Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темперамент






В характеристике героини неоднократно подчеркивается ее быстрота, энергия и живость:

Ø особенно подчеркивается быстрота шага: «Быстроногая Катюша» 55, «быстрый шаг», «Катюша быстро переменилась местами с Нехлюдовым»55, «она вспыхнула, остановилась как бы в нерешительности, а потом нахмурилась и, опустив глаза, быстрыми шагами направилась к нему» 215, «быстрыми шагами ушла по полосушкам коридора» 216, но шаг этот еще и легкий, мягкий: «быстро повернулась и пошла своими обычно легкими и быстрыми шагами по полосушке коридора » 66, «Подойдя мягкими шагами» 138.

Стоит также обратить внимание на легкость и мягкость шага. Катюша двигается, как бы, не касаясь земли, насколько это возможно для реалистической поэтики. Толстой максимально облегчает ее тело, делает его почти невесомым. Но нигде не говорит о худобе. То есть Катюша не была худой, она была стройной, но при этом производила впечатление максимальной легкости. И такая легкость отделяет ее о мира людей сытых, полных, гладких и холеных, которые двигаются медленно и шаги их тяжелы.

Ø скорость Катюши проявляется и в другом: «быстрый взгляд» 45, «встала быстрым движением» 45, «быстро оглянувшись» 45, «проговорила она быстро» 45; «надела старые ботинки, накрылась платком, подобралась и побежала на станцию» 124

Ø Живость героини отмечена не случайно, ведь есть моменты романа, когда ее называют «мертвой» (мотив воскресения): «Очень оживленные глаза» 22, «девочка вышла необыкновенно живая и миленькая (24)», «она, живо перебирая упругими молодыми ногами»55, «смотрела на него, любимого ею человека, своими влюбленными, смеющимися от радости и полноты жизни глазами» 81 «Маслова поспешно встала, накинула на черные волосы косынку и с оживившимся красным и потным улыбающимся лицом подошла к окну и взялась за решетку».295 «Увидав Нехлюдова, она разогнулась и, вся красная и оживленная, положила веник и, обтерев руки об юбку, прямо остановилась перед ним». 333

Ø энергия, порывистость, бойкость руководят всей натурой Катюши: «неловко взяла своей маленькой энергической рукой перо»151, «порывисто положила обе руки на стол» 68, «Она бойко шла за надзирателем» 151, «она вскочила, подошла к двери и сердито, как ему показалось, стала уговаривать его уйти».70, «она краснела и бледнела, пальцы ее судорожно крутили края кофты, и то взглядывала на него, то опускала глаза» 369

Ø Легкость и быстроту движений Катюша не теряет даже в тюрьме, куда пришла уже, казалось бы, опустившейся морально. В тюрьме, исходя из логики вещей, она должна была опуститься еще больше. Ее шаг должен стать тяжелым, депрессивным. Но ничуть не бывало! Она «бойко» идет за надзирателем. Ведь она человек из народа, способный вынести все.

Природная сила тоже отмечается в ней: «пожав своей крепкой, шершавой маленькой рукой его большую руку, пустилась бежать налево, гремя крахмальной юбкой» 55, «покраснев до слез, проговорила она и своей жесткой сильной рукой отвела обнимавшую ее руку».(66), « сказала она, нараспев и улыбаясь и сильно, не так, как тот раз, встряхнув его руку» 151. Жесткость руки Катюши неслучайна, ведь она много работает, и, в отличие от Нехлюдова, занята многими делами: «Она шила, убирала комнаты, чистила мелом образа, жарила, молола, подавала кофе, делала мелкие постирушечки и иногда сидела с барышнями и читала им» 24, «Катюше было много дела по дому, но она успевала все переделать и в свободные минуты читала» 56.

Одежда

Жесткость отличает не только руки героини, но и ее одежду: «Он схватил ее, как она была в жесткой суровой рубашке с обнаженными руками»70. Но есть в этой обычной простой одежде нечто привлекательное, милое.

Если в молодости одежда Катюши еще хоть немного цветная, то позже в ней преобладает белый цвет, иногда серый, что и неудивительно, ведь она носит арестантскую одежду. Белый фартук молодой Катюши сияет не просто белизной, но чистотой: «Нехлюдов видел ее белый фартук, так все для него как бы освещалось солнцем» 56 «Она, как и прежде, была в чистом белом фартуке». 61, «Катюша в белом платье с складочками на лифе, с голубым поясом и красным бантиком на черной голове» 64.

Белый фартук - форма горничных и гимназисток той поры. Говоря о том, что Катюша много работала по дому, можно было и не упоминать белый фартук. Читатели и так знали, что горничные носили белые фартуки, но Толстой неоднократно о нем говорит. Это фартук не просто белоснежный, он еще и освещает все вокруг, есть в нем что-то ангельское. Хотя совсем ангелочком он даже юную Катюшу не изображает. Ведь у нее шершавые, сильные руки, черные волосы и глаза. Типаж ангелочка - бело-розовые нежные руки, светлые волосы и голубые глаза.

Позже мы еще встретим Маслову в белом фартуке, и он, однозначно, будет указывать на перемену происшедшую в ней: «Она была в белом фартуке на полосатом платье; на голове была косынка, скрывавшая волосы < …> Но нынче она была совсем другая, в выражении лица ее было что-то новое: сдержанное, застенчивое и, как показалось Нехлюдову, недоброжелательное к нему» 214. Но цвета в одежде Масловой появляются еще и при описании ее распутной жизни: «Вспомнила она, как она в открытом, залитом вином красном шелковом платье, с красным бантом в спутанных волосах, измученная, и ослабевшая, и опьяненная, проводив гостей к двум часам ночи…» (216).

Интересно, что неоднократно упоминается красный бант. Только в юности как «бантик», а потом, как большой «бант». Красный цвет символизирует страсть, а Катюшу правильной амебой никак не назовешь. В ней очень много жизни, движения, силы. Чем-то она Наташу Ростову напоминает. И вот этот красный бантик разрастается до греховного банта, да еще «в спутанных волосах». А потом, наоборот, волос совсем не видно, хотя они должны выглядывать из-под платка. Если в тюрьме они еще виднеются, то на каторге Катюша как бы надевает монашеское покрывало, ее душа очищается для новой жизни.

Постоянный же наряд арестантки практически не меняется: «Маслова была одета опять по-прежнему в белой кофте, юбке и косынке» 267. «повязанная платком, в арестантской кофте Катюша»369

Но еще и то, как повязана косынка, тоже свидетельствует о перемене в Катюше. Если арестанткой, мы видим ее такой: «голова была повязана белой косынкой, из-под которой, очевидно умышленно, были выпущены колечки вьющихся черных волос». 22; « Она была не в халате, как третьего дня, а в белой кофте, туго стянутой поясом и высоко подымавшейся на груди. Из-под косынки, как на суде, выставлялись вьющиеся черные волосы». (136). Позже, работая в больнице, оказавшись на каторге этого «признака кокетства» мы не замечаем в ней: «Она былав белом фартуке на полосатом платье; на голове была косынка, скрывавшая волосы».214; «Она была в белой кофте, подтыканной юбке и чулках. Голова ее по самые брови была от пыли повязана белым платком». 333. Автор, говоря об изменениях Катюши, также подчеркивает: «волосы она не распускала на лоб, а повязывала голову платком, и ни в одежде, ни в прическе, ни в обращенье не было уже прежних признаков кокетства» 320.

А ведь это бывшая проститутка, которая по определению должна быть кокетливой. То есть Катюша полностью уходит от былого облика и характера. Она как бы умирает, накрывается саваном, для того, чтобы воскреснуть в новой жизни.

Лицо

Переходя от общего облика Катюши, остановимся подробнее на ее лице.

Нередко в портрете героини отмечается некое «сияние»: сияют лицо, улыбка, глаза, фартук горничной и сама Катюша: «Она тотчас же через головы шедших перед ней увидала его, и он видел, как просияло ее лицо» 65; «Взглянув ему в глаза, она просияла, точно она объявила ему о чем-то необыкновенно радостном» (66); «Она подняла голову, и черные косящие глаза остановились и на его лице, и мимо него, и все лицо ее просияло радостью» 215; «Я-то хорошая? - сказала она сквозь слезы, и жалостная улыбка осветила ее лицо» 370.

Страх, печаль, тревога также отражаются на лице Катюши: «задумчивое, мучимое внутренней работой лицо Катюши» 68; «Она, как бы от электрического удара, вздрогнула всем телом, и ужас изобразился на ее лице. < …> Выражение ужаса не оставило ее лица и тогда, когда, приложив обе ладони, как шоры, к глазам, она узнала его. Лицо ее было необыкновенно серьезно, - он никогда не видал его таким. Она улыбнулась, только когда он улыбнулся, улыбнулась, только как бы покоряясь ему, но в душе ее не было улыбки, - был страх»(69); «лицо ее сделалось серьезно и даже строго» 73. Строгое выражение лица свидетельствует о внутренней борьбе (гордость, честь, рассудок говорят в Катюше). Примечательно также то, что и после «воскресения» Катюша часто смотрит на Нехлюдова «строго»: «Но нынче она была совсем другая, в выражении лица ее было что-то новое: сдержанное, застенчивое и, как показалось Нехлюдову, недоброжелательное к нему»214; «Он встал и ступил несколько шагов ей навстречу, и лицо ее показалось ему сурово и неприятно. Оно опять было такое же, как тогда, когда она упрекала его» 369.Но скорее всего это лицо Катюша специально «надевает» на себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.