.п. и б.с. предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Д.п. и б.с. Российской Федерации объединены в Совет ботанических садов России (СБСР), являющийся одним из подразделений Международного союза ботанических садов. СБСР имеет следующую структуру: Региональный совет ботанических садов северо-запада Европейской части России, Региональный совет ботанических садов центра Европейской части России, Региональный совет ботанических садов Северного Кавказа, Региональный совет ботанических садов Урала и Поволжья, Региональный совет ботанических садов Сибири и Дальнего Востока. В 2006 г. в составе СБСР насчитывалось около 100 д.п. и б.с. различной ведомственной принадлежности. Общая площадь, занимаемая б.с. и д.п., составляет более 7, 5 тыс. га. Один из старейших ботанических садов России - б.с. Санкт-Петербурга. Он вырос из основанного в 1714 г. Аптекарского огорода на Аптекарском острове. Уникальным по своему положению является Полярно-альпийский б.с, это самый северный б.с. в стране (67°38' с.ш.) и один из трех расположенных за полярным кругом ботанических садов мира. Крупнейший б.с. России - Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН. Единственный в Байкальской Сибири - б.с. Иркутского государственного университета. На территориях д.п. и б.с. запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории д.п. и б.с. могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; административную.

 

Доктрина экологическая (от лат. doctrina - учение) в теории экологического права - система политических, идеологических, правовых принципов, составляющих теоретическую основу государственной экологической политики в Российской Федерации. Э.д. в экологическом законодательстве - документ, определяющий цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Основы единой государственной экологической политики установлены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Основные направления государственной политики в области экологии заключаются в обеспечении устойчивого природопользования; снижении загрязнения окружающей среды и ресурсосбережении; сохранении и восстановлении природной среды. Реализация государственной политики в области экологии происходит через следующие пути и средства: развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием; нормативное правовое обеспечение и правоприменение; экономические и финансовые механизмы; экологический мониторинг и информационное обеспечение; научное обеспечение; экологическое образование и просвещение; развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии; региональная политика в области экологии; международное сотрудничество.

 

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). Это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ и распределением потока энергии. Различают: микроэкосистемы, обычно составляющие индивидуальные консорции; мезоэкосистемы; макроэкосистемы.

 

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. " О животном мире"). Ж.м. является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. На территории Российской Федерации представлено 320 видов млекопитающих, 789 - птиц, 75 - рептилий, около 30 - амфибий, 343 вида рыб пресных вод, 9 - круглоротых и около 1500 видов морских рыб. Ж.м. в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения ж.м. на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты ж.м.: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ. Перечень объектов ж.м., отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом " О животном мире", законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"), т.е. загрязняющих веществ - веществ или смеси веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Непосредственными объектами загрязнения являются такие природные объекты: атмосферный воздух, водные объекты, почва. Опосредованные объекты з.: леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. В зависимости от масштабов воздействия выделяют з.: локальные, региональные, глобальные. В зависимости от вида источника возникновения з. могут быть: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, бытовые. В зависимости от типа загрязняющих веществ - химическое з. (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений); физическое з. (радиоактивное: заражение радиоактивными элементами; тепловое; шумовое); биологическое з. (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).

 

Использование природных ресурсов (природопользование) - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует право природопользования. Выделяют общее и специальное п.: общее п. осуществляется природопользователями свободно, без специального разрешения государства; специальное п. - использование природных ресурсов на основании специальных разрешений, лицензий для удовлетворения экономических интересов природопользователей. В зависимости от вида природных ресурсов выделяют следующие виды п.: землепользование, водопользование, лесопользование, пользование животным миром, недропользование, пользование атмосферным воздухом.

 

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). К.о.с. - это свойство, которое определяет благоприятность окружающей среды, оно означает способность обеспечивать функционирование экологических систем, комфортность жизнедеятельности человека и сохранность физико-географической основы территориальных природоресурсных комплексов (Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. Утверждена председателем Госкомэкологии России 9 марта 1999 г.). Для оценки состояния окружающей среды, определения ее качества применяются нормативы (см. дополнительно " Благоприятная окружающая среда", " Нормативы качества окружающей среды").

 

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра к.ш., склона и подъема. Внутренней границей к.ш. является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница к.ш. находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница к.ш. совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

 

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль. В зависимости от природного объекта выделяют: контроль в области охраны атмосферного воздуха; контроль в области использования и охраны вод; контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; контроль в области использования и охраны земель; контроль в области использования и охраны лесов; контроль в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр. В зависимости от стадии деятельности подконтрольного субъекта: предварительный контроль; текущий контроль; последующий контроль.

 

Лес понимается как экологическая система или как природный ресурс (Лесной кодекс РФ). В силу того что объекты экологических отношений обладают определенной спецификой (являются частью природы), правовое понятие природных объектов должно быть как можно более приближенным к их естественно-научным определениям. Правовое определение л. не отвечает такому требованию. В естественных науках л. - это целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой (ОСТ 56-108-98. Лесоводство. Термины и определения). В рамках Лесного кодекса РФ л. не понимается как природный объект, а только как экологическая система или как природный ресурс. Л. как экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Л. как природный ресурс - компонент природной среды, который используется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеет потребительскую ценность (Федеральный закон " Об охране окружающей среды"). Л., обеспечивая разнообразные потребности людей, будучи источником многочисленных экологически чистых пищевых ресурсов, является центральным звеном сохранения природы и естественного регулирования большинства протекающих в ней процессов. С экономической точки зрения л. представляет капитализированную стоимость потока товаров, которые получают при различных видах лесопользования. Стоимость л. может существенно различаться при рассмотрении ее с разных точек зрения в зависимости от того, какие виды пользования играют основную роль для тех или иных социальных групп населения: стоимость непосредственного лесопользования, при котором л. служит источником непосредственного получения тех или иных ресурсов (заготовка древесины, орехов, плодов, корма); стоимость косвенного пользования (защита бассейнов рек и почв, обеспечение биоразнообразия); стоимость пассивного пользования - ценность л. для удовлетворения запросов и потребностей будущих поколений. Л., расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению делятся на защитные, эксплуатационные и резервные. Защитные л. подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций л. с одновременным использованием л. при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных л. и выполняемыми ими полезными функциями. К эксплуатационным л. относятся л., которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций л. В эксплуатационных л. допускаются все виды лесопользования. Резервные л. - л., в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных л. осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных л. допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным л.

 

Лесопользование - использование физическими и юридическими лицами различными способами лесов в целях получения материальных и нематериальных благ. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Л. может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды.

 

Лечебно-оздоровительные местности и курорты - территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Л.м. и к. являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях л.м. и к. организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны (см. дополнительно " Округ санитарной (горно-санитарной) охраны").

 

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. В науке позиция о необходимости введения лимитов неоднозначна: с одной стороны, признают установление лимитов на выбросы и (или) сбросы противоправным явлением, так как они снижают ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды и вред здоровью человека (Петров В.В.); с другой стороны, объясняют необходимость их введения технологическими особенностями промышленных предприятий, осуществляющих выбросы и (или) сбросы загрязняющих веществ, и жесткостью нормативов в области охраны окружающей среды (Широбоков А.С). По своей сути, лимиты представляют собой временной сниженный норматив воздействия на окружающую среду, в законодательстве встречаются временные лимиты выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Они устанавливаются для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

 

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. М.о.с. включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земель, он включает в себя: сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Лесопатологический мониторинг включает проведение сбора, анализа и использования информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам. Информационной основой организации и осуществления лесопатологического мониторинга являются: данные лесоустройства; результаты лесо-патологических обследований; данные государственного лесного реестра; сведения о метеорологической обстановке; картографические материалы. Мониторинг водных объектов - система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов (состоит из мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, состояния водоохранных зон; мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр; наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении). Мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал осуществляют федеральные и координационный органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал и иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в рамках единой системы государственного экологического мониторинга. Мониторинг континентального шельфа Российской Федерации - система регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг состояния недр - система регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. Система государственного мониторинга состояния недр включает мониторинг: подземных вод, опасных экзогенных геологических процессов, опасных эндогенных геологических процессов, месторождений углеводородов, месторождений твердых полезных ископаемых, участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием; геологической среды континентального шельфа. Мониторинг исключительной экономической зоны Российской Федерации - система регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации - система регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений по физическим, химическим, гидробиологическим и микробиологическим показателям, а также оценка и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Социально-гигиенический мониторинг - система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.