Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические и правовые аспекты оказания психологическом помощи.






Прежде всего отметим, что психология как профессия подчиняется этическим нормам, общим для любой профессии, относящейся непосредственно к человеку: уважение личности.

Этические стандарты и нормативы, специфичные для практикующих и консультирующих психологов.

· Конфиденциальности, т.е. Сохранения личной тайны клиента. Кроме ех моментов когда затрагивается уголовное право.

· Избегание физического контакта с клиентом (кроме предусмотренных технических или процедурных манипуляций), ограничиваясь принятыми в обществе выражениями приветствия (рукопожатие, поклон и т.п.).

· Особыми требованиями к психологу являются также: избегание социальных контактов со своим клиентом (отказ от совместного ведения дел)

· Не вызвать необоснованных ожиданий или превысить пределы своей компетенции.

· Психолог имеет право отказаться от услуг, если осуществляется независимое и не согласованное с психологом иное воздействие на психику.

· Гонорар заранее оговаривается с учетом возможностей и взаимной приемлемости вознаграждения.

Клиент имеет право:

На выбор психолога; На обсуждение и принятие решения о приемлемости для него того или иного метода психологической помощи; На оценку результатов психологической помощи по ходу ее оказания; На отказ от услуг консультирующего психолога; На информацию об образовании и квалификации психолога.

Решение о необходимости психологической помощи, как правило, принимает сам клиент.

(по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие наиболее важные этические принцыпы:

· Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

· Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым.

· Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту

· Анонимность (без согласия клиента)

· Разграничение личных и профессиональных отношений. В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме (если такие отношения появляются необходимо как можно скорее прервать процесс психологической помощи)

Правовые аспекты (за что наказывается психолог)

· Введение граждан в заблуждение относительно целей оказываемой психологической помощи, нарушение норм профессиональной этики, что подтверждается заключением комиссии по вопросам лицензирования деятельности по оказанию психологической помощи;

· Нанесение вреда жизни и (или) здоровью потребителя психологической помощи.(что подтверждается в суде)

· Отсутствие договоров на оказание психологической помощи (в случаях, предусмотренных законодательством), книги регистрации данных договоров;

· Несоответствие лицензионным требованиям и условиям, касающимся образования лиц, которые непосредственно оказывают психологическую помощь;

· Осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии.

 


 

11. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществления психологической помощи.

Психолог отвечает за кач-во предоставляемых услуг, оптимальный одбор техник и ср-в ПП и соблюд-е этических принципов. Жестких границ между различными видами ПП не существует, они основываются на использ-и сходных методов возд-я. Это касается прежде всего психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
Характер ПП в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста.
Внутренняя соглас-сть теории: теория должна быть свободна от внутренних противоречий; она должна объяснять несхожие феномены, следуя внутр. логике. При выборе технологии оказ-я помощи необходимо исходить из теоретических основ-ий и оценки эфф-сти (наск-ко она помогает при данной проблеме); техника выбирается, основываясь на технологии и опять же на эфф-сти её примен-я в данном случае; эфф-сть оценивается, опираясь на теорию, в кот.пропис. Критерии совлад-я с проблемой (психол. Здоровья). Согласно Лаутербаху, например, наиб.эфф-ными и исслед-ми явл. Методы когнит., поведенч. Психотерапии, клиентцентр. Терапии Роджерса, методы релаксации и гипноза.
Внутр. Соглас-сть может считаться наруш. В том случае, если несмотря на указ.в теории объясн-я растр-в и постулаты их лечения, выздор-я кл-та не наблюд. Вовсе либо в теч-е указ. Времени. Так, в классич. Психоан-зе объясн. Мех-м образ-я фобий, психосом. Р-в, однако пац-ты данной группы плохо поддаются леч-ю в рамках данного подхода.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.