Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бог же мира, воздвигший из мира Пастыря овец великого Кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа).






21. да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа; Ему слава во веки веков! Аминь.

Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним (если он скоро придет) увижу вас

Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

Благодать со всеми вами. Аминь.

Заключение послания

7.1) Молитва Св. Павла о верующих (XIII, 20-21).

20-21. «Испросив наперед от них молитв, Св. Павел теперь и сам просит им у Бога всех благ» (Св. Злат.). Бог Отец, Источник мира, да подаст, говорит, и вашей душе, обуреваемой бедствиями, мир. Он (желает нам мира) для примирения нас с Собою послал возлюбленного Сына Своего, Который, воплотившись, пролил кровь Свою для искупления и спасения нашего, умер и воскрес и кровью Своею – заключил с нами новый, вечный завет, и стал Пастырем нашим великим, Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Чрез Него, при помощи, изливаемой Им на верующих благодати Св. Духа, мы можем творить всякое доброе дело и достигать совершенства в духовной жизни, исполняя волю Божию и творя все благоугодное Ему. Господь Иисус Христос все для нас: и Первосвященник, и жертва, и вечный ходатай за нас. Ему и должны мы воздавать подобающую Ему Славу вечно. Истинно.

Св. Павел в этом послании своем и для Палестинских, и вообще христиан, выяснил отношение ветхого завета к новому и преимущество последнего пред первым. Он хотел бы сказать гораздо больше, но читатели его послания были в христианстве еще подобны младенцам, для которых требуется не твердая пища, высокие и глубокие истины Христианства, а молоко – первоначальное – начатки (Евр. 5, 11-14). Поэтому он написал им вмале, и написал для того, главным образом, чтобы утешить их в скорбях их.

7.2) Просьба благосклонно принять послание (ст. 22)

22. Прошу вас, говорит, примите слова написанного в этом послании утешения в скорбях ваших и побуждения к вере в обетования Божии людям и к терпению в искушениях. Я не много и написал вам о предметах столь важных, чтобы не затруднить вас излишеством содержания и обилием своих от вас требований, ибо я имел в виду утешить вас в скорбях и укрепить вашу веру и надежду на Бога примерами ветхозаветных праведников.

7.3) Обещание побывать у них (ст. 23).

23. Св. Павел извещает Палестинских Христиан, что соработник его Тимофей, заключенный в узы за благовествование Христово, вероятно в Риме, освобожден из уз. С ним, как думают (Феод. Феоф.), Св. Павел намеревается послать свое послание к Палестинским Христианам, которые не имели ничего враждебного против Тимофея, как обрезанного. По возвращении Тимофея из Палестины, если это скоро будет, узнавши от него, какое впечатление на Христиан произведет его послание, Св. Павел высказывает намерение, вместе с ним посетить и увидеть их.

7.4) Приветствия и благожелания (ст. 24-25).

24. Св. Павел посылает особенное приветствие Палестинским наставникам Христиан, то выделяя их за высокое служение из ряда других и тем внушая Христианам с особенным уважением относиться к ним (ср. 1 Кол. 5, 12-13); 1 Тим. 5, 17), затем и всем христианам – святым, каковыми они должны быть по своей жизни во Христе, шлет приветствие им от Италийских Христиан. Заключает свое послание обычным собственноручным (сл. 2 Кол. 3, 18) – своим благожеланием и как бы благословением.

25. Да будет, говорит, благословение и содействие Божие вам, и да сподобитесь отпущения грехов ваших, которое даруется благодатью в таинстве покаяния, если кто грешит после крещения; да пребудут с вами дары Св. Духа, сообщаемые в таинствах Христовой Церкви. Аминь – истинно все то, что написано в этом послании.

Послание написано в Риме и послано Св. Павлом к Палестинским Христианам с Тимофеем в конце 1-х уз Св. Павла около 67 года.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ (I-XI).

I. Часть первая – догматическая (I-10, 18) – Превосходство новозаветного устроения спасения нашего пред ветхозаветным.

Введение (тема):

Превосходство новозаветного откровения пред ветхозаветным (1, 1-3): (ветхий завет заключен был людьми – путем постепенного откровения в разного рода посредствах, а новый – дан сразу во всей полноте, ибо виновник его есть воплотившийся Сын Божий, по Своему существу равный Богу, Творец и Промыслитель мира и Спаситель людей и вечный за них ходатай пред Богом Отцом, «седяй на престоле одесную Его». Эту основную мысль Апостол Павел доказывает далее свидетельствами Слова Божия, главного доказательства для иудеев, указывая превосходство Сына Божия – Богочеловека: 1) пред ангелами (I, 4-II, 18), 2) Пред Моисеем (III, I-IV, 13). 3) пред левитским священством (IV, 14-VII, 28).

1) Превосходство Иисуса Христа, новозаветного Ходатая, пред ангелами (I, 4-11. 18).

А) Природою Божества Он выше ангелов (1, 4-14): (Насколько Иисус Христос выше ангелов по наследованному Им в Своем человечестве «Сыновства Божия», настолько Его откровение выше сообщенного ангелами (4) и имя Его: «Сын Божий» не тоже, что присвоялось иногда Ангелам, ибо Он Сын Божий по существу (5). Отличаясь от ангелов по имени, Он отличается и по власти и силе от них, которые Он унаследовал от Бога (6-14): Он выше всего – «Первороден» и Ему подчинены ангелы (6). Правда, и эти имеют власть, но как слуги Божии, как Его Творение (7), а «Сын Божий» есть Бог и Царь вселенной (8-9) и еще более – Творец мира неизменяемый и вечный (10-12), а ангелы лишь слуги в царстве Сына для спасения верующих (13-14), а потому и

Б) Завет при посредстве ангелов ниже завета чрез Христа. Но если ангельский завет надо было соблюдать под страхом строгого взыскания, то тем более, это надо иметь в отношении к новому завету (II, 1-4).

В) Христос выше ангелов и по нравственному положению человека идеального (5), Ходатая (посредника) и Главы нового завета (договора) (10-18):

(Если в прошлом – ангелы, по причине греха человека, были исполнителями воли Божией на земле, то иное будет в обновленной природе (5), ибо при создании положение идеального человека было иное, оно же и восстановлено Иисусом Христом (6-8а) и будет восстановлено Им потом (8б-9). Что же Он сделает? – То, чего люди не могли сделать – принес за их непослушание Свое полное послушание – добровольно умер на кресте (10), сделавшись человеком, дабы быть их первосвященником (11-13) и вторым Адамом (14-15); пострадал, дабы искупить человека и помочь ему в его искушениях, будучи подобострастным ему (16-18).

2) Христос выше Моисея (III, I-IV, 13), ибо хотя тот и Другой служители заветов (III, 12), но Моисей, как творение Сына (3-4), - в роли слуги в доме, а Христос в роли Сына и мы – Его дом, если твердо храним свою веру (5-6). Последнее дает Апостолу повод говорить о том, что надо остерегаться от неверия и от отпадения от христианства (III, 7-IV, 13) – если при Моисее люди за непослушание были не допущены до земли обетованной, (7-11), то и теперь Бог тот же (живой 12) и теперь Бог может не допустить в «покой Свой» христиан, если они не будут предостерегать себя от неверия. (13-19). Что это за «покой»? Этот покой имеет значение как для них, так и для нас (IV, 1-2). Покой есть радость о прекрасном творении (3-5). Когда люди согрешили и не вошли в радость Божию – покой Его, то Он дал некоторое подобие его на земле Обетованной, но и в ту не вошли как надо – не получили покоя Божия (6), потому Давид просит не отказываться от призыва «ныне» в «покой Божий» (7), покой другой (8), «покой» будущего (9-10), к нему будем стремиться, дабы не быть осужденными судом все проникающего Слова Божия (12-13).

3) Первосвященство Иисуса Христа выше ветхозаветного (IV, 14-VII, 28). Мысль эту Апостол сначала излагает в общих чертах (IV, 14-16):

(Будем верить твердо в Первосвященника нашего «прошедшего небеса (вознесшегося на небо) и держаться того, чему Он учил нас (исповедания нашего) (14); в Нем мы имеем победителя греха, и Он поможет нам в наших искушениях (15), идем к Нему за благодатью и прощением, и Он подаст нам помощь Свою» благовременно, когда мы, по Его усмотрению, более всего будем в ней нуждаться (16).

Но что же есть общего между Христом и первосвященником? – Во-первых – каждый священник есть ходатай за народ, таковым был и Христос (V, 1-3). Во-вторых – первосвященник должен иметь законное избрание, так и Христос (4-6). Сделавшись тем, чем Он должен был стать чрез страдание из послушания, Он со Своею Кровью предстал Престолу Божию, чтобы даровать спасение вечное «послушным Ему», за что и получил имя Первосвященника вечного по чину Мелхиседокову как об Нем было сказано в 109 Пс. (9-10). Далее, нужно было бы ожидать, что Апостол еще подробнее будет развивать мысль об этом именно первосвященстве, но он делает отступление – укоряет некоторых за внешнее – младенческое понимание истин христианства (V, 11-VI, 20):

(Отсутствие у читателей послания навыка или упражнения чувств души в понимании отвлеченных истин христианства и в распознавании здравых и развращенных учений, с одной стороны, и возвышенных, и низких, с другой, лишают Апостола возможности предложить им более глубоко учение о только что затронутом вопросе – первосвященстве по чину Мелхиседекову (11-14). Более того – принявши учение Христово ранее других, евреи Палестинские, к которым написано было это послание, стали уклоняться в иудейство, - об них тоже Апостол обещался в свое время поговорить (V, 1-3), но в том случае, если они еще не отпали от Христа, что было бы равносильно хуле на Духа (Мф. 12, 31) (4-8), то такие подобны проклятой земле (7-8); впрочем, за бывшие добрые их дела, думает Апостол, с ними не будет этого (9-10), если же он говорил о них так решительно, то лишь для того, чтобы их вера не заснула («не обленились вы») (11-12), а возросла как в Аврааме и удостоилась награды, как и в нем (13-15). Заслуга Авраама, что он поверил Богу и вы верьте Богу, для того Бог и клялся, что бы и мы верили Ему и надеялись получить от Него обещанное блаженство (16-18). Что для моряка якорь, то для нас надежда, которая может ввести во «внутреннее» жизни Божественной «за внутреннюю завесу», куда прежде нас вошел Первосвященник по чину Мелхиседекову и может нас с Собою ввести (19-20). Далее опять идет прерванная речь о первосвященстве Христовом:

Смысл священства Христова по чину Мелхиседекову, открывающийся из превосходства над первосвященством по чину Ааронову (VII, 1-28).

А) Сходство Христа и Мелхиседека (царь мира и правды (1-2) и вечность (3),

Б) Высота одного над другим (4-25):

Т. е. новозаветного по чину Мелхиседека, над ветхозаветным, по чину Аарона.

Ба) Авраам дал десятину, а Мелхиседек его благословил (4-10).

Бб) Бог учреждением священства по чину Мелхиседекову отменяет Аароновское (11-14): (Отменяет, установляя для общения с Богом новый вид священства (11-12), ибо Христос священник из колена Иудина, а не Левия (13-14).

Бв) Одно временное, а другое вечное (15-19): (Не по происхождению от Левия, а по праву жизни не престающей Иисуса Христа (15-17); что лишнее, то и отменяется (18), как временное, - оно не доводило до совершенства и уступило место вечному (19).

Бг) Христово священство было с клятвою, а поручителем его был Сам Христос (20-22).

Бд) Христово священство – вечное, а Левитское – временное (23-25).

(Там сменялись первосвященники (23) здесь один (24), вечный Ходатай пред Богом, как сопрестольный Ему (25).

В) Итак, истинный первосвященник должен быть идеальным человеком; хотя человеком, но не причастным греху, совершенно отрешенным от грешников и вознесенным до сидения «одесную Бога» (26-27), таким и был Христос, «сый во веки совершенный» (28).

Если же левитское священство было основанием ветхозаветного и если оно отменяется и заменяется священством Христовым, то

4) Отменяется весь ветхий завет и заменяется новым, а первый оттого уже делается ветхим и, как такой, отменяется (VIII, 1-13): (Прежде всего, у христиан Первосвященник, “одесную Бога» (1) и служит в неземной скинии (2). Первосвященник существует для приношений и Христу дано было, что принести (3), но что же? Ветхозаветный священник служил земной скинии, тени скинии небесного (4-5), служение же Христа было высшим, каков был и новый завет (6); первый «завет не делал людей непорочными» (Феофилакт Болг.), в этом был его недостаток (7), потому Бог, как сказал пророк, решил заменить его новым: тот вел людей к спасению внешними предписаниями – «за руку» и оказался недостаточным (8-9), новый же напишется на скрижалях сердца человеческого и все сами будут знать живущего в сердцах их Бога (10-11). Грехи, которые теперь мешают людям знать Бога, тогда, ради жертвы (послушания воле Отца) нового Первосвященника, будут прощены (12). Итак, новый, следовательно, первый – стар и устраняется сам собою).

В ветхом завете все было условно, так и жертвы. Имея прообразовательное значение, жертвы эти, при наступлении конца прообразов – нового завета, стали излишни. Это

5) Прообразовательное значение жертв и скинии Апостол и указывает в IX-й главе: (Скиния своим устройством должна была указывать, что доступ к Богу еще не открыт: святое святых было закрыто завесой, куда мог входить один лишь первосвященник (1-8). Откроет его новый Первосвященник – по чину Мелхиседекову, Своею жертвою, на которую указывали жертвы ветхозаветные; прежние жертвы не могли очистить совести человека и довести его до совершенства: они существовали лишь до времени «исправления», т. е. когда придет Христос и все исправит Своею жертвою (9-10). Действительно, Христос в новой скинии тела Своего, где обитало Божество, вошел со Своею Кровью во святое святых (11-12), и этою превосходною жертвою примирил людей Богу и основал новый завет (13-15). Теперь завет вошел в силу, ибо Христос помер (16-17). Так и ветхий завет был основан на крови, прообразе смерти Христовой (18-23): (ею окроплена была книга закона (18-20) и вся утварь скинии (21-22а): это было символом очищения и прощения (22б); тем более это должно быть в скинии небесной, но только для этого нужна была иная – высшая жертва т. е Христа (23). Поэтому-то Христос пришел в высшую скинию с высшею жертвою для уничтожения греха в конце веков, когда люди могли сознать свое бессилие, - однажды пострадал за многих, хотя плодами жертвы Его могут пользоваться все; пришел однажды со Своею, а не чужою кровью, и, таким образом, принес не прообразовательное, а настоящее искупление; как человек умирает однажды, так и Он умер однажды, чтоб потом прийти на суд (24-28).

6. За бессилием ветхозаветной жертвы выступает новозаветная совершенная, потому что в первой не было того, что составляет соль жертвы – приношения воли (X, 1-18): (Жертвы не приносили исцеления от греха, ибо повторялись и потому не достигали цели (1-2), напротив, будя сознание его, они еще более обостряли его тяготу (3). Косвенным образом в ветхом завете указывалось на недостаточность его жертв, когда говорилось, что кровь животных не могла уничтожить греха, а для полноты жертвы требовалось, чтобы была исполнена воля Божия (Пс. 39, 7-9) (4-7). Бог в ветхом завете высказал, что Ему не нужны жертвы сами по себе, а лишь послушание воле Его, и открыл, что грядущий Иисус Христос есть истинная жертва и, таким обр., в отмену жертв (законных) поставил жертву И. Хр. (8-9). И вот, когда Христос принес эту жертву, то Он сразу освятил ею всех (10), чего не могли сделать ветхозаветные священники (11), и Сам достиг совершенства – сел одесную Отца (12) и других сделал совершенными, очистив сердца их от греха (13-14), а в очищенные вложил свой закон (15-16), чтоб не поминать больше греха (17), но где нет греха, там не нужны и жертвы, итак, не нужен ветхий завет (18).

II. Часть нравоучительная (X, 1`9- XIII, 19).

Из учения об Иисусе Христе, как Первосвященнике и жертве, Св. Павел выводит наставления твердо держаться спасения во Христе Иисусе посредством веры в Него и надежды на будущее блаженство, чтобы не погибнуть на веки.

1) Увещание неуклонно держаться надежды христианского исповедания (X, 19-39): (Все мы вошли в святое святых – в общение с Богом через тело Христово и воду крещения, будем и держаться принятого направления нашей веры (19-23). Но при этом нужно и усовершенствоваться в новом пути и взаимно помогать друг другу, а потому те и не должны покидать взаимообщения (24-25). Отпавшим нет второй жертвы Христовой, а потому им грозит суд (25-28) и тем более сильный, чем важнее свидетели нашего завета – Христос и Дух, их мы оскорбляем (28-29) и Сам Бог будет судить нас за это со всею строгостью Своей воли (30-31), между тем, вы так много делали когда-то мне (Апостолу) своим сочувствием (32-34), не надо же покидать прежнего (35), нужно только терпение (36) и вот явится судия для воздаяния каждому (37), как и прор. Аввакум говорил, что приятен Богу тот, кто верит, что Он дарует удовлетворение (38), будем же верить, ведь мы христиане, чтобы встретить могущего скоро прийти Судию (39). Поэтому праведники много претерпели в надежде воздаяния (XI, -34): (Авель верил в силу благочестия (4). Енох – в блаженную будущую жизнь (5-6). Ной – в угрозу потопом (7), Авраам, Исаак и Иаков – в духовную землю обетования – в царство Божие, 8-10). Авраам и Сарра в свое потомство (11-12). Все они не получили обетования здесь, но верили, и Бог их назвал Своими (13-16). Но еще большую веру обнаружил Авраам в принесении своего сына в жертву (17-19), потом, при благословении детей (20). Так же Иаков при благословении детей (21) и Иосиф, велевший вынести кости свои из Египта (22). Вера поддерживала родителей Моисея скрывать его, тогда он был еще младенцем, ибо они очами веры видели в его красоте Божие предуказание о нем (23). Верою и сам Моисей променял жизнь свою при дворе на служение Богу (24-27). Верою в искупительную кровь агнца он учредил пасху (28). Верою евреи перешли море, а при отсутствии ее погибли египтяне (20). Верою взят был Иерихон (30) и спаслась Раав (31) и много других, кого не перечтешь по именам, а потому далее указывает лишь плоды веры (32-34). Злострадания ветхозаветных праведников указываются Апостолом, как проявление их веры и мужественного терпения в надежде на будущее освобождение от всех зол в новой жизни, по воскресении (35-38). Все они, хотя и получили удостоверение от Бога, что за свою веру угодны Ему, но не получили обещанного им отечества, как полной награды за веру (39-40).

2) Сила веры ветхозаветных праведников (XI). (Она была всегда опорой в делах, давая осуществление ожидаемому и уверенность в невидимом (1) поэтому, праведники многое претерпели в надежде воздаяния (2-34) в будущей жизни (35-38), но только верою получив от Бога удостоверение, что будут вознаграждены вместе с нами-христианами за труды свои в будущей жизни (39-40).

3) Последователи Иисуса Христа должны отличаться терпением (XII, 1-17): (О терпении Апостол заводит речь в виду бед, переносимых христианами и утешает, и ободряет их, но двумя путями: сочувствием и указанием на незначительности бед, чтобы победить самомнение в терпении и в конце концов тоже укрепить сочувствием. Первое он делал и делает теперь, указывая на страдания Христа (1-3), второе далее, когда говорит, что наказание есть результат или знак внимания к нам и плотских наших родителей (4-8), тем более, если наказует Бог, ведя к спасению (9-11). Далее, быть-может, в дополнение к предшествующему, чтобы не особенно были чутки к лишениям плоти и тем не увеличивали своих страданий, дает совет терпеть и малодушничанием не расслаблять себя еще больше (12-13), но, запасшись миром души и чистотой, ведущей к лицезрению Господа, поддерживать друг друга в бедах и не увлекаться удобствами жизни, дабы кто не променял на них высшее (благодать Святого Духа) и не потерпел как Исав (14-17).

4) Величие восприятия ветхого и нового заветов (XII, 18-29): (Грозная физическая обстановка, при которых дан был ветхий завет (18-21) – ничто – с величием условий, при которых дан был новый завет: начиная с горы неземной и кончая кровью Богочеловека, пролитой по воле Отца для спасения людей, велико было событие смерти от руки брата, а от руки Отца еще больше (22-24). Смотрите, чтобы с нами не случилось хуже, чем с теми, что слушали говорящего на земле и не послушались, ибо нам говорилось из Иерусалима небесного (25): тогда колебалась земля, а теперь – небо (26-27). Итак, вступив в вечное не колеблемое царство Христово, будем беречь данную нам благодать, дабы не разгневать Бога, грозного в суде Своем (28-29).

5) О братолюбии, (1), страннолюбии (2-3), целомудрии (4), нестяжательности (5а) и твердости в вере в Господа Иисуса Христа (5б-6) в подражание великим наставникам в вере (7) (XIII, 1-8).

6) Превосходство христианских собраний пред такими же ветхозаветными (XIII, 9-19): (В ветхом завете питались «жертвенными мясами» и это вменялось им в правду. Апостол говорит, чтобы обратились от этого к ядению Жертвы Новозаветной, принесенной «вне стана» Иерусалима, за станом (9-12) и вышли из их обрядового круга и вместе с ним, Апостолом, претерпели ненависть соотечественников, узость воззрений которых не дает им возможности видеть религию вне своей нации (13). Ваше отечество шире ихнего: оно в будущем, к нему и устремимся (14), стараясь служить Богу жертвами духа, похвалой Ему (15), не забывая также и дел милосердия, входя в близкое общение сердца со всеми (16), особенно же оказывая должное наставникам вашим (17), к ним Ап. причисляет и себя, и просит молитв о себе, так же обращается к тем, кто худо думал о нем, как изменнике веры, чтобы теперь так не думали и обещается видеться с ними (18-19).

Заключение (XIII, 20-25).

1) Молитва верующих – пусть Бог, воздвигший Пастыря нового, упасет их всех в вере и добрых делах для принесения высшей и единственно великой жертвы – исполнения воли Божией (20-21),

2) Просьба благосклонно принять послание (22),

3) Обещание побывать у них (23),

4) Приветствия и благожелания (24-25).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.