Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 7 страница






ХРИСТИАНСТВО (от греч. Christos (Христос) — Помазанник, Мессия) — вероучение, исходящее от Иисуса Христа, связанное с верой в Него как Сына Божия, во плоти пришедшего в мир, умершего за падшее человечество на Кресте и воскресшего на третий день после смерти.

Христиане верят, что смерть Богочеловека — это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого, поврежденного грехом, падшего и искаженного отпадением от Бога-Творца, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в раю (об этом — в книге Бытия).

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа.

Главное отличие христианства от других религий, в т. ч. монотеистических, в том, что во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель — учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения, который всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению, основываемой им религии. В христианстве же главное — вера в Христа, Его смерть на Кресте и Его Воскресение, через которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность восстановления падшего образа Божия, носителями которого является человек.

Христиане верят, что поскольку по природе люди не способны к единению с Богом, так как ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей.

Именно поэтому христианство имеет конкретный исторический контекст своего возникновения. Оно связано с событием, произошедшим с Иерусалиме 25 марта 5539 г. от сотворения мира — именно в этот день Иисус Христос был предан иудейскими старейшинами и синедрионом римскому наместнику Понтию Пилату с требованием казнить преступника.

По иудейскому закону, всякий, называющий себя Богом, должен был быть убит. Однако сами иудеи, находящие под римской властью, ни имели права совершать смертную казнь. Именно поэтому было составлено ложное обвинение, по которому Христос должен быть распят. После избиения плетьми, Богочеловек был предан позорной казни — распятию на Кресте. В ту же ночь его тело было положено в пустую пещеру для погребения. Однако когда в третий день рано утром ученики Христа пришли к месту погребения своего учителя, они увидели пещеру пустой, а сидящий в ней ангел возвестил им о том, что Христос воскрес.

Сам Христос по воскресении своем также являлся своим ученикам. На 40-й день он, благословив их, вознесся на небо, к Богу-отцу, обещав послать им взамен Себя — Утешителя, Святого Духа. В 50-й день после смерти Христа на Кресте на учеников — апостолов, сошел Святой дух и наполнил их благодатью, силой и знанием проповедовать человечеству благую весть — Воскресение Христа и крестить всех верующих в Него. Именно этот день — Пятидесятница — и считается днем рождения христианской церкви. Это произошло в начале I в. н. э. на востоке обширной Римской империи, в Палестине.

Первоначально проповедь ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов осуществлялась в основном среди иудеев. Массовое распространение христианства среди не иудеев — греков, римлян, народов Малой Азии связано с именем Павла, единственного из апостолов, который не знал Иисуса в его земной жизни. Иудей, римский гражданин, уроженец г. Тарса Савл был неистовым гонителем христиан, но, согласно «Деяниям апостолов», однажды ему явился Иисус Христос, и бывший язычник, прозрев, сделался христианином, который более других учеников Иисуса способствовал распространению новой религии на территории Римской империи. Павла называют «апостолом язычников».

Многие историки, подчеркивая особую роль Павла в становлении и распространении христианства, даже называют это религиозное учение паулинизмом. Из 27 текстов Нового Завета, вместе с Ветхим составляющим Священное Писание христиан, 14 принадлежит Павлу — его послания общинам и единоверцам. Сам же новозаветный канон состоит из 4 евангелий — от Матфея, Марка, Луки (называемых синоптическими) и Иоанна, «Деяний апостолов», автором которых считается Лука, посланий апостолов — Иакова, Петра (2), Иоанна (3), Иуды и Павла, а также Апокалипсиса (Откровения апостола Иоанна Богослова).

За короткое время вера в Христа, Сына Божия, превратилась в мощное духовное течение, ставшее важнейшим фактором всемирной истории. До V в. распространялось главным образом в географических пределах Римской империи и сферах ее влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). После отпадения несторианства (431) и монофизитства

(451) азиатское и египетское христи

Христианство

Х

анство организационно обособляется от грекоязычных и латиноязычных церквей Европы.

В Европе христианство быстро распространяется за пределы Средиземноморья: в IV в. были обращены готы, в начале VIII в. — германцы, в IX–X вв. — славяне. К XIII в. вся Европа оказывается христианской.

В настоящее время эта религия оказывает огромное влияние на духовную, общественную, политическую жизнь общества, определяет идейные ориентиры развития как западной, так и русской цивилизации.

Причина столь очевидных успехов христианства в универсализме. В отличие от религий этноцентричных — иудаизма или, к примеру, синтоизма в Японии, христианство свободно от национальных, географических ограничений.

Христианство практически в неизменном виде сохранило отраженные в Ветхом Завете представления о сотворении мира, растительного и животного мира, человека. Книги Ветхого Завета признаются христианами и входят в корпус Библии. Христианские богословы трактуют ветхозаветные события в свете новозаветных событий.

С момента возникновения христианство не представляло собой единого течения. Распространяясь по территории обширной Римской империи, оно вбирало в себя местные традиции, включая и уже сложившиеся религиозные обычаи. Непросто формировалась и христианская догматика. Ее основные каноны оформились лишь в IV в., спустя 300 лет после возникновения религии. К этому времени христианство превращается в государственную религию Римской империи.

На I Вселенском соборе, состоявшемся в г. Никее в 325 г. при деятельном участии императора Константина Великого, был сформулирован «Никейский символ веры» и осуждена арианская ересь. В ходе последующих шести вселенских соборов были преданы проклятию и другие ереси — монофизитов, монофелитов, несториан и другие.

Упорная борьба разворачивалась и вокруг возможности изображать Христа, Богоматерь, апостолов, святых. В конце концов, иконоборчество тоже было признано ересью. Решения семи Вселенских соборов стали основой, на которой сформировались современное православное и католическое богословие. Вместе с трудами святых отцов они составляют Священное Предание, которое наряду со Священным Писанием — Библией и определяет учение православной и католической церквей.

Уже на заре христианства значительную роль в становлении его сыграли труды мыслителей, которых принято именовать отцами или апологетами, т. е. защитниками. В борьбе с языческими культами и философией, ересями среди первых последователей Христа, первые христианские писатели выработали основные принципы, которые легли в основу догматики, богословия и богослужебных канонов. Одним из первых был Юстин Мартир (Мученик) (100–166), которого называли даже «Христом в философской ризе». Его ученик Татиан резко критиковал античную культуру. Квинт Септимий Тертуллиан (160–230) отстаивал тезис о несовместимости философии и религиозной веры. Он был первым христианским мыслителем, который писал на латыни. Считая Евангелие единственным авторитетным источником познания Бога, Тертуллиан подозрительно относился к философии, как к потенциальному источнику ереси. Именно Тертуллиан сформулировал положение, что вера, а не разум является источником познания истины. Это на столетия определило развитие христианского богословия.

Огромную роль в его становлении сыграли Климент Александрийский (150–219), основавший в главном городе Египта богословскую школу, и его преемник на посту ее руководителя Ориген (184–254). Ориген пытался наполнить христианское богословие элементами учения неоплатоников и столкнулся с неприятием своих взглядов со стороны христианских теологов. Его взгляды были признаны еретическими, но на учение «отцов церкви» значительное влияние все же оказали.

Немалую роль в становлении православия и католицизма сыграла по лемика Афанасия, Александрийского патриарха на соборе в Никее против Ария и его ереси. Только после его смерти соборами был подтвержден тезис о единстве Святой Троицы — Бога-Отца, Бога-Сына (Иисуса Христа) и Бога-Духа Святого.

В IV в. усилиями отцов церкви из Каппадокии (Малая Азия) была проведена систематизация христианских воззрений, упорядочение богослужения. Среди «восточных отцов церкви» наиболее известны Григорий Назианин (330–390), Василий Великий (330–379), Григорий Нисский (335–394).

Огромное влияние на становление христианской философии и богословия, особенно западной ветви христианства, из которого потом возникнет теология католицизма, а позднее и протестантизма, оказали Амвросий Медиоланский, Августин, епископ Гиппонский, именуемый Блаженным (354–430), Иероним, который сделал первый перевод Библии на латынь («Вульгата»). Одним из величайших представителей христианского богословия был Иоанн Дамаскин, живший в VIII в.

После раскола христианства на западную и восточную ветви (1054) в результате многовекового соперничества в христианской церкви между римскими папами и патриархами Константинополя, католицизм и православие стали развиваться автономно. После Реформации, начатой Мартином Лютером и его последователями в первой половине XVI в. в Германии, значительное количество христиан Западной Европы отделились от Рима и сформировали впоследствии многочисленные протестантские церкви.

К настоящему времени христианство существует в виде трех основных течений — православия, католицизма и протестантизма. Если первые два представляют собой иерархически выстроенные структуры, то в про

Хрущев

тестантизме этого нет. Этот термин используется для обозначения всего многообразия конфессиональных структур, начиная от традиционных — лютеранских, англиканских, пресвитерианских, кальвинистских, до баптистских и общин, возникших уже во второй половине XX в.

Католицизм упрочился в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии, православие — в славянских странах (кроме Польши и Хорватии, где утвердился католицизм), в Греции и Румынии, протестантизм — в германско-скандинавских странах (кроме католических Австрии и Баварии).

В настоящее время последователи христианства есть во всех обитаемых частях света; их общее число приблизительно определяется статистикой в 1, 3 млрд. чел., в т. ч. приверженцев католицизма — около 700 млн., православия — около 200 млн., различных видов протестантизма — 350 млн. чел.

ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894–1971) — генеральный секретарь ЦК КПСС (1953–64), председатель Совета Министров СССР (1958–64).

Родился в Курской губернии в крестьянской семье. В 1908 г. переезжает в Юзовку (ныне Донецк), работает на заводах и шахтах Донбасса. Член ВКП(б) с 1918 г.

Участник Гражданской войны, после ее окончания — на хозяйственной и партийной работе. В 1929 г. поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. С 1931 г. — первый секретарь райкомов партии (г. Москва), в 1932–34 гг. работал секретарем Московского горкома и вторым секретарем Московского обкома ВКП(б) (заместителем Л. Кагановича).

В 1935 г. Хрущев становится первым секретарем МОК ВКП(б), а в 1938 г. — кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и и.о. первого секретаря ЦК КП(б) Украины, проявив себя на этой должности как беспощадный борец с «врагами народа» и (с 1941) сторонник увеличения посевов кукурузы.

В годы Второй мировой войны Хрущев был членом военных советов. В 1944–47 гг. — Председатель Совета Министров Украинской ССР. С 1947 г. — первый секретарь ЦК КП(б) Украины. С 1949 г. — секретарь ЦК ВКП(б) и первый секретарь Московского обкома и горкома ВКП(б).

После смерти И. Сталина Хрущев возглавляет Секретариат ЦК КПСС. К тому времени влияние партийного аппарата было ослаблено. Наиболее влиятельным постом в стране был пост Председателя Совета Министров СССР, который в 1940–53 гг. занимал Сталин (должность генерального секретаря ЦК КПСС была упразднена). В этих условиях Хрущев поставил перед собой задачу вернуть партии ведущую роль в системе органов власти партии. Для этого в первую очередь было необходимо устранить Л. Берию.

26 июня 1953 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором Берия был обвинен в работе на иностранные разведки и т. п., освобожден от всех должностей, арестован, а позднее расстрелян за «антипартийную и антигосударственную деятельность». Власть в стране перешла в руки Маленкова, Хрущева и Булганина.

На Пленуме ЦК КПСС 1953 г. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС и сразу выступил с инициативой расширения посевных площадей за счет целинных земель в северной части Казахстана. Кампания по освоению целины (в ущерб восстановлению разоренных войной коренных сельскохозяйственных районов России) началась в 1954 г. В том же году Хрущев начал кампанию по повсеместному насаждению кукурузы и сворачиванию программы возведения высотных зданий в пользу массового строительства типовых сборных домов, что, по мысли Хрущева, должно было решить жилищную проблему в стране. Только в Москве, особенно с 1956 г., прибавлялось ежегодно 4–5 млн кв. м жилой площади, в 10 раз больше предвоенного уровня.

Однако вместе с «коммуналками» уничтожалось местное самоуправление, социальная ответственность. Уже в первые годы правления Хрущев допустил большие геополитические промахи. Так, в 1954 г. состоялась передача Китаю крепости Порт-Артур, а в состав УССР был передан п-ов Крым — формально в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, а фактически как подарок украинскому клану за помощь в захвате власти.

В 1956 г. по инициативе Хрущева была подписана советско-японская совместная декларация о намерениях восстановить дипломатические отношения между двумя странами, взамен чего СССР обязывался отдать Японии меньшую часть Южных Курил — о-ва Шикотан и Хабомаи (см. Курильские острова). Однако на такой компромисс Япония, претендовавшая на всю островную гряду, пойти не захотела. Вопрос о границе решить не удалось, и до сих пор у России нет ни мирного договора, ни нормальных экономических отношений с Японией.

На состоявшемся в 1956 г. XX съезде КПСС Хрущев выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», обвинив Сталина в уничтожении политических оппонентов. Это выступление стало для Хрущева важнейшим этапом в борьбе за власть — он наносил удар по таким ближайшим соратникам Сталина как В. Молотов, Л. Каганович, Г. Маленков, К. Ворошилов, А. Микоян, и обосновывал их дальнейшее отстранение от власти.

После XX съезда была реабилитирована большая часть политзаключенных, началось возвращение на родину депортированных народов. Одновременно был дан старт многочисленным фальсификациям истории относительно репрессий, масштабы которых завышались в сотни раз. ХХ съезд стал ударом по авторитету СССР.

В западных странах за короткий срок резко сократилась численность компартий, например, во Франции — в 10 раз. Началось идеологи

Хрущев

Х

ческое размежевание между СССР и Китаем, руководство которого не соглашалось с критикой в адрес Сталина, считавшегося отцом китайской революции.

Большой обидой для Мао Цзэдуна стало аннулирование в 1959 г. соглашения о предоставлении КНР образцов атомной бомбы. В ответ Китай активизировал деятельность по расколу мирового коммунистического движения для создания «нового антиимпериалистического блока», оказывая давление на руководителей зарубежных профсоюзов и представителей компартий развивающихся стран.

В 1960 г. Хрущев принял решение об отзыве из КНР советских специалистов, что еще больше ожесточило китайскую сторону и привело к обострению конфронтации между СССР и Китаем, который полвека благоговел перед советской страной и был готов стать «производственным цехом» СССР, как позже стал таким цехом для США.

В 1950-х гг. способность настаивать на автономности почувствовали и страны Восточного блока. Началось политическое брожение, а в 1956 г. в Венгрии дело дошло до восстания. Подавить мятеж в короткие сроки позволил ввод в страну советских войск.

Именно при Хрущеве возник волюнтаристский стиль управления. Хрущев не считался с членами Президиума, учеными и специалистами, третировал их, оскорблял, поучал.

Волюнтаризм Хрущева влек за собой ошибки в управлении народным хозяйством. Одна из них — создание совнархозов. При Сталине управление в промышленности осуществлялось на основе «проектного командования», когда производственные структуры формировались под определенную задачу (например, создание АЭС).

При Хрущеве аккордная система была заменена системой ведомств, которые отвечали лишь за отдельные, сообразно своей специализации, участки работы в разных проектах. Для координации работы в 1957 г. Хрущев ликвидировал большинство отраслевых министерств и поручил руководство заводов и фабрик Советам народного хозяйства (совнархозам), в которые по территориальному признаку входило все руководство региона.

На деле это вело к раскоординации деятельности крупных и родственных предприятий, расположенных в разных регионах страны, и шло на пользу лишь секретарям обкомов и ЦК компартий республик, которые получили большую независимость от Москвы и начали формирование территориальных кланов.

Действия Хрущева вызвали недовольство среди членов ЦК, и в 1957 г. на собрании Президиума ЦК КПСС Молотов и Маленков поставили вопрос о смещении Хрущева. Однако Хрущев, заявив, что освободить его от должности Первого секретаря ЦК может только избравший его Пленум ЦК, смог добиться созыва Пленума, который поддержал Хрущева, а Молотова, Маленкова, Кагановича и «примкнувшего к ним Шепилова» вывел из состава ЦК КПСС. В 1957 г. получил отставку и Министр обороны СССР Г. Жуков — Хрущева испугала «растущая амбициозность» маршала и принижение им роли партийного руководства в армии.

В 1958 г. Хрущев становится Председателем Совета Министров СССР и замыкает на себе все властные полномочия. Особенно рельефно некомпетентность Хрущева проявилась в сельском хозяйстве. Еще в 1957 г. он выдвинул лозунг: «В течение 3–4 лет догнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения», что было чистой утопией по крайней мере в отношении мяса, которого в США производилось на душу населения 102 кг, а в СССР — 32 кг, и вследствие недостатка кормов, низкого уровня механизации, высокой себестоимости продукции советское животноводство не имело предпосылок к взрывному развитию. Для обеспечения видимости роста на мясокомбинаты отправляли значительную часть основного стада и молочных коров, отбирали под фиктивные расписки скот у частников.

Недостаток кормов для скота усугублялся «кукурузной догмой» Хрущева: в отличие от многолетних трав, кукуруза не вызревала в большинстве регионов страны, и даже при неплохом урожае давала в 3 раза более дорогие корма.

В 1958 г. Хрущев объявил о реорганизации машинно-тракторных станций (МТС) и продаже их техники колхозам. Непредвиденные расходы разоряли колхозы, они были вынуждены отложить другие проекты, сократить оплату труда колхозников. Десятки тысяч трактористов и комбайнеров ушли в город. Сокращалось производство сельскохозяйственных машин, покупать которые колхозы теперь не имели возможности.

Колоссальный вред сельскому хозяйству нанесло и стремление Хрущева к сокращению доли чистых паров, важнейшей части научно обоснованного севооборота в большинстве зон страны. Если в 1953 г. пары занимали в СССР 15, 8% пашни, то в 1958 г. — 10, 9%, а в 1962 г. — 3, 3%. Несоблюдение севооборотов стало одной из главных причин (наряду с невниманием к проблеме эрозии почв) провала целинного проекта.

К 1963 г. на Целине было повреждено или уничтожено до 6 млн га пахотной земли. В том же году Хрущев впервые в истории страны пошел на закупки зерна за границей: было завезено 10 млн тонн пшеницы.

Убыточные земледелие и животноводство привели к значительному повышению цен на мясные и молочные продукты, что вызвало негодование народа. Наиболее трагически окончилось выступление рабочих в г. Новочеркасске (1962), где были расстреляны войсками десятки людей, в т. ч. дети.

Испытывая постоянную нехватку средств, Хрущев отменил надбавки к зарплате, которые получали жители Сибири и Дальнего Востока, что послужило оттоку населения из Сибири в европейскую часть СССР. Стремясь к экономии, в 1960 г. Хрущев решился даже на ликвидацию общесоюзного Министерства Внут

Хрущев

Х

ренних Дел под предлогом, что в борьбе с преступностью нужно больше полагаться на помощь общественности.

Обострялась международная обстановка. В 1960 г. в районе Свердловска был сбит американский самолет-разведчик. Реагируя на начатый США бойкот Кубы, Хрущев в 1960 г. выступил с резкими заявлениями на заседании Генеральной ассамблеи ООН. Своим хамством в адрес делегатов, обструкциями, сопровождавшимися ударами ботинка по столу и угрозами «Мы вас похороним!», Хрущев оттолкнул от СССР многих сочувствующих и сделал то, что не смогла сделать вся антисоветская пропаганда Запада — заставил бояться нашу страну.

Пиком обострения военного противостояния СССР с Западом стали Берлинский (1961) и Карибский (1962) кризисы. Результатом первого стало закрытие границы между ГДР и ФРГ, возведение огромной стены вокруг Западного Берлина и форсированная милитаризация этой зоны с обеих сторон.

Карибский кризис начался с размещения в октябре 1962 г. на Кубе советских ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками и бомбардировщиков ИЛ-28, способных нести атомные бомбы. СССР не нарушал норм международного права, т. к. Куба как суверенное государство имела право заключать с другими странами любые договоры о военной помощи. Размещая ядерное оружие в Турции, Норвегии, Японии, США тоже не спрашивали разрешения на это у советской стороны. Однако действия СССР встревожили американское руководство, и оно начало военную блокаду Кубы.

24 октября над Кубой был сбит американский самолет, и через 2 дня Дж. Кеннеди отдал приказ о подготовке к вторжению на Остров Свободы. Уступая требованиям американского президента, Хрущев согласился демонтировать и увезти с Кубы ракеты и бомбардировщики, что было расценено мировым коммунистическим движением (в первую очередь Китаем) как признак безволия и психологической слабости советского руководства.

Карибский кризис отрицательно сказался на репутации СССР и в глазах западной общественности, свалившей вину за обострение ситуации на Хрущева. Таким образом нивелировались и результаты т. н. «оттепели», которую либеральная пропаганда относит к главным достижениям Хрущева.

«Оттепелью» называют некоторое оживление в середине — конце 1950-х гг. культурной жизни страны, когда вместо того, чтобы захватывать западный гуманитарный рынок (искусство, моду, дизайн, философию и проч.), в СССР, наоборот, открыли ворота западной культуре и антисоветской пропаганде. Начали печататься прежде запрещенные романы, появились целая плеяда молодых поэтов, в СССР стали гастролировать западные театры и эстрадные ансамбли. Однако то же самое время было отмечено гонениями на писателей В. Дудинцева (1957) и Б. Пастернака (1958–60), художников-абстракционистов (1962), закрытием альманаха «Литературная Москва».

Не свидетельствуют в пользу «либерализма» Хрущева и начатые им бессмысленные гонения на Православную церковь, до известной степени легализованную Сталиным осенью 1943 г., когда было восстановлено патриаршество, начался процесс возвращения храмов Церкви, открытие духовных учебных заведений и т. д.

Начало гонений на РПЦ приходится на 1958 г., когда ЦК принял постановление о начале пропагандистского и административного наступления на «религиозные пережитки». Одним из результатов стало массовое закрытие (и разрушение!) церквей и упразднение монастырей. Из 63 действовавших на 1958 г. монастырей в 1959 г. осталось лишь 44, а в 1964 г. — всего 18.

В 1958 г. Хрущев запустил реформу системы народного образования, предполагавшую упразднение общеобразовательной средней школы: после получения 7–8-летнего образования детей обязывали идти в школы фабрично-заводского обучения или получать профессию на селе. В результате советской системе образования, не без основания считавшейся одной из лучших в мире, был нанесен непоправимый урон. В целом бюджетные траты на образование были снижены Хрущевым до 3% с 15%, имевших место при Сталине.

«Экономность» Хрущева проявлялась и в сокращении финансирования ВПК, образования и науки, снижении зарплат ученых и технической интеллигенции, лишении льгот сотрудников силовых ведомств. Основной целью хрущевских реформ была переориентация на повышение уровня потребления, сопровождавшаяся отказом от принципа опережающего развития средств производства. По сути это означало ставку на проедание капитала, а не на капитализацию.

Потребительские идеалы нашли свое воплощение в принятой в 1961 г. новой Программе КПСС, где ставились задачи по наращиванию производства молока и мяса, выдвигался демагогический лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» и объявлялось, что уже к 1980 г. советское общество перейдет к распределению “по потребности”».

Внедрение обывательских стандартов в мышление советских людей, дополненное проводимой Хрущевым политикой неприкосновенности номенклатурных кадров, давали возможность существовать в партии приспособленцам и карьеристам. С этого начался процесс усиленного разложения и перерождения правящей бюрократии. Их дети через престижные вузы, блат и кумовство делали быструю карьеру и к 1980-м гг. оказались у руля власти.

В 1962–64 гг. форсировалась пропагандистская кампания по восхвалению Хрущева. Портреты «великого ленинца» и «великого борца за мир» открывали страницы школьных

Хрущев

Х

учебников, почти ежедневно появлялись в газетах. Только за 9 месяцев 1964 г. они были 140 раз опубликованы в центральной прессе. Для сравнения: портреты Сталина печатались 10–15 раз в год.

К личным заслугам Хрущева относили все достижения в стране: открытие в 1954 г. в г. Обнинске первой в мире АЭС, спуск на воду в 1957 г. первого атомного ледохода «Ленин», создание наукограда в Новосибирске, успехи в космосе. Хрущев присваивал плоды побед, которые были заложены еще в 1930-е гг.

Возрастающее недовольство политикой Хрущева во всех слоях советского общества привело к тому, что пленумом ЦК КПСС 14 октября 1964 г. Хрущев «по состоянию здоровья» был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС.

Было принято еще одно решение: не допускать впредь совмещения в одном лице должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР.

После отставки до конца жизни Хрущев пребывал под фактическим домашним арестом, его имя на 20 лет исчезло со страниц печати, из учебников истории, из мемуаров политических и военных деятелей. Лишь в середине 1980-х гг. усилиями демократической пропаганды началось движение в сторону переоценки деятельности Хрущева как «предшественника» перестройки.

Центризм

Ц

ЦЕНТРИЗМ — политическая по зиция, которую отличает взвешенное, прагматическое отношение к тем или иным радикальным установкам, господствующим в определенное время, способность принимать верные технические решения, отбрасывая мировоззренческие абсолютизации и проекции односторонних принципов на все сферы общества.

В современном виде центризм получил распространение на территории послевоенной Европы, когда на фоне острейшего политического кризиса правые и левые силы вынуждены были сближаться и сотрудничать, вырабатывая общие принципы государственной деятельности. Тенденция к подобному сближению в традиционно двухпартийных демократиях сохранилась и по сей день. Однако не везде они привели к созданию мощных центристских партий.

Пожалуй, самое яркое воплощение идеи центризма получили в партии «Объединение французского народа», созданной генералом де Голлем после Второй мировой войны. Эта партия, на время объединившая и правых и левых, стала силой, которая не только обеспечила внутренние и внешние успехи Франции в 1950–60-е гг. и обусловила возникновение нового государственного устройства, получившего название «Пятая республика», но и заложила основы и принципы интеграционных процессов современной Европы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.