Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. 1-2.Св. Павел, описав сперва действия веры и чудесные добродетельные дела святых мужей, и заметив, что они доселе еще не получили полной награды на них от






1-2. Св. Павел, описав сперва действия веры и чудесные добродетельные дела святых мужей, и заметив, что они доселе еще не получили полной награды на них от Бога, выводит отсюда как для Палестинских христиан, так и вообще для всех христиан наставление: «итак, имея, говорит, такое множество, по густоте подобное облаку, свидетелей о силе веры и добродетели, оставим тщеславие, высокомерие, надменность и прочие виды гордости, презрим удобосоставляемые и производимые грехи, которые незаметно овладевают нами, сковывают нас, легко и хитро окружают нас, кругом опутывая, и делают нас своими пленниками и рабами, но и такие грехи, при помощи дарованных нам благодатных средств, мы можем легко препобедить, и даже вовсе искоренить» (Св. Злат.). Нам не достает терпения в продолжительной борьбе с грехом, запасемся же им и будем преуспевать в прохождении предлежащего нам подвига, назначенного Богом; а для одушевления в терпении будем живо представлять в уме нашем образец терпения и страданий – Иисуса Христа, Начальника и Совершителя веры, положившего начало нашей веры в Него (Иоан. 15, 15; 1 Кор. 13, 12) и Своей благодатной помощью укрепляющего ее и доводящего до совершенства. Он, приняв, ради спасения нашего, человеческую природу, должен был бы испытывать на земле радость и потому, что это так свойственно невинному и безгрешному, и, кроме того, от благодарности людей за их спасение, а Его подвергли позорной смерти на кресте, как злодея, ругались над Ним, поносили Его, как немощного, срамили Его побоями, заплеваниями, но Он пренебрег всем этим унижением, смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Почему же Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Он Господь Иисус Христос во Славу Бога Отца (Филип. 2, 8-11). Слава Его в том, что Он воссел одесную престола Божия, как Богочеловек. – Этот образец терпения в страданиях и прославления Св. Павла и завещает Христианам всегда иметь в своих мыслях.

3. Когда, говорит, постигнут вас искушения – скорби, беды и души ваши, под их влиянием, готовы ослабеть, то помните Иисуса Христа, претерпевшего над Собой такое поругание и заплевание, и заушение, и позорнейшую крестную смерть, притом от грешников, и вам будет легче переносить Свои страдания. «Великое, по истине великое, говорит Св. Златоуст, утешение для нас страдания Христовы. Если и страдания ближних ободряют нас, то какого утешения не доставят нам страдания Господа? Этот путь к добродетели Христос считал столь прекрасным, что и Сам шел по нему, не имея в том нужды; скорбь признавал Он столь полезною для нас, что Он сам говорит: иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10-38). Какой же ты последователь Его, когда не следуешь Ему? Будем же возлюбленные, постоянно вспоминать об этом, будем днем и ночью содержать это в мыслях своих, зная, что это принесет нам великие блага. Великое благо – скорбь: она очищает грехи и делает нас мужественными».

Есть два вида ободрения несчастных в их страданиях: первый вид ободрения, когда мы кому-либо говорим сочувственно, что он много терпит бед и напастей, а второй, - когда говорим, что он вовсе не много, или несильно пострадал. Первый способ ободрения укрепляет душу, а второй – смиряет душу, особенно склонную к самомнению – к гордости, и пробуждает ее от беспечности. Употребивши ранее первый способ ободрения, Св. Павел далее употребляет второй.

4-5. Ветхозаветные праведники за веру жертвовали самою жизнью, - их побивали камнями, умерщвляли мечем, а вы, говорит, только потеряли имущество и славу, вы только потерпели изгнание, но не подвергались смерти. (Св. Злат.). Христос терпел страдания от грешников, будучи Сам свят, а вы ведете борьбу с собственными грехами, с нечистыми греховными страстями. От них-то или по причине их все скорби, напасти и бедствия жизни, которые вы претерпеваете. Если мы, говорит Св. Златоуст, будем бодрствовать, если мы будем молить Бога, чтобы Он не допустил нам искушатися паче, еже можем (1 Кор. 10, 13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу». Кроме того, христиане должны помнить, что страдания допускаются Богом, как отеческие наказания – из любви к наказуемым, как детям, для их вразумления и исправления, или для большего возбуждения в них ревности к Богоугодной жизни. Об этом и Соломон замечает в своих притчах: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя; ибо Господь делает это по любви к тебе, как сыну.

6-8. Ибо, по любви своей, Господь посылает наказания, ибо наказание от Господа учит добродетели и мудрости. Бьет всякого сына, которого принимает, - т. е. Бог бичует скорбями и напастями всякого сына, которого принимает, приближает к Себе для того, чтобы вести его от совершенства к совершенству; ибо от скорби вырабатывается христианское терпение, от которого происходит опытность не только в перенесении скорбей, но и в благоугождении Богу; вследствие этой опытности является надежда на Бога, которая никогда не посрамит (Рим. 5, 3). Таким образом, Бог подвергает биению – испытаниям и скорбям всякого сына, Но не всякий, подвергающийся биению, есть сын; ибо наказываются Богом и человекоубийцы, и разбойники, и многие подобные. Но только сын наказывается из любви, чтобы стал еще лучшим, а люди лукавые – от нерасположения к ним, чтобы не стали еще худшими. А многие злые и вовсе не подвергаются наказанию, как совершенно неисправимые, чтобы там, в жизни будущей, подвергнуться страшному наказанию (Лук. 16, 23). Благотворность страданий, как Божеских наказаний, Св. Павел доказывает сравнением их с благотворностью отеческих наказаний. «Если Бог наказывает нас, говорит Св. Златоуст, то для исправления, а не для мучения. Посему Апостол, тем самым, почему они (Палестинские христиане) считали себя оставленными, внушает им уверенность, что они оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого, ибо, если Он, биет всякого сына, которого принимает, то не битый, может быть, уже не сын Его. Истинному сыну невозможно оставаться не наказанным. Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ни чему не учились, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были беспечными, так и в настоящем случае. Посему, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства». – Кто любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир. 30. 1). Отцы, воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем, говорит Св. Павел (Ефес. 6, 4). Этими наставлениями и руководились у нас истинно-христианские родители, воспитывая детей своих в страхе Божием (Притч. 3, 7), и всеми зависящими от них средствами и способами насаждали в детях это животворное начало, не гнушаясь иногда и такими тяжелыми для любящих родительских сердец средствами, как наказания, помня, что Сам Господь его же любит наказует (Притч. 3, 1, 23, 14). Расслабленные же (Евр. 12, 3) ложною гуманностью, многие отцы наши не только не смеют прибегнуть к этим, по их понятиям, жестоким средствам ветхозаветной морали, но стараются даже не подать и вида своей родительской власти, обращая себя в братьев своих детей, а серьезное и трудное дело обучения и воспитания – в развлечение приятными играми и доставляющими удовольствие забавами, забывая мудрое воспитательное предостережение ветхозаветной морали: ласкай дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя (Сирх. 30, 9). Забыв совет мудрого: не давай сыну воли в юности, и не потворствуй неразумию его (11 ст.), дают детям свободу во всем, как бы не зная, что сын, оставленный на свою волю, делается дерзким (8 ст.). Плодом такого воспитания «гуманного», появились дети своевольные ко всему, без страха Божия, неверы, презрительно относящиеся к старшим, даже к родителям своим – к их верованиям и убеждениям, а у нас русских и еще – чуждыми духа народного, отечественного, православного. Отсюда вышли те печальные события последних годов, в которых принимало и принимает живейшее участие молодое поколение, - не воспитанное в началах христианской веры.

Если родительские наказания полезны детям, которые покоряются им, то, тем более, полезны наказания от Бога.

9-11. Если плотских родителей наших мы принимаем в воспитатели себе и, будучи наказаны ими, питаем к ним уважение, боимся оскорбить их неисполнением их желаний, то не гораздо ли более мы должны, говорит Св. Павел, подчиняться, быть послушными воспитывающему нас нашему Небесному Отцу, Богу, от Которого у нас душа и все существо наше? Не гораздо ли с большею радостью мы должны воспринимать, скоби и наказания, от Того Отца, от Которого зависит не только наша земная, но и будущая – небесная жизнь, для которой он воспитывает нас, чтобы нам жить потом вечною, блаженною жизнью? Между плотскими родителям-воспитателями и между Отцом Небесным, воспитывающим нас, разница не в именах только, но и в самой сущности дела воспитания. Земные родители наказывали нас по своему произволу, для немногих дней. Воспитание детей плотских родителями ограничивается только несколькими годами и то при благоприятных обстоятельствах: здоровье родителей и детей, досугах и тому под… Притом, плотские родители часто руководятся в деле воспитания своим произволом, имеют целью не на самом деле полезное, а только с их родительской точки зрения. Не таково воспитание Бога: Он воспитывает чад Церкви Христовой, соделывая всякого воспитываемого совершенным навсегда. Таким образом, Бог Отец воспитывает для того, чтобы нам иметь участие в святости Его. Плотские родители наказывают детей своих, имея в виду, главным образом, свою пользу. Бог же не нуждается в пользе для Него, а имеет в виду нашу, исключительно, пользу в том, чтобы нам даровать Свою благость – святость. Когда Христианин, перенося наказания от Бога, мало-помалу сосредоточится мыслью на своей душе, будет искоренять в ней злое – греховное и насаждать доброе, тогда он привлечет на себя благодать Св. Духа и, при помощи благодатных средств, может достигнуть совершенной чистоты и святости, и будущей блаженной жизни. Правда, говорит Св. Апостол, всякое наказание, («человеческое и духовное» Св. Злат.), которому подвергается человек, в настоящее время кажется (хотя не есть на самом деле) печалью, но кто поймет его надлежащим образом и воспользуется им для исправления своей жизни, научится им долготерпению, тот впоследствии получит от Него, или чрез Него, мирный плод праведности – плод добродетели, - оправдания пред Богом, Который даст мир долготерпеливой душе, обуреваемой греховными страстями и помыслами. Поэтому Св. Павел увещевает палестинских христиан устами их же древних пророков укрепиться духом и твердо идти путем Евангельского учения.

12-13. В виду многочисленных примеров праведников, с терпением переносивших страдания и увенчанных за это великою наградою от Господа – святостью; в виду терпеливого страдания Богочеловека, Иисуса Христа, увенчанного Божескою славою и честью, наконец, в виду того, что Бог посылает страдания тем, кого любит и желает увенчать их святостью, Св. Павел увещевает и Палестинских Христиан терпеливо переносить бедствия и страдания и, для большей их убедительности, приводит пророческие слова Исаии: укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена. Печаль при страданиях не редко расслабляет силы душевные, что отражается на расслаблении и всего организма – и руки опускаются, и ноги как бы расслабевают – не ходят. Так как причина этой слабости в малодушии, в расслаблении сил душевных, то и пророк и Св. Павел как бы говорят: перестаньте малодушествовать, укрепите силы ваши своим терпением. Друг им изречением Соломона Св. Павел увещевает их ходить или поступать прямо, не виляя, не сворачивая в сторону на путь сомнений и греха, потому что, как при искусственной (нарочно увеличенной) хромоте, при больной ноге, можно только усилить болезнь ноги, так и при душевной болезни, малодушием, сомнением, можно еще больше причинить вред душе; и – как хромота и слабость ног исправляется прямым правильным хождением, так и душевная болезнь исцелится жизнью душевной по Евангельской правде – по Евангельскому учению. – Поелику «в искушениях ничто столько не делает нас удобопобеждаемыми и удобоуловляемыми, как разделение, то и Св. Павел предписывает мир и любовь со всеми и след. Единение» (Св. Злат.).

14. «Есть много отличительных принадлежностей Христианина, говорит Св. Златоуст, но больше всех и лучше всех – любовь друг ко другу и мир». Посему и Святой Павел говорит: мир имейте со всеми, не только с теми, которые мирно живут с вами, но и с врагами вашими, не мирными к вам, насколько это возможно (ср. Рим. 12, 18), а это только и возможно при христианской любви (ср. Мф. 5, 44). Кроме любви, всячески старайтесь иметь в себе святость – чистоту душевную во всех проявлениях жизни, которая состоит в том, чтобы очистить душу от всякой страсти телесной и душевной, потому что Бога могут узреть только святые и чистые сердцем, по словам Самого Господа (Мф. 5, 8).

Наблюдая над собою, Христиане должны заботиться и о других, чтобы кто-нибудь их них на ослабел и не лишился благодати Св. Духа.

15. Как странники, возвращающиеся из далеких стран на свою родину, тщательно наблюдают, чтобы кто-нибудь из их компании не отстал, не сбился с пути, чтобы не лишился намеченной цели, так и Христиане, идущие в небесное отечество, должны наблюдать друг за другом, чтобы кто-нибудь из них не сбился с пути и не лишился благодати Божией – будущих благ в небесном отечестве. Особенно советует быть осмотрительным, чтобы не возник между ними какой-либо лжеучитель или лжеучение, которое, подобно горькому корню, от которого может возникнуть лжеучение, может им осквернить многих и, таким образом, лишит благодати Божией. – К таким горьким корням Св. Павел далее относит блуд и пристрастие к земному.

1) У Св. Златоуста – бремя всякое, под которым он разумеет сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.