Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Новгород






Новгород расположился на р. Волхов вблизи ее истоков из озера Ильмень, где еще в догосударственный период расселились славянские племена словен, а также кривичей, с которыми постепенно слилось местное финно-угорское и балтийское население. Как показывают исследования последнего времени, Новгород возник именно как центр обширной разноэтнической федерации русского северо-запада.

Сам город не имел компактной структуры - он представлял собой группу из трех расположенных невдалеке друг от друга общинных поселений первоначально деревенского типа. На левом берегу Волхова помещались родовые общины кривичей и мери, а на противоположном берегу - словен. Эти первоначальные селища и послужили основой трех древнейших новгородских «концов»: Словенского, Людина и Неревского. Помимо этого здесь жили небольшие общины ряда других народов, о чем говорят названия некоторых новгородских улиц: Чудинцевой, Прусской, Варяжской. На том месте, где впоследствии вырос новгородский детинец, в его северной части, находился общинный центр федерации этих «концов». Это укрепленное городище занимало совсем незначительную территорию и, очевидно, не предназначалось для постоянного проживания в нем людей. Возможно, что его предшественником было расположенное к югу от Словенского конца городище, на месте которого впоследствии возникла загородная резиденция новгородских князей. На правом берегу Волхова, напротив общинного центра-детинца, там где впоследствии разместилось Ярославово дворище, находился дохристианский могильник X в.

В эпоху Киевской Руси Новгород стал центром обширнейших земель, простиравшихся до Белого моря и Северной Двины. Землевладение составляло основное богатство новгородского боярства. Вместе с тем Новгород рано превратился в крупный ремесленный и торговый центр Русского государства.

Торговым развитием Новгород был во многом обязан своему выгодному географическому положению на пути «из варяг в греки». По Волхову проходила важнейшая дорога в Северную Европу (через Ладожское озеро и Неву в Финский залив), В обратном направлении через озеро Ильмень шел путь по Ловати в бассейн Западной Двины и дальше к верховьям Днепра, Другой древний путь из Ильменя проходил по реке Поле в озеро Селигер и далее в верховья Волги, Существовали речные связи Новгорода с Псковом и с русским севером, инициатива в освоении которого принадлежала новгородцам, Большое значение для Новгорода имели его тесные торговые связи с североевропейскими городами, Как известно, в XIII в. Новгород вошел в знаменитый Ганзейский союз.

Все эти факторы обусловливали быстрый рост города и его активное архитектурное развитие.

По принятии христианства в 989 г. в Новгородском детинце был сооружен деревянный собор Софии «о тринадцати верхах». В 1044 г. князь Владимир Ярославич перестроил Новгородский детинец, а годом позже взамен сгоревшей дубовой Софии заложил каменный Софийский собор по образцу Киевского, созданного его отцом Ярославом Мудрым. Подобие этих крупнейших соборов на Руси, подчеркнутое посвящением и того и другого Софии, не было механическим копированием, София Новгородская значительно отличалась от Киевской общим пропорциональным строем, простотой и монументальностью своих форм, а также несколько меньшими размерами, что служило ответом на ее подчиненное положение в церковной иерархии.

Сильно различались и сами ансамбли Новгорода и Киева, несмотря на сходство отдельных построек, из которых они слагались, Во многом это обусловливалось значительными различиями в природной ситуации, активно участвовавшей в сложении ансамбля каждого древнерусского города, В отличие от Киева, Новгород расположился по обе стороны реки на равнинной, местами низменной местности, хотя первоначально отдельные холмы, на которых возникали поселения, были выражены более рельефно. В частности, это касается холма Славно (центра Словенского конца) и холма, который занимал детинец, На первом этапе своего градостроительного развития в XI-XII вв, Новгород еще имел весьма дробную планировочную структуру, которая была характерна для всех русских городов того времени.

В начале XII в, ансамбль Новгорода обогатился целой серией крупномасштабных каменных храмов, отличавшихся сходным величественным характером своих форм, Первой была сооружена церковь Благовещения в загородной княжеской резиденции на Городище (1103 г.), вслед за ней приступили к возведению идентичного по плану городского княжеского храма Николы на Ярославовом дворище, расположившегося напротив Софии (1113 г.). Вскоре появились соборы Антоньева (1117 г.) и Юрьева.(1119 г.) монастырей, которые архитектурно оформили северный и южный въезды в Новгород. Главенство в этой цепи храмов, безусловно, принадлежало шестиглавому Софийскому собору. Николо-Дворищенский собор был пятиглавым и значительно меньшим по величине, соборы Антоньева и Юрьева монастырей увенчивались тремя главами, что композиционно подчеркивало их тяготение к ансамблю города. Городской центр в это же время был значительно выделен за счет перестройки и укрупнения детинца (1116 г.).

Сооружение княжеского Георгиевского собора Юрьева монастыря приписывается в летописи местному мастеру Петру, который являлся выдающимся зодчим Древней Руси, Возможно, мастер Петр участвовал и в создании других соборов, выстроившихся вдоль Волхова.

На Волхов были ориентированы не только вышеупомянутые, но и более поздние по времени основания храмы, в частности, Иоанна на Опоках на Торгу (1127-1130 гг.) и Борисаи Глеба в Детинце (1167-1173 гг,), а также многие другие менее значительные церкви. Волхов не только разделял Новгород на две крупные части - Софийскую и Торговую стороны, но и служил могучим объединяющим началом в его градостроительной структуре, он являлся главной композиционной осью всего городского ансамбля, Течение Волхова определяло и общую направленность новгородских улиц, среди которых выделялись некоторые, шедшие параллельно реке, но большинство было ориентировано перпендикулярно к ней и выходило на берег. Как и в других древнерусских городах, река служила главной магистралью Новгорода.

Несмотря на то, что идейно-политическим центром Новгорода был Детинец, тем не менее в планировке городских улиц радиальная направленность к Детинцу почти не проявилась. Город обладал скорее полицентричностью, так как каждая его часть, конец, церковный приход, улица и даже отдельный двор представляли собой относительно завершенное и самостоятельное целое, что было характерной особенностью средневековой городской структуры, Кроме того, для Торговой стороны главным центром служил не Детинец, а торговая площадь, с которой была связана и пристань. На Торг был ориентирован и единственный городской мост через Волхов, соединявший две во многом самостоятельные и нередко соперничавшие «стороны» Новгорода, Торг имел большое значение в жизни города, Здесь находились богатые купеческие дворы, в том числе дворы «заморских» гостей: Немецкий и Готский. Располагавшаяся невдалеке от Торга церковь Иоанна на Опоках служила центром крупного новгородского объединения купцов - вощников, получившего название «Иванское сто». Торговая площадь примыкала к княжескому Ярославову дворищу.

На Торговой стороне высилось немало церквей, число которых постоянно возрастало, однако все они, даже вместе взятые, уступали по величине и масштабу архитектурному комплексу Софийской стороны. И такая неуравновешенность городского ансамбля вовсе не свидетельствовала о незаконченности или несовершенстве его композиции. Для древнерусских ансамблей не было свойственно равновесие архитектурных объемов в пространстве, более характерен для них был принцип последовательной соподчиненности объемов при их относительной пространственной самостоятельности.

Наивысший расцвет Новгорода был связан с превращением его в центр самостоятельной вечевой феодальной республики. В Новгороде в период феодальной раздробленности князья не имели столь значительной власти, как в удельных «вотчинных» центрах. Не было в Новгороде и своей устойчивой княжеской династии. Верховным государственным органом власти здесь, как и в ряде других древнерусских городов, было народное вече, ведущие позиции в котором занимала боярская знать. Вече избирало из среды бояр посадника (с конца XI в.), а также могло пригласить угодного новгородцам князя или изгнать неугодного, что нередко случалось. Князь был нужен вечевому Новгороду как верховный, хотя во многом номинальный владыка. Новгородское вече также активно участвовало и в выборе архиепископа.

Новгородская вечевая республика имела определенное сходство с «вольными» городами Северной Европы, с которыми она поддерживала тесные торговые связи. Вообще в XII-XIII вв., а тем более в XIV-XV вв. Новгород представлял собой крупнейший центр международной торговли. Он был экспортером не только такого ценнейшего сырья, как пушнина, промыслом которой славился русский Север, но и воска, льна, пеньки, меди, а также разнообразнейших ремесленных изделий. Как показывают археологические раскопки, в Новгороде существовало много ремесленных мастерских, наряду с Киевом он славился многоотраслевым ремесленным производством. Большая концентрация ремесла и торговли в Новгороде объяснялась, в частности, тем, что на колоссальной территории новгородских земель имелось совсем немного городов, и Новгород занимал среди них доминирующее положение.

По мере развития Новгорода его посад разрастался вокруг древних кончанских центров, постепенно заполняя все свободные территории между старыми дворовыми участками, и в конечном итоге в XIV-XV вв. слился в единый плотный массив.

Во второй половине XII в. образовался новый новгородский конец -Плотницкий, расположившийся на Торговой стороне к северу от Словенского конца за Федоровским ручьем. В конце XIII в. появился последний конец, получивший название Загородского по своему местонахождению за детинцем, если смотреть от реки. Таким образом, в Новгороде сформировались пять концов: на Софийской стороне вокруг детинца - Людин (или Гончарский), Загородский и Неревский, а на противоположном правом берегу Волхова, на Торговой стороне - Словенский и Плотницкий. Концы в Новгороде, как и в других древнерусских городах, были самостоятельными районами, имевшими свое вечевое самоуправление и объединявшими более дробные элементы городской структуры. Каждый конец имел свою соборную церковь и свой главный монастырь, входившие в общегородскую систему церковной иерархии, во главе которой стоял собор Софии, олицетворявший весь Новгород в глазах его жителей, которые говорили: «где София, ту и Новгород». Главное общегородское вече собиралось именно в детинце на площади перед этим собором. Веча основных трех концов Словенского, Людина и Неревского собирались соответственно у Николо-Дворищенского собора, церкви Бориса и Глеба в детинце и церкви Сорока Святых. После того, как образовалось пять концов, все новгородские земли были разделены на пять частей, и каждый из пяти концов стал обладателем своей «пятины». Помимо кончанской в Новгороде так же, как и во всех древнерусских городах, существовала сотенная организация посадских жителей. Сотни во главе с сотскими в своей совокупности подчинялись тысяцкому, который был очень крупной фигурой в городе. «Сотни» и «концы» на городской территории размещались чересполосно, что затрудняет четкое определение их границ.

Разросшийся до значительных размеров (более 200 га) посад Новгорода в конце XIV в, был опоясан земляным валом, придавшим городу относительно правильную округлую форму, Новгород превратился не только в один из самых больших по площади, но и в необычно компактный город Древней Руси.

Застройка Новгорода была плотной, отдельные здания на усадьбах группировались компактно и порой примыкали друг к другу, Пространство каждого двора использовалось экономно, Улицы города также имели небольшую ширину. Однако в Новгороде было сравнительно много зелени, в особенности на раннем этапе его существования, когда между отдельными «группами» усадеб оставались свободные пространства, Но и позднее в городе сохранялись сады и огороды и, более того, на некоторых улицах, судя по летописям, специально с целью озеленения высаживались деревья, Вообще в Новгороде уделялось большое внимание городскому благоустройству. Об этом, в частности, говорят находки деревянных дренажных труб, потребность в которых вызывалась высоким уровнем грунтовых вод на территории города. Помимо этого новгородские улицы были замощены плотно пригнанными одна к другой деревянными плахами, которые постоянно (приблизительно раз в 20 лет) обновлялись. Многочисленные слои деревянных мостовых показывают, что трассировка улиц в Новгороде с момента их сложения практически не изменялась на протяжении многих веков.

Границы усадеб горожан также сохранялись, несмотря на неоднократные перестройки, вызывавшиеся пожарами и другими причинами, Потребность в расширении усадьбы удовлетворялась не увеличением ее территории, а созданием новой усадьбы поблизости, Так образовывались родовые «гнезда» новгородского боярства.

Живописная многообъемная застройка новгородских дворов имела своим объединяющим композиционным началом архитектурное подобие и соподчиненность разномасштабных, но сходных по цвету и фактуре бревенчатых клетей, лежавших в основе любого сооружения: от высокого боярского терема в несколько этажей до приземистой избы или мастерской простого ремесленника, Вся жилая застройка была исключительно деревянной, Только в XV в, стали появляться первые каменные палаты.

Среди рядовой жилой застройки заметно выделялись многочисленные храмы. Для времени расцвета Новгородской республики было особенно характерно широкое строительство небольших приходских церквей, значительно обогащавших панораму города, и создававших множество новых миниатюрных ансамблей. Церкви, а также монастыри вырастали вокруг боярских родовых усадеб, их строили не только кончанские, но и уличанские объединения, а также корпорации купцов.

Значительные строительные работы велись в Новгороде в первой половине XV в, Они были связаны с именем архиепископа Евфимия, для которого в 1433 г, новгородскими и немецкими «из-за моря» мастерами была возведена каменная одностолпная парадная палата, нервюрные своды которой говорили о «западнических» устремлениях заказчика, Эта палата входила в целый комплекс архиепископского дворца, завершенного в камне к 1442 г, Этот дворец, как и его предшественник, занимал северовосточную часть детинца и примыкал к Софийскому собору, Помимо дворца были сооружены хлебные склады, высокая Часовая башня с церковью Сергия, в перестроенном виде дошедшая до нашего времени, и столпообразная, вызывавшая удивление у современников церковь Григория в Хутынском монастыре близ Новгорода.

Вторым по значению городом Новгородской земли был Псков, который в своем развитии во многом аналогичен Новгороду.

Псков

Время основания Пскова, расположившегося у слияния рек Псковы и Великой, уходит в глубокую древность. В VII-VIII вв. на землю нынешней Псковщины пришли славянские племена кривичей, которым, очевидно, и принадлежало основание этого города. Первое летописное упоминание о Пскове относится к 903 г. Вероятно, первоначальным центром поселения было небольшое городище, располагавшееся несколько выше по течению Псковы и носившее в последующем наименование «Городца».

Развитие Пскова и превращение его в крупный ремесленно-торговый центр во многом обусловливалось выгодами его географического положения. Река Великая связывала его с Псковским и Чудским озерами, через которые проходил путь в Балтийское море. Верховья той же реки смыкались с бассейном Западной Двины. Имелись речные и сухопутные связи Пскова с Новгородом, этот город являлся важным пунктом на торговых путях между Новгородом и Прибалтикой. Однако расположение Пскова у самой границы Русского государства приводило к тому, что он испытывал постоянную военную угрозу со стороны западных соседей, в особенности с XII в., когда Прибалтику захватили немцы, создавшие здесь Ливонский орден. На протяжении нескольких столетий Пскову приходилось играть роль важнейшего оборонительного форпоста, защищавшего не только новгородские, но и все центральные русские земли от постоянных набегов немецких, шведских и датских рыцарей. В связи с этим особенно большое значение имели в Пскове оборонительные сооружения. Более того, вся Псковская земля была насыщена крепостями, многие из которых строились из камня. Самой крупной и древней крепостью к западу от Пскова был Изборск. Южнее вдоль реки Великой были расположены городки Остров, Вышгород, Опочка и др. Северными форпостами были Гдов, Кобылин и Юрьев.

До XIV в. Псков входил в состав Новгородской земли. Однако фактически он был во многом самостоятельным городом, к голосу которого не могло не прислушиваться новгородское вече. В1348 г. Новгород официально признал самостоятельность Пскова, ставшего по его образцу феодальной вечевой республикой.

В историко-градостроительном отношении Псков интересен как образец территориального роста древнерусского города, возникшего на мысу у слияния двух рек.

Псковский детинец, носивший название Крома, занимал относительно высокий скалистый холм, вытянувшийся с севера на юг между реками Великой и Псковой. В центральной части Крома, на наиболее возвышенном месте в первой половине XII в. был возведен каменный Троицкий собор (взамен более раннего деревянного). С южной, наиболее уязвимой «приступной» стороны Кром имел так называемые Перси - повышенный с помощью вала и укрепленный камнем склон крепостного холма, перед которым был выкопан ров Гребля. В этой южной части детинца перед Троицким собором собиралось псковское вече. Северная часть Крома за собором была занята клетями-складами с продовольственными, оружейными и другими особо ценными запасами, которые находились под постоянной охраной.

На противоположном берегу реки Великой на подступах к городу в XII в. возникло два монастыря: Мирожский и Ивановский.

К югу от Крома в живописном, местами заболоченном междуречьи Великой и Псковы стал постепенно разрастаться псковский посад. Здесь уже в конце X в. образовалась торговая площадь с церковью Власия. В 1266 г. через Торг прошла новая крепостная стена, которой был обнесен небольшой участок посада (около 1, 5 га), примкнувший к Персям. Эта часть Пскова по имени прославленного псковского князя Довмонта-Тимофея (1266-1299 гг.) получила название Довмонтова города. Здесь располагался княжеский двор, часть городского Торга и целый ряд небольших храмов.

До XIV в. укрепленная территория Пскова имела незначительные размеры. Однако превращение Пскова в центр самостоятельной вечевой республики способствовало его быстрому дальнейшему развитию и расширению. В 1309 г. часть посада, примыкавшая к Довмон-тову городу, была обнесена каменной стеной, которая прошла по северному краю небольшой речки Усохи и далее до Псковы, а также по берегам рек Великой и Псковы. Этот сектор городской территории в последующем получил название Старого Застенья. Новое Застенье возникло в 1375 г., когда была сооружена деревянная стена вдоль речки Зрачки, соединенной с Псковой и превращенной тем самым в ров. Со временем стены Старого Застенья были разобраны, а укрепления Нового Застенья приобрели каменные башни (1387 г.), а затем в начале XV в. целиком стали каменными.

Во второй половине XV в. (1465 г.) Псков построил новую стену, которая оградила Окольный город, или Поло-нище, куда в 1510 г. был переведен и псковский Торг. Одновременно был обнесен деревянной, а после 1510 г. каменной стеной посад, постепенно сформировавшийся за р. Псковой. Этот район города назывался Запсковьем. За р. Великой также исторически сложился посад Завеличье, однако этот район так и не вошел в черту города. Таким образом, в Пскове в период его наибольшего территориального развития возобладала тенденция к округлой форме плана, что было свойственно и другим древнерусским городам по мере их разрастания.

Так же как и в Новгороде, территория Пскова делилась на отдельные районы-концы, каждый из которых имел свой главный храм и свое особое кончанское вече. Сам город представлял собой союз концов, в ведении которых находилась и охрана города, его благоустройство, сбор налогов, содержание князя и должностных лиц, набор и снаряжение войска, управление пригородами, т.е. вся жизнь города и земли. К XIV-XV вв. в Пскове насчитывалось шесть (возможно, восемь) концов (Опоцкий, Боловинский, Остролавицкий, Городецкий, Богоявленский и Кузьмодемьянский). В сравнении с Новгородом псковские концы территориально были небольшими. Кроме того, население города делилось на «сотни» и «улицы».

Главные улицы Пскова расходились веером от Крома между реками Великой и Псковой и соединяли отдельные городские концы с общегородским центром, Крайние из этих улиц продолжались в виде дорог на Новгород и Смоленск, средняя, Кузнецкая улица служила торгово-ремесленным центром города. Основные улицы Пскова, имели деревянное замощение. По этой причине главная улица Запсковья получила название мощенка. По летописям известно, что в 1308 г. было замощено и обширное псковское Торговище, занимавшее низменную и топкую местность посреди Старого Застенья.

В XIV-ХV вв. в Пскове развернулось строительство кончанских и совсем небольших уличанских приходских храмов. Горожанами создавались и монастыри, которых в это время в Пскове и его предместьях насчитывалось множество. В 60-е годы XIV в. был перестроен главный псковский собор Троицы, получивший, судя по изображению XVII в., сложные и выразительные формы, что в совокупности с большой величиной и расположением на самой возвышенной точке города делало его ведущим сооружением ансамбля Пскова. Троицкий собор был главным среди остальных шести соборов Пскова, учрежденных в XIV-XV вв. Шесть псковских соборов, которым подчинялись остальные, более мелкие церкви города, сконцентрировались в Довмонтове городе, который стал в XIV в. своеобразным культовым центром Пскова, где при церквях находились и кладбища. Здесь же имелась «поповская изба», служившая для собраний всего псковского духовенства. Княжий двор в XIV в. был перенесен из Довмонтова города в Старое Застенье на берег р. Великой.

Сложившийся к XV в. ансамбль Пскова отличался богатством и живописностью. Его отдельные зоны, выделенные крепостными стенами, соподчинялись между собой и образовывали единую иерархическую последовательность. По мере приближения к центру происходило постепенное нарастание идейно-художественной значимости, архитектурной выразительности и масштаба застройки. На периферии город сливался с многочисленными неукрепленными слободами и окрестным ландшафтом.

Во второй половине XII в. из числа удельных центров выделился город Владимир на Клязьме, ставший подлинным преемником Киева.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.