Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11.






1-2. Человек и после падения не оставлен был Господом на произвол его страстей и сил: посредством откровений и обетований Господь указывал ему путь к спасению и общению с Собою. Этот путь, непостижимый для ума человека, как не видимый, постижим был верою, которая есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Она есть показание или обнаружение невидимых вещей, ибо она делает то, что невидимые вещи созерцаются нашим умом, как видимые. «Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом так же, как в видимом» (Св. Злат.). Таким образом, вера дает уверенность, как бы доказательство, и осуществляет ожидаемое от Бога – Его помощь, Его обетования, которые представляются нашему рассудку не имеющими действительности, как видимо-настоящее: ибо «вера дает им действительность» (Св. Златоуст). Поэтому вера укрепляет сердце среди разных бедствий, как только временных, и выражается в полной преданности водительству Божию. Такова и была вера древних, посредством которой они и получили от Бога свидетельство Его благоволения к ним. – Вообще, вера необходима для познания Божественных дел, начиная с сотворения мира.

3. Итак, чтобы мы могли знать о происхождении видимого нами мира, если бы Бог не открыл нам этого? Ровно ничего; потому что видимое, совершающееся во времени века, произошло из невидимого, - из небытия и, что еще для нас непостижимее, произошло одним творческим словом. Это открыл нам Бог и мы созерцаем это только верою в Его откровение.

Но так как вера требует души юной и бодрой, возвышающейся над всем чувственным и господствующей над немощными помыслами человека (ибо нельзя быть верующим, пока дух человека не высвободится из обычного порядка вещей), и так как, с другой стороны, род человеческий весьма мнителен, не может полагаться на себя самого и боится за верность своих суждений, при том же весьма много заботится о мнении других, то Св. Павел ободряет Палестинских христиан примером предков их, указывая в них силу их веры, которою они угодили Богу и получили Его обетования.

4. Так Авель потому получил от Бога благоволение за свою жертву, что принес ее с живою верою в Бога невидимого, потому что для жертвы своей взял лучшее из стада своего и принес его во всесожжение Богу с полною преданностью Ему; за что и Бог призрел на Авеля и на дары его (Быт. 4, 4); верою он и по смерти говорит еще, - то есть своим мученичеством за веру он как бы вечно живет в истории, как пример благочестия (Св. Злат.).

5-6. Еще большую веру в Бога обнаружил Енох, живя среди развращенного уже рода. То, что случилось с Авелем, способно было смутить его, потому что, не смотря на праведность Авеля и угодность Богу, Он допустил, чтобы убил брат его, Каин. Правда, убийца его был наказан Богом. Но какая от этого польза убитому уже? Енох же веровал, что если и не ныне, то в будущем веке Бог воздаст за веру в Него, и такою верою угодил Богу и угодивши переселен был живым на небо. Итак, верою Он переселен был, или как бы самая вера переселила его. Потому что прежде переселения Его, сказано о нем, что Он ходил пред Богом (Быт. 5, 44), - жил, имея всегда пред очами своими Бога или страх Божий, постоянно благоугождая Богу – В примере Авеля Бог показал, что Его определение о смерти за преступление прародителей истинно, а в примере Еноха снова показал, что это определение временно и будет уничтожено. Из тех же двух примеров видно, что без веры невозможно угодить Богу; ибо вера убеждает в существовании Бога и мздовоздаянии в будущей жизни. Как же, не веря в это, можно угодить Богу? Как можно идти к Нему, быть преданным Ему? Как жить добродетельно среди соблазнов и искушений грехом, - не веря, что есть будущая жизнь и в ней воздаяние за подвиги веры? (Феофл.).

7. Так же и Ной получил откровение от Бога о том, что еще не было видимо, что еще не наступило в действительности, и чего даже нельзя было предвидеть, именно, откровение о всемирном потопе; он поверил этому, стал бояться потопа и, для спасения себя и своих, домашних, по повелению Божию, стал строить ковчег (Быт. 6, 22). Такою глубокою верою в истинность Божественного откровения и приготовлением к потопу постройкой ковчега на глазах у людей неверующих Ной осудил весь мир, то есть показал, что они достойны наказания потопом, а сам сделался наследником праведности по вере, - т. е вера даровала ему праведность, что и засвидетельствовал Бог, сказав ему: вот Я увидел, что ты праведен предо Мною в роде этом (Быт. 7, 1). – Еще большее доверие к голосу Господа оказал Авраам.

8-10. Авраам жил в земле Халдейской, имел дом, имущество в стадах и в слугах. Бог сказал ему: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12, 1). И пошел Авраам, как сказал ему Господь (Быт. 12, 4). Он снялся со всем домом своим, оставил отца, родных и знакомых и пошел, сам не зная, куда идет, потому что Бог еще не открыл ему, куда ему предназначил идти. Так сильна и глубока была вера Авраама в Бога и Его веления. Но вот Бог определенно указал Аврааму землю, где он должен поселиться – именно землю Ханаанскую или Палестину, и сказал ему: всю землю эту, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему Быт. 13, 15). Но ни сам Авраам, ни следующие потомки его, до Иисуса Навина включительно, не наследовали этой земли: Авраам, сын его Исаак и внук его Иаков хотя и жили на этой земле, но как чужеземцы в шатрах или палатках, как странники и пришельцы на этой земле, а не как собственники и владельцы. По-видимому, очень трудно было поверить обетованию Божественному, а Авраам поверил Богу и, не получая здесь на земле осуществления своей веры в наследие земное, перенес свою веру на еще более невидимое и непостижимое, на наследие небесное; он стал ожидать получить в наследие небесный город, небесный Иерусалим, крепко основанный и всегда пребывающий, строитель и художник которого Сам Бог. Но откуда в Аврааме могла возникнуть вера в небесный Иерусалим, когда Бог, по-видимому, обещал ему земное наследие? Правда, прямо невидимо, что Бог обещал ему духовное наследство, но Авраам мог вывести это из слов Господа: Я возвеличу имя твое… и благословятся в тебе, то есть в потомстве твоем, все племена земные (Быт. 12, 4), - благословение Божие, - Его милости, Его благоволение могут получить все народы только в таком потомке, который примирит людей с Богом, спасши их от последствий преступления прародителей – греха, проклятия и смерти, что, очевидно, могло произойти только в духовном Царстве Божием. – Так же и Сарра, жена Авраама, имела глубокую веру обетование Господа.

11-12. Авраам и Сарра были уже в преклонных (Сарре было 90 лет, Аврааму же 100 – Быт. 18, 11) летах, когда Господь, в виде трех странников, явился к ним и сказал, что у них чрез год родится сын (Быт. 18, 10). Сарра, не зная, что с ними говорит Господь, сначала не поверила словам Его, засмеялась внутренне, - сама про себя. Но когда Господь сказал ей, что она внутренне, про себя, рассмеялась, тогда она тотчас же изумилась своему неверию и, чтобы извиниться пред Прозорливцем, растерявшись сказала, что она не смеялась (Быт. 18, 15). Господь видел ее замешательство и глубину веры ее, в силу которой она, будучи неплодной, получила от Бога силу к приятию семени от мужа, зачала и родила сына первенца не по времени своего возраста, - ибо и по природе своей была неплодна, и по возрасту – летам своим, была уже естественно не способна к деторождению, но твердо верила, что обещавший ей сына, Господь, верен Своему обещанию – Он всесилен исполнить его. По этой, именно, вере в обетование Господа от одного Авраама, притом уже омертвелого от лет, произошло такое многочисленное потомство, как звезды на небе, как песок на берегу моря (Быт. 22, 17); 13, 16). Само собою понятно, что Бог обещает Аврааму такое бесчисленное потомство не столько по плотскому его рождению, но, главным образом, по духовному, - всех верующих в Господа Иисуса Христа (Гал. 3, 6-9; Римл. 11, 7-12). В таком, именно, смысле и упомянутые Патриархи (Авраам, Исаак, Иаков и др.) разумели данные им Богом обетования: они при жизни своей не получили обетованной им земли, но не поколебались в вере в обетование им Отечества.

13-14. Все эти праведники, которым Господь обетовал наследие земли обетованной, не дождались исполнения обетования, но, несмотря на это, сохранили твердую веру до самой смерти своей в истинность обетований Божиих. Они в уме своем созерцали исполнение этих обетований – издали – в отдаленном будущем, через четыре поколения – наследие земли обетованной, и еще далее – небесного отечества, и радовались им как бы осуществившимся. Что они не потеряли надежды в исполнение Божиих обетований, это видно из того, что они говорили про себя, что они странники и пришельцы на земле (Быт. 47, 8-9), а так говорят только те. Которые ищут отечества своего, где они уже не странники и пришельцы, а коренные жители. Какого же отечества своего они искали?

15-16. Если бы упомянутые здесь праотцы имели в мыслях своих, то отечество, из которого вышел Авраам, то есть Месопотамию, то ничто им не препятствовало возвратится туда. Но они, называя себя странниками и пришельцами на земле (Быт. 23, 4, 47, 9) и не возвращаясь в прежнее свое отечество, очевидно – искали себе лучшего, - небесного отечества, куда и стремились всею душою своею; поэтому и Бог не считает для Себя бесславием называться их Богом, говоря: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 15), чем выражает свою особенную близость к ним и Свое благоволение за их твердую веру и праведность пред Ним. За эту веру в Него и праведность Господь приготовил им город – жилище на небе, - небесный покой (Евр. 4, 2-10). Но еще большую, можно сказать, необычайную силу веры показал Авраам в принесении в жертву Богу сына своего Исаака.

17-19. По истине велика вера Авраама, говорит Св. Златоуст. – В Авеле, Ное и Енохе происходила только борьба мыслей, и нужно было стать выше человеческих помыслов, а здесь нужно было показать еще большее, ибо здесь Божественное, по-видимому, противоречит Божественному, вера – вере, повеление обетованию. Бог обетовал ему: в Исааке наречется тебе семя, и Авраам поверил. И вот родился у него единородный сын, надежда обетования Божия, и опора его веры. Только что он подрос и привязал к себе сердца родителей, как Бог, для испытания и обнаружения его веры для других, посылает ему искушение, - повелевает принести Исаака в жертву Ему. Авраам не стал раздумывать и колебаться: чему же верить? Первому обетованию, или второму повелению? Если он исполнит второе, т. е. умертвит Исаака, то как же может исполнится первое о многочисленном от него потомстве? Он думал только одно: Бог дал то и другое, следовательно, нужно исполнить Его волю. Пусть он, по повелению Божию, умертвит Исаака, но Бог силен и из мертвых его воскресить. С такою верою в Бога он идет на указанное ему Богом место (гору Мориа, где после основан был Давидом Иерусалим), и готовится принести в жертву Богу Исаака и уже заносит нож над ним и видит его мысленно уже умершим. Бог, видя веру Авраама, даровал ему – как бы воскресил из мертвых, Исаака, указав ему чрез Ангела для жертвы овна в предзнаменование будущей жертвы Иисуса Христа, Которой даруется жизнь и воскресение обреченному на смерть человечеству. – Верою в исполнение обетований Божиих Исаак благословил детей своих, Иакова и Исава.

20. Авраам не дожил до исполнения обетования Божия о наследии земли Ханаанской, умер с верою в исполнение обетования Божия, странником на обетованной ему земле. Не дожил до этого и сын его, Исаак, - он тоже был странником, но не потерял веры в исполнение обетования Божия в будущем и далеком, при том, что он и выразил в своем благословении сыновей своих: Иакову он предрек, что Господь даст потомкам его плодородие земли и покорит ему врагов его, когда он, - его потомство завладеют обетованной Богом землей, (Быт. 27, 28-29), и даже прозрел в отдаленнейшее, сказавши ему, что Господь благословит благословляющих его, и проклянет клянущих (ст. 29), что исполнилось в духовном царстве Мессии. Исаву же о его потомстве предрек, что они будут жить мечем – войной и будут рабами Иудейского народа (Быт. 27, 40), но настанет время, когда они свергнут с себя иго рабства (ст. 40), что исполнилось при царе Иораме (4 Цар. 8, 20) – Такую же веру в исполнение Божественного обетования выразил и Иаков.

21. Достигши старости и при том в чужой – Египетской земле, Иаков не потерял веры в исполнение Божественного обетования о наследии земли обетованной, что он и выразил в благословении детей Иосифа: Манасия (старший сын Иосифа) будет велик, от него произойдет народ, но меньший его брат (Ефрем) будет больше его и от семени его произойдет многочисленный народ (Быт. 48, 8-19). И как бы в подтверждение своей веры в обладание его потомством обетованной земли заклял Иосифа похоронить его в земле Ханаанской вместе с отцами своими, и поклонился на верх жезла своего (Быт. 47, 29-31). Как бы в молитве к Богу и преданности Его воле. – С такою же верою в исполнение обетования и просьбою Иосиф пред смертью обращается к братьям своим.

*) В славянском тексте читается – на верх жезла его, т. е. Иосифа, чем, по толкованию Св. Златоуста, воздал честь колену Ефрема, из которого произойдут Цари в царстве Израильском, как из колена Иудина – в Царстве Иудейском.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.