Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Российского градостроительства






Становление древнерусского государства в конце I тысячелетия н. э. было отмечено появлением и стремительным развитием городов, качественно отличных от патриархальных городищ. К X в. на Руси было около 26 городов, а в XI в. их число возросло более чем в три раза. Показательно, что в скандинавских источниках Русь того времени известна как «страна городов». Однако следует иметь в виду, что городами в древнерусскую эпоху называли любые, даже самые незначительные поселения, если только они были огорожены крепостными стенами.

Города стали возникать по мере выделения и развития ремесла как особой самостоятельной формы производства и существенного увеличения торгового обмена. Они и явились центрами ремесла и торговли, экономически и политически подчинившими себе сельскую округу. Однако, несмотря на то, что города в своей принципиальной основе противостояли деревне, в Киевской Руси еще не возникло резкого антагонизма между тем и другим. Древнерусские города являлись порождением сельской стихии, они были органически связаны с селом и служили высшей ступенью в развитии сельского общинного устройства. Экономика городов еще в большой мере основывалась на развитии земледелия и скотоводства в подвластных им волостях.

Помимо экономической древнерусские города обладали и судебно-административной, а также культурно-религиозной и военно-оборонительной функциями.

Многие древнерусские города возникли путем слияния (синойкизма) нескольких союзных родовых общин, поселявшихся часто небольшими группами поблизости одна от другой и имевших свой общий вечевой и культовый центр - городище, который становился по мере роста города его детинцем. Примерами тому могут служить Киев, Новгород, Смоленск, Ростов и др.

Таким образом, патриархально-общинные городища, в особенности племенные центры, во многих случаях послужили основой древнерусских городов.

Наряду с этим, некоторые города выросли из феодальных усадеб или небольших пограничных крепостей. Однако большая часть этих поселений была городами лишь по названию и, не обладая экономическим потенциалом, постепенно теряла свое значение. Нередко новые города строились князьями на давно обжитых и развитых землях, т. е. по существу вырастали из сельских поселений. В других случаях вновь построенный город насильственно заселялся княжескими слугами и ремесленно-торговым людом.

Наиболее крупным из таких городов был Белгород, основанный Владимиром Святославичем на берегу р. Ирпень, на западных подступах к Киеву. Облицованные с приступной стороны сырцовым кирпичом и увенчанные деревянной стеной мощные земляные валы Белгорода служили ярким образцом русского крепостного зодчества времени Киевской Руси.

Торговое развитие многих древнерусских городов в значительной мере обусловливалось выгодами их географического расположения на великом водном пути «из варяг в греки», проходившем по целому ряду рек Восточной Европы. Крупнейшими речными магистралями являлись Днепр, Западная Двина, Ловать и Волхов, где ключевые позиции занимали соответственно Киев, Полоцк и Новгород. Главным перевалочным пунктом на этом пути был Смоленск, разместившийся в верховьях Днепра, где имелись волоки в бассейн Западной Двины. Путь «из варяг в греки», описанный в «Повести временных лет», связывал русские земли, с одной стороны, с Причерноморьем и Византией, а с другой-со странами Северной Европы. Известен был русским и водный путь вокруг всей Европы из Балтийского моря в Средиземное и Черное, который и замыкался в русских землях указанной системой рек. Этот знаменитый речной путь имел первостепенное значение во внешнеторговых сношениях Киевской Руси, тогда как в качестве внутренних связей использовалась практически вся обширная речная сеть восточноевропейской равнины.

Города, находившиеся в стороне от главных торговых путей Киевской Руси, в частности Ростов и Суздаль в отдаленной «Залесской» земле, выросли в первую очередь как центры богатых земледельческих районов, хотя и здесь существовали различные виды ремесел.

Города преимущественно оборонительного значения были сосредоточены на границах Русской земли со степью. На протяжении веков им приходилось отражать натиск кочевых племен хазар, затем печенегов, а позже половцев. К таким городам-крепостям, входившим в систему древних пограничных «Змиевых валов», относились Богуславль, Корсунь, Родня, Желна, Воинь и др. Они располагались преимущественно вдоль притоков Днепра, таких как Рось, Сула, Стугна и др. По своей архитектурно-функциональной организации эти крепости сильно отставали от подлинных городов и были сродни первобытно-общинным городищам, ярким примером чего может служить Райковецкое городище, просуществовавшее в качестве оборонительного пункта вплоть до татаро-монгольского нашествия в XIII в. Однако в XII-XIII вв. и эти городки начали экономически развиваться, о чем говорит появление возле некоторых из них небольших торгово-ремесленных посадов.

Несмотря на специфические особенности каждого из древнерусских городов, черты сходства между ними преобладали над различиями, что обусловливалось самим жизненным укладом, основывавшимся, главным образом, на натуральном хозяйстве. Специализация городов носила ограниченный характер, в каждом из них в большей или меньшей мере заключался весь комплекс перечисленных выше городских функций. Население даже сугубо военных крепостей в мирное время занималось ремеслом, торговлей и земледелием.

Вместе с тем древнерусские города значительно различались по своей значимости и находились в соподчиненном положении один по отношению к другому.

В становлении раннефеодального Киевского государства принцип иерархии играл основополагающую роль, так как иерархия вообще составляла характерную особенность всей эпохи средневековья и, по словам К. Маркса, являлась «идеальной формой феодализма». Принцип иерархии пронизывал собой не только социально-экономические и политические отношения в Древней Руси, но и составлял основу средневекового христианского мировоззрения, что находило отражение во всех видах искусства, включая архитектуру и градостроительство.

Высшее место в социальной иерархии Древней Руси принадлежало князьям, которые всегда были окружены дружиной и боярами, стоявшими на ступень ниже. Большую часть городского населения составляли ремесленники, торговцы и, наконец, не имевшие личной свободы княжеские и боярские холопы. В пределах каждой социальной группы также имелись свои степени «старшинства». Так, среди горожан различались «лучшие», или «старейшие» и «меньшие», или «мизинные» люди, а бояре и князья различались по степеням или по старшинству в зависимости от родовитости, богатства и могущества. Старшими среди князей в рассматриваемый период являлись князья Киевские, носившие титул «великих». Киев был общепризнанной столицей Руси-«матерью городов русских».

Большое значение для развития Древней Руси имело ее сближение с Византией, являвшейся в то время самым крупным культурным центром Европы. Из Византии Русь переняла государственную религию - христианство (988 г.), значительно влиявшее на все стороны материальной и духовной жизни в средние века. Как писал Ф. Энгельс, «верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»1. Строго установленная церковная иерархия играла в Древней Руси не менее важную роль, чем светская. Высшее духовенство, а также церкви и в особенности крупные монастыри владели значительными земельными угодьями с деревнями и селами.

После принятия христианства стали уничтожаться старые святилища славянских богов и их место заняли церкви, ставшие главными композиционными доминантами древнерусских городов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.