Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смущение: «Чем где там? - сказала она, илицо ее залилось румянцем»215;«Молодая кровь, как всегда при взгляде на него, залила все милое лицо…» 64.






Здесь не просматривается эволюция. Катюша никогда не была пустышкой, если Толстой говорит о «внутренней работе» души. Но раньше она Нехлюдова любила и боялась. Он был как бы ее господином, а она была собакой, которую бросили, предали. Теперь же она его не боится, если смотрит строго. Теперь она - выше, больше не покоряется ему, не зависит от него. Теперь он ее боится.

Глаза

Наверное, наиболее значительная деталь в портретной характеристике Катюши это ее глаза. Лев Николаевич не поскупился на эпитеты, касающиеся этой детали внешности героини. Постараемся проследить закономерность в характеристике глаз Масловой.

Постоянно подчеркивается контраст белого и черного: « В лице этом поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного» 22; Косоглазие Катюши – ее отличительная черта («арестантка с черными косящими глазами» 100), особенность и даже прелесть, оно не делает ее хуже, а даже наоборот – придает взгляду таинственности и обворожительности: «глядя ему в глаза своим косым таинственным взглядом» 369.

Характеристики, сопровождающие глаза Катюши, дают понятие о ее настроении:

Ø Радость: «глядела прямо в лицо председателя своими улыбающимися и немного косящими черными глазами». 45 «Так же снизу вверх смотрели улыбающиеся, наивные, чуть косившие черные глаза».61

Ø Грусть: « провожала его своими черными, полными слез и немного косившими глазами» 57; «Глаза ее были полны слез. – Да я не об этом... - сказала она, жалостно мокрыми и косящими глазами глядя на него». 267; «Что считаться? Наши счеты бог сведет, - проговорила она, и черные глаза ее заблестели от вступивших в них слез» 370.

Ø Любовь, покорность: « глядя ему прямо в глаза своими покорными, девственными, любящими, чуть-чуть косящими глазами» 65; «Нет, вы меня, Дмитрий Иванович, простите, если я не то делаю, что вы хотите, - сказала она, глядя ему в глаза своим косым таинственным взглядом» 369; «Глаза их встретились, и в странном косом взгляде и жалостной улыбке» 370

Ø Усталость: «эти нежные, чуть-чуть от бессонной ночи косящие глянцевитые черные глаза» 65.

Ø Страх: «Один из строгих глаз ее косил. Довольно долго эти два странно смотрящие глаза смотрели на Нехлюдова, и, несмотря на охвативший его ужас, он не мог отвести и своего взгляда от этих косящих глаз с ярко-белыми белками. < …> Эти два черные глаза, смотревшие и на него и мимо него, напоминали ему это что-то черное и страшное».(73)

Ø Удивление: «Она, приподняв черные брови, удивленно взглянула на него своими раскосыми глазами, как бы спрашивая, зачем это, и молча взяла конверт и положила его за фартук» 215.

Различные оттенки глаз: «Катюша, сияя улыбкой и черными, как мокрая смородина, глазами, летела ему навстречу. Они сбежались и схватились руками».(55) «черными глянцевито-блестящими глазами лица и выступавшей под халатом высокой груди». 41; «не мог без умиления смотреть в ее черные, как мокрая смородина, глаза, особенно когда она улыбалась» 62; «глянцевито-черные косые глаза из-под подпухших век особенно блестели» 138.

Глаза Катюши говорят: «Но она сказала совсем не то, что говорили ее глаза» 215, и словно живут своей жизнью: «…черные глаза, смеясь и радуясь, наивно глядя снизу вверх, остановились на Нехлюдове» 64.

Контраст белого и черного, скорее всего, нужен для максимального выделения глаз героини. Глаза у любимых женских персонажей Толстой подчеркивает всегда. Очень яркие глаза у Наташи Ростовой, Анны Карениной. Но Катюша от предыдущих героинь отличается легким косоглазием (наивность, неумение ориентироваться в реальности?) и сравнением с мокрой черной смородиной, что делает ее взгляд особенным, каким-то «садовым», приятным. Но в тоже время Нехлюдов и ужас как-то испытал при виде этих глаз и этого взгляда. Толстой даже подчеркивает «таинственность» глаз. Катюша намного глубже, чем может показаться на первый взгляд, и намного сильнее. Это сама земля, сама природа, которая может и уничтожить.

«Поза готовности»

Маслова-проститутка имеет свой портрет, свои признаки, выраженные в позе, специфике улыбки: «Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь» (с.22); «Маслова быстрым движением встала и с выражением готовности, выставляя свою высокую грудь, не отвечая, глядела прямо в лицо председателя своими улыбающимися и немного косящими черными глазами». 45; «исключительная особенность, была в этом лице, в губах, в немного косивших глазах и, главное, в этом наивном, улыбающемся взгляде и в выражении готовности не только в лице, но и во всей фигуре». 45; «Маслова оглянулась и, подняв голову и прямо выставляя грудь, с своим, знакомым Нехлюдову, выражением готовности, подошла к решетке » 137; «такие существа, как она, должны были пользоваться как можно для себя выгоднее. И потому она заманчиво улыбнулась ему. Она помолчала, обдумывая, чем бы воспользоваться от него».(139)

Сравним с портретом Катюши в молодости: «Черная, гладкая, блестящая головка, белое платье с складками, девственно охватывающее ее стройный стан и невысокую грудь, и этот румянец…» 65. Высокая – невысокая грудь явно входят в противопоставление. Нехлюдов замечает, что Маслова располнела, но все еще видит в ней молодую Катюшу: «Да, несмотря на арестантский халат, на все расширившее тело и выросшую грудь, несмотря на раздавшуюся нижнюю часть лица, на морщинки на лбу и на висках и на подпухшие глаза, это была несомненно та самая Катюша …» 81.

В дальнейшем появляются эротические черты, и некоторая тупизна. Эта «готовность» делает ее похожей на автомат. Но в дальнейшем окажется, что готова Катюша не на все. Нехлюдова она отвергает. То есть умирает Маслова-проститутка с ее «готовностью» и возрождается Катюша-человек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.